Речевая готовность детей к обучению в школе
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ахтямова Виктория Марсовна

Консультация для родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность детей к обучению в школе

Слайд 2

Основная функция речи-общение, сообщение, коммуникация. К 6-тилетнему возрасту словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов.

Слайд 3

Произносительная сторона речи

Слайд 4

Навыки звукового анализа и синтеза

Слайд 5

Навыки словообразования и словоизменения

Слайд 6

Связная монологическая речь

Слайд 7

Игры, развивающие устную речь ребенка «Испорченный телефон»

Слайд 8

Называть слова на определенную букву Называть все известные предметы одного и того же цвета Называть больше слов по теме

Слайд 9

Составить цепочки слов- антонимов Задания на освоение местоположения предметов в пространстве Игра «Цепочка слов»

Слайд 10

Рекомендации по развитию устной речи ребенка: Обращать внимание как ребенок излагает свои мысли. Помогать ребенку описывать предметы, события, явления как можно более подробно. Обратить внимание на заучивание стихотворений, песен. Учить ребенка находить, придумывать рифмы. Поощрять использование детьми поговорок, пословиц, распространенных выражений. Учить придумывать и загадывать загадки. Учить придумывать смешные истории.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 городского округа город Нефтекамск

Республика Башкортостан

Выступление на тему:

«Речевая готовность детей к обучению в школе»

Подготовила: Ахтямова В.М.

Нефтекамск 2019

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

 К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.  

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является  достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).      

  Речевая готовность ребенка возраста 6-7 лет складывается из нескольких показателей. Во-первых, это произносительная сторона речи. Ребенок правильно произносит  все звуки родного языка, чтобы при обучении письменной речи проблемы звукопроизношения не отразились на письме. Во-вторых, дошкольник  овладевает навыками звукового анализа и синтеза: уметь делить фразы на слова, слова на слоги, определять слово с заданным звуком и уметь определять местоположение звука в слове, называть твердые и мягкие согласные звуки, отличать согласные от гласных. В-третьих, владеть навыками словообразования и словоизменения: уметь образовывать множественное число существительных (лист – листы, листья), уменьшительно-ласкательные формы (лист – листик, листочек, листок), однокоренные слова (лист – листья, листопад, трилистник), согласовывать существительные с числительными (два листа, пять листов или листьев). Уметь образовывать новые глаголы с помощью приставок (убежал, прибежал, выбежал), различные виды прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, заяц – заячий). В-четвертых, ребенок  обладает достаточно обширным словарным запасом, правильно сформированным грамматическим строем. Владеет связной монологической речью (описательный рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, ситуации из собственного опыта), уметь вести диалог (отвечать на вопросы по ситуации, о прочитанном).
Также речевая готовность играет важную психологическую роль. Ребенок, имеющий проблемы звукопроизношения или общего речевого развития, менее общителен, более скован на уроках, трудно сходится со сверстниками, теряет интерес к учебе…

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.  Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и  совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.  

Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), предлагаю некоторые развивающие игры и   методические рекомендации:

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

* Испорченный телефон.

* Назвать любые слова на определённую букву.

* Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих  известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

* Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

* Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

* Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

* Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под,  снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой,  или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

  *  Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ''как-бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога.  Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и  распространенных выражений.

* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

* Учить придумывать смешные истории.

Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Для современного ученика самое главное - речевая деятельность. И в частности уровень развития интеллекта, психических процессов - памяти, воображения, внимания и бесспорно связной речи. Обычно сама ре...

«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.

общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...

Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»

Советы  учителя — логопеда  родителям будущих первоклассников....

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»...

Рекомендации родителям "Речевая готовность детей к обучению в школе"

Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.  Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут  родителям в решении многих вопросов, связанных...

Речевая готовность детей к обучению в школе

Консультация для родителей....