Перспективный план работы по сказка-экспериментированию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Волосатова Жанна Сергеевна

Развернутое перспективное планирование по  сказка-экспериментированию в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Для того чтобы у ребенка сохранялся и развивался познавательный интерес к исследовательской деятельности необходимо использовать различные стимулы. Это может быть познавательный момент, мотив помощи, новизна изучаемого объекта, тайна, сюрпризный момент.  Данное планирование объединяет все представленные стимулы и представляет необычную форму организации познавательно-исследовательской деятельности через сказку. Данный прием наиболее эффективный, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них сказочной форме. Для поддержания интереса к экспериментированию задания, опыты, проблемные ситуации детям даются от имени сказочных героев и игровых персонажей. В каждой отдельной истории сказочные персонажи и вместе с ними дети:

  1. сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным,
  2. попадают в трудную ситуацию,
  3. встречаются с очень интересным собеседником.

На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности – моделируют проблемные ситуации. В последствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.

Целесообразно данный вид деятельности использовать как итоговое мероприятие с детьми по изученным объектам и явлениям 1 раз в месяц, так как в процессе совместной деятельности по сказка-экспериментированию используется взаимосвязь по всем образовательным направлениям.

Планирование разработано с учетом возрастных особенностей дошкольников, а также основывается на основное календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности.

Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами. Это:

  1. неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины)
  2. рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, резины, ткани, металла, мыла);
  1.  живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
  2. физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука);
  3. человек («наши помощники» - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа).

Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию личности.

Перспективный план работы по сказка- экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста

№  месяц

Название

Объект

Задачи

1 Сентябрь

« Кто такой Колобок»

Вода, песок, глина

Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.

2 Октябрь

«Чебурашка, из «Апельсиновой страны»

Фрукты, растения, вода, воздух

Изучить строение растений, показать, что воздух легче воды, закреплять знания о фруктах, показать, что они состоят из воды.

3 Ноябрь

«Карлсон, который живет на крыше»

Воздух, ветер

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя, дать детям знания о значении воздуха. Дать понятие ветра.

4 Декабрь

«Любопытный Дружок»

Органы чувств

Закреплять представления детей об органах чувств.

5 Январь

«Мир за пределами птичьего двора»

Вода, предметы из разного материала

Дать детям представление о плавучести предметов.

6 Февраль

«Любопытная Каркуша»

Свет

Познакомить с образованием тени предметов, создавать с помощью теней образы.

7 Март

«В гостях у

Винни-Пуха»

Магнит, насекомые, растения

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений.

8 Апрель

«Солнечные зайчики»

Вода, зеркало

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движений, предметами, от которых они отражаются.

9 Май

«На  чудесной полянке»

Бумага, ткань, вода,  магнит

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, ткани, определять  их качества и свойства. Показать детям прозрачность и зеркальность воды.

 

Перспективный план работы по сказка- экспериментированию с детьми старшего  дошкольного  возраста

№, месяц

Название

Объект

Задачи

1 Сентябрь

«Игры с Лунтиком»

Ветер, Воздух

Познакомить детей с причиной возникновения ветра, закреплять знания о свойствах воздуха

2 Октябрь

«Умные Фиксики»

Магнит, Металл

Опытным путем выявлять материалы, которые могут стать магнетическими.

3 Ноябрь

«В гостях у Знайки»

Сила тяготения

Дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения

4 Декабрь

« В царстве снежной королевы»

Лед, Снег, Вода

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Выявить два агрегатных состояния воды.

5 Январь

«Секретные записки от Незнайки»

Фрукты, Бумага, Свет

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил.

6 Февраль

«Маша открывает мир»

Вода, Песок, Воздух

Выявить свойства и качества воды, песка, воздуха.

7 Март

«Путешествие Капельки»

Вода, Фрукты, Лед, Растения

Знакомить с круговоротом воды в природе, объяснять причину выпадения осадков, значение воды для всего живого.

8 Апрель

«Необычные приключения Буратино»

Дерево, Металл, Вода, Пластмасса

Узнавать предметы из дерева, пластмассы и металла, определять его качественные характеристики .

9 Май

«В гостях у Айболита»

Органы чувств

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....