"Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе. Предупреждение дислексии и дисграфии у старших дошкольников."
презентация по логопедии
Выступление на МО воспитателей "Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе. Предупреждение дислексии и дисграфии у старших дошкольников."
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.64 КБ | |
| 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО воспитателей по теме:
«Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.
Предупреждение дислексии и дисграфии у старших дошкольников.»
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.
Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.
(Cлайд № 2. Критерии речевого развития ребенка шести лет)
Согласно содержательному разделу речевого развития ФОП, ребенок седьмого года жизни должен:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- делить слова на слоги;
- составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- использовать разные способы образования слов;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
(Cлайд № 3, 5, 6, 7. Методика речевой диагностики)
Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность грамматического строя речи.
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки речи на слух.
- Владение связной речью.
(Cлайд № 8. Результаты диагностики речевого развития в подготовительных группах)
ОНР и ФНР могут привести к проблемам при обучении чтению и письму. К таким нарушениям, как дислексия и дисграфия.
(Слайд № 9-10. Дислексия и дисграфия, понятия)
Дислексия - специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Виды дислексии на слайде.
Дисграфия–это частичное специфическое нарушение процессов письма, где основным симптомом является наличие стойких ошибок. Виды дисграфии на слайде. Диагностировать дисграфию можно только во 2 классе. Но уже в дошкольном возрасте можно определить детей, склонных к этому нарушению.
(Слайд № 11. Симптомы возможных нарушений)
В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:
- в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
- он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
- его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
- не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
- ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
- путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
- не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
(Слайд № 12. Профилактика)
Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.
В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии:
- артикуляторно-акустическая;
- акустическая;
- аграмматическая;
- оптическая.
Первые 3 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.
Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.
Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:
- чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
- чтение книг;
- пересказ прочитанного;
- заучивание стихов и песен;
- ритмичные танцы.
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ
Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии с дислексией рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания:
- Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…
- Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат).
- Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет3: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
- Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его.
- Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.
- Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.
- Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.
- Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.
- Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.
- Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-весело-веселый.
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(Слайд № 13. Профилактика)
Пܰрܰоܰфܰиܰлܰаܰкܰтܰиܰкܰа оܰпܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй дܰиܰсܰгܰрܰаܰфܰиܰи дܰоܰлܰжܰнܰа зܰаܰкܰлܰюܰчܰаܰтܰьܰсܰя в уܰсܰтܰрܰаܰнܰеܰнܰиܰи у рܰеܰбܰеܰнܰкܰа эܰлܰеܰмܰеܰнܰтܰаܰрܰнܰыܰх фܰоܰрܰм нܰеܰдܰоܰрܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰя зܰрܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰ-пܰрܰоܰсܰтܰрܰаܰнܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰй сܰфܰеܰрܰыܰ, кܰоܰтܰоܰрܰыܰе в дܰаܰлܰьܰнܰеܰйܰшܰеܰм яܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя пܰрܰеܰпܰяܰтܰсܰтܰвܰиܰеܰм к уܰсܰвܰоܰеܰнܰиܰю бܰуܰкܰв и фܰоܰрܰмܰиܰрܰоܰвܰаܰнܰиܰю нܰаܰвܰыܰкܰа пܰиܰсܰьܰмܰа.
Игровые задания для профилактики оптической дисграфии:
Найди и обведи. Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву, например, А. В раннем возрасте вместо текста можно использовать картинки.
Повторяй за мной. Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.
Клад. Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.
Что здесь спрятано? Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.
Выложи из спичек. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.
Дорисуй. Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.
Запомни и нарисуй. Дошкольнику показывают карточку с 4–5геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.
(Слайд № 14-18. Примеры заданий)
(Слайд № 19. Итог )
Дисграфия становится настоящей проблемой в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести коррекцию. А еще лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.
Учитель-логопед: Лабарешных Г.И.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса
Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образова...

презентация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе све...

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....

Выступление на родительском собрании «Речевая готовность детей к обучению в школе»
Советы учителя — логопеда родителям будущих первоклассников....

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»
Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к обучению в школе»...
Рекомендации родителям "Речевая готовность детей к обучению в школе"
Данный материал рекомендован родителям, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии. Мои консультации, советы, краткие рекомендации помогут родителям в решении многих вопросов, связанных...


