Перспективный план по экспериментированию
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Лапенко Галина Николаевна

В плане отражена специфика компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по экспериментированию

в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с нарушением речи

учителя-логопеда

Лапенко Г.Н.

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова – опыт вообще, попытка осуществить что-либо.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.
На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой и полезной информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей. Этот период наиболее важен для развития познавательной, исследовательской и поисковой деятельности, так как именно в этом возрасте ребята могут самостоятельно сделать выводы и найти решение. Развитие личности ребенка происходит не только в процессе усвоения навыков, знаний и умений, но и в самостоятельном поиске знаний и приобретении навыков. Развить в детях общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями – задача, которую ставит перед собой дошкольное образование.

В плане отражена специфика компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

При организации опытно-экспериментальной деятельности мною

используются следующие формы работы с детьми:

* занятия;

* беседы познавательного характера;

* дидактические и развивающие игры и упражнения;

* сюжетно-ролевые игры;

* эксперименты и опыты;

* рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;

* наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

* экскурсии и целевые прогулки;

* работа в уголках природы;

* экологическая тропа;

* диагностика развития детей.

 Осень.  

-знакомство со свойствами воздуха

-развивающие игры с фруктами и овощами:

 “Фрукты: как их можно есть?”,

 “Узнай на вкус и по запаху”,

“Фрукты и овощи как косметика”,

“Красящие свойства овощей и фруктов”,

 “Отпечатки листьев” и т.д.

Зимние месяцы 

(можно предложить детям и их родителям) :

 -игры и опыты с водой:

 “Три состояния воды”,

 “Разноцветные сосульки”,

 “Греет ли варежка”,

 “Разные снежинки”,

“Накорми птиц”,

“Глубина снега”,

“Отпечатки на снегу” и т.д.

Весна

“Солнце – художник”,

“Посев рассады”,

 “Зависимость жизни растений от солнца”,

“Где быстрее тает снег”,

 “Где длинней сосулька?”,

 “Как просыпаются растения”,

 “Куда исчезает вода”

Летние месяцы 

(предложили детям и родителям побывать за городом, у реки, на пляже)

-игры с песком и водой,

-наблюдения за солнечными зайчиками, насекомыми, за тенью.

- исследования:

 “Что есть в почве”,

“Заплесневелый хлеб”,

“Большой и маленький” (определение размера зрачка в зависимости от освещения),

“Свойства бумаги и картона”,

 “Фильтрование воды”,

“Световой луч”,

 “Как не обжечься”,

“Свечка в банке”,

 “Радуга на стене”,

 “Магнит рисует”

- сделать рисунки, фотографии, альбомы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментированию со звучащими предметами вне занятий с детьми раннего возраста

Погружение ребёнка раннего возраста в мир звуков способствует гармоничному развитию личности малыша, обеспечивает его эмоциональное благополучие.  Это способствует слуховому сосредоточению,...

перспективный план.Кружок по экспериментированию "Почемучки"

Перспективный  план работы кружка «Почемучки»на 2012 -2013 учебный год (средняя группа)месяцТемы занятийсентябрьСоставление плана работы кружка, обследование детей. октябрьДружба красо...

Перспективное планирование по теме "Детское экспериментирование"

Перспективное планирование разработано по всем возрастным группам и в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,...

Перспективный план работы по сказка-экспериментированию

Развернутое перспективное планирование по  сказка-экспериментированию в младшем и старшем дошкольном возрасте....

Перспективное планирование по экспериментированию

непосредственно-образовательная деятельность детей...

Перспективный план "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Перспективный планпо самообразованию воспитателяРезцовой Ольги Сергеевны      Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошко...