Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей
методическая разработка по логопедии

Ежемесячное планирование для воспитателей по коррекции звукопроизношению детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhemesyachnye_zadaniya_uchitelya-logopeda_vospitatelyam.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Ежемесячные задания учителя-логопеда воспитателям

Цель: Привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей

Задачи:

 1) Подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков, развитие артикуляционной моторики.

               2) Развитие фонематического слуха:

                       1/ различение слов, сходных по звучанию;

                       2/ выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

  1. Формирование навыков правильного произношения звуков: автоматизация, дифференциация в слогах, словах, фразах.

                4) Формирование морфемной структуры слова:

                       1/ правильное употребление грамматических форм;

                       2/ навыки словообразования и словоизменения.

                5) Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

                6) Формирование фразовой речи.

                   1/ учить правильно сочетать слова по смыслу;

                   2/ работать по устранению аграмматизмов;

                   3/ учить строить предложения с опорой на модель;

                   4/ развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану), придумывать концовки к сказкам;

                   5/ формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную педагогом;

                   6/ отрабатывать интонационную выразительность речи.

                   7) Развитие речевого дыхания

 

                                                 

СРОКИ

ДЕТИ

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ ВПФ

1

Сентябрь-октябрь

Согласно планированию отработать лексическую тему

1. Артикуляционная гимнастика.

    «Блинчик», «Трубочка», «Качели», «Иголочка», «Лошадка».

2. Речевые упражнения. Петь на диафрагмальном выдохе   звуки с мягкой голосоподачей.

 АИЕ  АЕЕ   ЫИЕ ЯИЕ      ЕИЯ

 АЕЮ  ОЕЕ  ЫЕЕ   ЯЕЕ    ЯЕЯ

 ЭАО ОЕЮ ЫЕЮ  ЯЭЮ               ЕЕЮ ЭОУ    УАЭ     ИАЭ              ЕАЭ   ЮАЭ ЭИИ          ЫОУ              ИЭО                 ЕЭО       ЮЭО

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Капуста», «Осенний букет»

Игры: «Четвертый лишний».

«Что пропало»

«Посчитай-ка»

«Какой, какая, какое»

 «Волшебный мешочек».

    Дети угадывают на ощупь игрушки, лежащие в мешочке.

2

Октябрь-ноябрь

Согласно планированию отработать лексическую тему

1. Артикуляционная гимнастика.

   «Заборчик», «Трубочка», «Барабан», «Качели»,

   «Молоточек», «Часики», «Заведи моторчик».

2. Дид. игра «Дни недели».

    Сопряженное называние дней недели на выдохе.

    ! Понедельник _________________

    ! Понедельник, вторник _____________

    ! Понедельник, вторник, среда ______________

    ! Понедельник, вторник, среда, четверг _____________

    ! Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница _________

    ! Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота__

! Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота,  воскресенье_______________

Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка»

Игры: «Один-много»

«Большой- маленький»

«Что не так»

3

Ноябрь-декабрь

Постановка звука «Ш»

Автоматизация звука «Ш».

- в слогах

-в словах

Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ

(вытянуты вперёд. округлены)

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»-
-«Лопата копает» — «Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер».  

 Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ»

Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения                   

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки», «Блины».

Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове

            звук «Ш»

    - из ряда гласных и согласных звуков;

    - из обратных слогов;

    - из слов.

Д/и. на развитие внимания и памяти

    «Что изменилось?»,

    «Чего не стало?»,

    «Что прибавилось?»,

    «Отгадай картинку?»

Подготовительные упражнения к постановке звука «Р».

Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки», «Блины».

Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове

            звук «Р»

    - из ряда гласных и согласных звуков;

    - из обратных слогов;

    - из слов.

Д/и. на развитие внимания и памяти

    «Что изменилось?»,

    «Чего не стало?»,

    «Что прибавилось?»,

    «Отгадай картинку?»

Постановка звука «С»

Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Автоматизация звука «Сь».

 Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ

(улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -
«Холодный ветер»

Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.

Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шёки нижних зубов.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки», «Блины».

Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове

            звук «С»

    - из ряда гласных и согласных звуков;

    - из обратных слогов;

    - из слов.

Д/и. на развитие внимания и памяти

    «Что изменилось?»,

    «Чего не стало?»,

    «Что прибавилось?»,

    «Отгадай картинку?»

4

Декабрь

Автоматизация звука «Ш».

- в слогах

-в словах

-словосочетаниях

-предложениях

-связной речи

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс дыхательной гимнастики

Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ»

 Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения 

А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».                                                      

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Зима».

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ.

    1) Д/и. «Чудесный мешочек». /с одеждой детей/

    Дети по очереди вынимают одежду из мешочка. Если вещь принадлежит ребенку, то он говорит: «Это моя шапка». А если вещь чужая – «Это не мой шарф».

    2) Счет 1- 10 /прямой и обратный/.

    Закрепление рода существительного туфля с местоимением моя.

    /Одна моя туфля, две моих туфли, три моих туфли и т.д./

Постановка звука «Ц»

Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.

Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.

 Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро.

Следить за положением губ и языка.

Дыхательное упражнение «Вьюга».

Учить включать голос при произнесении звука «С».

Дыхательное упражнение «Комарик».

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Зима».

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ.

    1) Д/и. «Чудесный мешочек». /с одеждой детей/

    Дети по очереди вынимают одежду из мешочка. Если вещь принадлежит ребенку, то он говорит: «Это моя шапка». А если вещь чужая – «Это не мой шарф».

    2) Счет 1- 10 /прямой и обратный/.

    Закрепление рода существительного туфля с местоимением моя.

    /Одна моя туфля, две моих туфли, три моих туфли и т.д./

Постановка звука «Р».

Автоматизация звука «Р».

Постановка и автоматизация звука «Рь».

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция):

«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»-
«Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» -
«Пулемет».

Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Дидактический материал «Автоматизация звуков Р,Рь»

 Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения 

А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Зима».

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ.

    1) Д/и. «Чудесный мешочек». /с одеждой детей/

    Дети по очереди вынимают одежду из мешочка. Если вещь принадлежит ребенку, то он говорит: «Это моя шапка». А если вещь чужая – «Это не мой шарф».

    2) Счет 1- 10 /прямой и обратный/.

    Закрепление рода существительного туфля с местоимением моя.

    /Одна моя туфля, две моих туфли, три моих туфли и т.д./

5

Январь-февраль

Постановка и автоматизация звука «Ж»

- в слогах

-в словах

-словосочетаниях

-предложениях

-связной речи

Учить включать голос при произнесении звука «Ш».

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-
«Лопата копает» -«Вкусное варенье»
- «Фокус» - «Теплый ветер».                        

Дыхательное упражнение «Вьюга».

Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ»

 Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения 

А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».                                                      

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»,

«Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка»

Р. п. ед. ч. сущ-х без предлога  и с предлогом У.

    1) Д/и. «Чего не стало?» /с предметными картинками/

    2) Д/и. «С какого дерева лист, ветка, плод?»

    3) Д/и. «Эхо». /В лесу сосна. – В лесу нет сосен./

    4) Д/и. «Кого не стало?» /Дети закрывают глаза, один ребенок

    прячется за ширму. Дети открывают глаза и говорят: «Не стало...

Дифференциа-

ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь».

Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения 

А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».                                                      

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»,

«Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка»

Р. п. ед. ч. сущ-х без предлога  и с предлогом У.

    1) Д/и. «Чего не стало?» /с предметными картинками/

    2) Д/и. «С какого дерева лист, ветка, плод?»

    3) Д/и. «Эхо». /В лесу сосна. – В лесу нет сосен./

    4) Д/и. «Кого не стало?» /Дети закрывают глаза, один ребенок

    прячется за ширму. Дети открывают глаза и говорят: «Не стало...

Повторение

Повторение

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»,

«Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка»

Р. п. ед. ч. сущ-х без предлога и с предлогом У.

    1) Д/и. «Чего не стало?» /с предметными картинками/

    2) Д/и. «С какого дерева лист, ветка, плод?»

    3) Д/и. «Эхо». /В лесу сосна. – В лесу нет сосен./

    4) Д/и. «Кого не стало?» /Дети закрывают глаза, один ребенок

    прячется за ширму. Дети открывают глаза и говорят: «Не стало...

6

Февраль-март

Постановка звука «Л».

Учить удерживать язычок на «бугорке»  за верхними зубами.

 Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»-
«Пароход» -«Пароход гудит».                      

Дыхательное упражнение «Ветерок»                                                 

Повторение

Д/и. «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов.

    /Например: налить воду – вылить воду,

                        войти в комнату – выйти из комнаты,

                        принести мяч – унести мяч,

                        подъехать к дому – отъехать от дома…/

Постановка звука «Ш»

Автоматизация звука «Ш».

- в слогах

-в словах

Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ

(вытянуты вперёд. округлены)

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»-
-«Лопата копает» — «Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер».  

 Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш, Ж,Ч, Щ»

Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения                   

Повторение

Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове

            звук «Ш»

    - из ряда гласных и согласных звуков;

    - из обратных слогов;

    - из слов.

Д/и. на развитие внимания и памяти

    «Что изменилось?»,

    «Чего не стало?»,

    «Что прибавилось?»,

    «Отгадай картинку?»

Работа над слоговой структурой слова

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс дыхательной гимнастики

  • Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак).
  • Двусложные слова с закрытым слогом (лимон).
  • Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).

Повторение

Д/и. «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов.

    /Например: налить воду – вылить воду,

                        войти в комнату – выйти из комнаты,

                        принести мяч – унести мяч,

                        подъехать к дому – отъехать от дома…/

7

Март-апрель

Автоматизация звука «Л».

Постановка и автоматизация звука «Ль».

Звуки «Л-Ль».

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс дыхательной гимнастики

Кончик широкого языка упирается в верхние зубы.

Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».

Пальчиковая гимнастика «Весна», «Мамин день».

Развитие внимания: «Найди лишнее слово», «закончи предложение», «один-много».

Постановка звука «Л».

Учить удерживать язычок на «бугорке»  за верхними зубами.

 Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»-
«Пароход» -«Пароход гудит».                      

Дыхательное упражнение «Ветерок»                                                 

Пальчиковая гимнастика «Весна», «Мамин день».

Д/и. «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов.

    /Например: налить воду – вылить воду,

                        войти в комнату – выйти из комнаты,

                        принести мяч – унести мяч,

                        подъехать к дому – отъехать от дома…/

Работа над слоговой структурой слова

  • Трѐхсложные слова с закрытым слогом (теремок).
  • Трѐхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус).

Трѐхсложные слова с двумя стечениями согласных (матрѐшка).

Пальчиковая гимнастика «Весна», «Мамин день».

Развитие внимания: «Найди лишнее слово», «закончи предложение», «один-много».

8

Апрель-май

Постановка и автоматизация звука «Л»

- в слогах

-в словах

-словосочетаниях

-предложениях

-связной речи

 Дидактический материал «Автоматизация звуков Л,Ль»

 Н. В. Нищева

БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения 

А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».                                                  

Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы».

Тренировка выразительной речи в имитационном чтении рассказа                  

  Н. Сладкова.

  Сорока и заяц.

   Сорока.  Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

   Заяц.       Э-э, Сорока, все равно плохо…

   Сорока.  Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

   Заяц.      Э- э, Сорока, все равно плохо…

   Сорока.  Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

   Заяц.       Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья…

Работа над слоговой структурой слова

  • Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт).
  • Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда).

Четырѐхсложные слова из открытых слогов.

Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы».

9

Май

Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Птицы».

Развитие логического мышления «Закончи предложение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"

Данный материал предназначен  воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.

Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...