Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»
методическая разработка по логопедии

Соленикова Лариса Викторовна

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда
«Речевая готовность детей к обучению в школе»

Звуковая сторона речи.
Дети должны уметь:
- правильно произносить все звуки речи.
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

Функции языкового анализа.
Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); 
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).

Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
-поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Подготовила:
учитель-логопед Соленикова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Как предупредить трудности обучения в школе»

Многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выя...

Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»

Советы  учителя — логопеда  родителям будущих первоклассников....

Рекомендации родителям "Речевая готовность детей к обучению в школе"

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных...

Речевая готовность детей к обучению в школе

Консультация для родителей....

Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к обучению в школе

В содержании представлены рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО....