Использование Лэпбука в работе логопеда
статья по логопедии

Мария Анатольевна Намекунг Фометио

Статья посвящени использованию Лэпбука в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar._lepbuk.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «лэпбук» и ее применение

        Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогам. Образовательный стандарт подразумевает, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть новейшими образовательными технологиями.  Перед  современным учителем-логопедом стоит важная задача по поиску и внедрению  новых подходов, идей, форм и методов в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

        С одной из современных технологий мы и хотели бы вас сегодня познакомить.

В переводе с английского (lapbook, lap – колени, book – книга). 

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук – объединяет в себе  игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Во многих странах мира лэпбук используется педагогами и родителями для веселого и игрового освоения нового материала.  Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.

Работа логопеда – трудоемкая и кропотливая, часто сопровождается сопутствующей работой по формированию мыслительных процессов, памяти, внимания и тп. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь;
  • формировать психологическую базу речи;
  • совершенствовать мелкую моторику.

В своей работе мы используем лэпбуки на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. Лэпбуки созданные совместно с детьми приносят больше пользы, чем любые готовые книги и игры.

    Технология лэпбука позволяет не только логопеду взаимодействовать с ребенком, но и активно привлекать родителей  к отработке звуков.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

         С младшими дошкольниками удобно использовать лэпбуки, созданные педагогом. А вот старших дошкольников можно и нужно привлекать к созданию собственных лэпбуков. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.


Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

При создании лэпбука мы придерживались следующих критериев (с учетом требований ФГОС)

1. Доступность - информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку.

2. Прочность - учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность - лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативность - желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Самостоятельность - его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

Традиционно материал в лэпбуках организуется с помощью кармашков, окошек, дверок, гармошек, вращающихся деталей, высовывающихся деталей, тегов, пазлов и тп.

Мы представляем вашему вниманию Лэпбук на автоматизацию звука Н.

Лэпбук «Звуковичок»

  1. универсальные карточки с заданиями (Назови ласково, один-много, назови место звука в слове, придумай, запомни и повтори, посчитай)
  2. Буква Н с картинками, начинающимися на твердый звук Н. (картинка сменная)
  3. Паровозик «Артикуляторное путешествие» - в каждом вагончике упражнения в картинках.
  4. кармашки с картинками на звук Н в разных позициях.
  5. Звуковые кристаллы. Бусины обозначают согласный звук. В зависимости от положения бусин можно отрабатывать разные виды слогов (есть схемы по которым это можно делать)
  6. Звуковая дорожка – ребенок шагает пальчиками и называет слоги (используя схмы слогов из предыдущего задания)
  7. Домик для определения места звука в слове
  8. Стиральная машина – ребенку надо подобрать пары носков и выставить их на линеечку. Выполнить задания по универсальным карточкам. Подобрать прилагательные к слову носки (красные, новые, растянутые и т.п.)
  9. Назови детеныша
  10.  Съедобное – несъедобное
  11. Какой сок?
  12.  Искалочки – найти заданное количество слов со звуком на карточке со множеством похожих предметов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда"

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, ок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Использование лэпбука в работе логопеда ДОУ

Как можно использовать лэпбук в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР. Пример лэпбука....

Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР

У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти,...

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...

Презентация по теме "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" (выдержки). Шипелочка

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. Шипелочка. Работаем со звуком "ш"...

«Использование лэпбука в работе учителя – логопеда»

В настоящее время растет поколение детей, часто безразличное к  речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Кроме того, ув...