Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
материал (старшая группа) на тему

Каленюк Ольга Федоровна

Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по экспериментированию

в соответствии с календарно тематическим планированием.

1-2 неделя диагностика.

3 неделя. «Праздник урожая»( сад, огород)

«Свет и тепло в жизни растений».

Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений

«Влага и растения».

Цель: определить, какое влияние оказывает влага на рост растений.

«Сравнение плодородной земли с глиной и песком».

Цель: учить детей распознавать свойства почвы (чернозем, песчаная, глинистая), обследовать почву.

 «Сырые и вареные».

Цель: выяснить отличие сырых овощей и фруктов от вареных

«Приготовление морковно-капустного салата»

Цель: закрепить представления детей об использовании овощей и фруктов человеком.

«Определи на ощупь, на вкус, по запаху».

Цель: уточнить представления детей об овощах и фруктах, формировать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.

4 неделя сентября « Краски осени».

«Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Осадки: «Узнаем, какая вода»

 Цель: закрепить знания о свойствах воды (жидкая, прозрачная, текучая).

«Сравнение воды с молоком».

Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.

Растения: «Почему осенью листья желтые?»

Цель: продемонстрировать зависимость роста растений от сезона, как на них влияет уменьшение светового дня.

«Почему нельзя сжигать листья?»

Цель: продемонстрировать, как происходит загрязнение окружающего воздуха в ходе деятельности людей

Октябрь 1 неделя

 «Растительный мир Прибайкалья. Лес ,грибы, ягоды»

«Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения

«Чем пахнет воздух?»

Цель: учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов наслаждаться ароматами.

«Есть ли воздух в воде?»

Цель: обнаружить воздух в воде.

«Куда исчезают опавшие листья?»

Цель: установить зависимость плодородности почвы от гниения растений.

«Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

2неделя октября « Злаки, хлеб»

 «Какая почва лучше?»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

«Как передвигается вода в почве?»

Цель: показать процесс прохождения воды в почве

«Вода нужна всем».

Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.

«Как вода питает ветки?»

Цель: познакомить с процессом движения воды  в растениях

«Сладкий опыт».

Цель: выявить, что в теплой воде вещества растворяются быстрее.

«Вода — растворитель»

.Цель: закрепить знания о следующих свойствах воды: некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может изменять свою окраску.

«Всегда ли вода растворитель?»

Цель: убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде.

Замешивание соленого теста «Прянички для Ванечки».

Цель: продолжать познакомить детей с материалом соленое тесто, его свойствами и возможностями.

3 неделя октября « Наземный транспорт»

Воздух

«Есть ли воздух на улице?»

Цель: определить наличие воздуха в окружающем пространстве. Изготовить с детьми самодельные вертушки, парашюты.

Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа перед собой вертушки; как парашют замедляет движение (Воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение и происходит плавно.)

«Воздух упругий».

Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость

«Солнце — тепло, тень — прохлада».

Цель: выявить, где предметы нагреваются сильнее: на солнце или в тени.

«Волшебный лучик».

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

1Неделя октября « Человек .Части тела. Здоровье»

«Нужен ли людям воздух?»

Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его при помощи легких, без воздуха ничто живое жить не может; для жизни нужен чистый воздух.

«Вкус воды».

Цель: выяснить, имеет ли вода вкус.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств,

их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки;

 нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

«Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

«Определение чистоты воздуха».

Цель: выявить, можно ли определить чистоту воздуха, и выяснить, как чистота воздуха влияет на наше здоровье.

«Глаза в темноте».

Цель: продемонстрировать, как изменяется величина зрачков человека, в зависимости от освещения.

«Рукам своим не верю»

1 неделя ноября « День Народного единства. Народы Прибайкалья»

Почва «Свойства песка».

Цель: закрепить с детьми знания о свойствах песка.

«Сравнение камней и песка».

Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.

Организация в группе мини- коллекции « Ракушки бывают разные». Каждому камешку свой домик ( Организация в группе мини музея камней)

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

2 неделя ноября « Домашние животные»

«Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

«Подушка из пены»

Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Опыт №2: “Вода жидкая, может течет

”Опыт №3: “У воды нет вкуса”

Опыт №4: “У воды нет запаха”

Цель: закрепление свойств воды.

3 неделя ноября « Мир безопасного поведения» (пожарная безопасность)

«Свет повсюду»

Цель: показать значение света , объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

«Таинственные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

«Что в пакете?»

Цель: закрепить знания о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы).

«Гори, свеча моя, гори».

Цель: выявить, что для поддерживания огня необходим воздух.

«Особенности теплого и холодного воздуха».

Цель: выяснить, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.

4 неделя ноября « День Матери»

«Увидеть, услышать, почувствовать».

Цель: закрепить знания о свойствах воздуха.

« При солнышке - тепло, при матушке- добро» (Путь солнца по небу).

Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.

«Помогаем маме на кухне»  «Что такое пар?»

Цель: продемонстрировать, как вода может превращаться в пар.

«Всегда ли можно увидеть пар?»

Цель: познакомить с процессом испарения воды

«Волшебное сито»

Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

1 неделя декабря. « Зимние узоры».

«Создаем облака».

Цель: получить представление о том, как в природе образуются облака.

Солнце «Тень в зимний день».

Цель: выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение зимнего дня, все ли тени от предметов одинакового оттенка.

Осадки «Снег. Какой он?»

Цель: установить связь между температурой, силой ветра и характером снега.

«Снег в морозный день».

Цель: установить зависимость рыхлости снега от влажности, а влажность — от температуры воздуха.

«Как из снега получить воду?»

Цель: самостоятельно найти способы превращения снега в воду. Обратить внимание на длительность протекания опыта.

«Можно ли пить талую воду?»

Цель: установить непригодность талой воды для

питья.

«Свойства снега».

Цель: выявить особенности взаимодействия снега и воды.

2 неделя декабря « Человек .Одежда. Обувь»

«Что отражается в зеркале?»

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

«Солнечные зайчики»

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

«Воздух упругий».

Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость.

3 неделя декабря « Зимующие птицы.

«Синичкин день»

Фокусы с магнитами 

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

«Тёплый воздух легче холодного»

4 неделя декабря « Новогодние чудеса.»

«Зачем Снегурочке шубка?»

Цель: выявить условия изменения состояний жидкости

«Лед — "твердая" вода».

№1.Цель: дать представление о том, что свойства предметов (лед, вода) меняются при нагревании и охлаждении

№ 2 Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед. «Свет и тень».

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

2 неделя января « Зимние забавы День здоровья»

«Превращение воды в лед».

Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед

«Что легче?»

Цель: сравнить, что легче: вода или лед?

«Свойства льда».№1 выяснить, имеет ли лед форму, может ли быть цветным?

«Свойства льда».№2

3 неделя января «Удивительный мир животных и растений Севера»

Почва и растения Цель: выявить защитные свойства снега

«Теневой театр».

Цель: понять принципы действия теневого театра.

«Определение направления и силы ветра».

Цель: учить детей изготавливать простейшие приборы

 «Здравствуй, солнечный лучик!»

Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.

4 Неделя января « Удивительный мир животных и растений жарких стран»

«Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

«Сравнение камней и песка».

Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.

«Пустой стакан».

Цель: выявить наличие воздуха в стакане.

«Посадка лука»

Цель: обучить детей технике посадки; вызвать интерес и желание выращивать лук; определить, какую пользу приносит.

«Посадка лука в банки с водой

1 неделя февраля « Мой дом. ( Эл. приборы, мебель)

«Волшебный лучик».

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

«Темные или светлые?»

Цель: установить зависимость тепло проводимости предметов от их цвета.

 «Танцующая фольга»

Цель :Понятие об электрических зарядах

«Какие предметы нагреваются на солнце быстрее?»
Цель:
установить зависимость теплопроводности

предметов от материала, из которого они изготовлены.

2 неделя февраля. « Мой дом»  ( посуда)

«Куда исчезла вода?»

Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от величины площади, занимаемой водой.

«Умная галка».

Цель: продемонстрировать, как повышается уровень воды, если в воду положить предметы.

«Посев семян».

Цель: обучить технике посева семян, вызвать у детей интерес к выращиванию растений, наблюдению за их ростом и развитием.

«Где воды больше?»

Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.

«Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук

3 неделя февраля « День защитника Отечества».

«Корабли по морю плывут».

Цель: установить, что ветер может быть разной силы.

№1. «Парашют».

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; помочь понять, как может использоваться сила ветра.

№2 «Парашют».

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.

"Стой, руки вверх!"
4 неделя февраля « Транспорт воздушный, водный»

«Вертушка».

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.

«Ветер и волны».

Цель: установить, что ветер имеет силу.

«Подушка из пены»

Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

«Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

« Ловись рыбка, и мала, и велика»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

1 неделя марта.

« Международный женский день»

«Звенящая вода» 

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

«Сравнение воды с молоком».

Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.

«Всегда ли можно увидеть пар?»

Цель:  Продолжать  знакомить с процессом испарения воды.

«Где воды больше?»

Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.

2 неделя марта. « Весенняя капель»

«Увеличение светового дня».

Цель: выявить, увеличилась ли продолжительность светового дня (в течение недели).

«Где снег не тает?» (Опыт проводится в начале весны.)
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона.
«Где быстрее наступит весна?»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

«Где будут первые проталины?» (Опыт проводится ранней весной.)
Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла,

появлением солнца

3 неделя марта « Профессии».

«Куда исчезла вода?»

Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от величины площади, занимаемой водой.

«Разноцветные шарики»

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

«ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ.»

Цель: Познакомить детей со свойствами кристаллов .Способами  выращивания кристаллов
« Взвешиваем»

Цель: Продолжать знакомить детей с весами и мерами, способами уравнивания.

4 неделя марта « Хочу в школу».

«Угадай ка»

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который
зависит от материала.        

«Секретное письмо»
Цель:
познакомить детей со свойствами сока лимона.
«Крахмал и йод»

Цель: познакомить детей со свойствами йода и крахмала.

1неделя марта « Обитатели, рек, морей, океанов».

«Морской кит» ( из яйца)

Цель: познакомить детей со свойствами соленой воды.

«Вода прозрачная»

Цель: Установление прозрачности воды.

Водяная мельница

Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Где вода?

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Об уровне воды

Цель: выявить как заставить воду вопреки закону тяготения течь вверх. 

1 неделя апреля « Перелетные птицы»

«Можно ли висеть на голове?»
Цель: выявить свойства магнита..

«Соломинка-пипетка»

Цель: Выяснить как работает пипетка

«Птичка в клетке» 

Цель: Создание эффекта  мультипликации

2 неделя апреля « Этот загадочный космос»

Солнце «Здравствуй, солнечный лучик!»

Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.

«Где живет "солнечный зайчик"?»

Цель: дать понятие о том, что свет — это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света.

«Путь солнца по небу».        
Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.

«Как квадрат превращается в круг»

Цель: Создание эффекта  мультипликации

«Такие разные круги».

Цель: установить зависимость таяния снега от теплопроводности и цвета предметов, находящихся на снегу.

« Свет и тень»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

«Путь солнца по небу».        
Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.

3 неделя апреля « Мой город».

«Где быстрее наступит весна?»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона

«Где будут первые проталины?» (Опыт проводится ранней весной.)
Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла,

появлением солнца.

«Можно ли пить талую воду?»

Цель: установить непригодность талой воды для

питья.

«По следам Шерлока Холмса». «Тайный похититель варенья»

Цель: выяснить, что такое отпечатки пальцев.

4 неделя апреля «Байкал - жемчужина Сибири».

«Как быстрее?»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от состава почвы.

«Вода нужна всем».

Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.

«Как вода питает ветки?»

Цель: познакомить с процессом движения воды в растениях.

1 неделя мая « Никто не забыт, ничто не забыто…»

«Дождь покапал и прошел...»

Цель: проследить за процессом испарения воды, выявить зависимость скорости испарения от температуры воздуха (на солнце быстрее, в тени медленнее).

«Теневой театр».

Цель: понять принципы действия теневого театра

«Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

« Фильтруем воду».( Изготовление  фильтра для очистки воды из бросового материала»

Цель: Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью

2 неделя мая. «Насекомые .Первоцветы»

«Могут ли животные жить в земле?»

Цель: выяснить, есть ли в почве необходимые для жизни живых организмов вещества.

«Какая почва лучше?»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

«Свет и тепло в жизни растений».

Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений.

Материал: четыре листа герани помещаются в стаканчиках с водой.

«Всасывание воды»

Цель: выявить, как растение всасывает  воду.

« Почему на насекомых не обрушивается песок, когда они роют норки?»

Цель: познакомить детей со сводами и тоннелями.

3 неделя мая. « Я - ребенок. И я имею право».

«Как передвигается вода в почве?»

Цель: показать процесс прохождения воды в почве.

«Прыгающая монетка».

Цель: обнаружить, что при нагревании расширяющийся воздух обладает силой.

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» «Волшебник-лимон».

Цель: знакомство детей с элементарными опытами.

«Цветной песок»

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);научить пользоваться теркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план работы "Здравствуй детский сад" для детей 4-7 лет. программа "Детство"

В тематическом плане представлена работа с детьми 4-7 лет по теме Здравствуй детскицй сад  во всех видах детской деятельности....

Комплексно-тематический план работы

Комплексно-тематический план работы на весь учебный год для подготовительной логопедической группы. Тема расчитана на одну неделю....

комплексно-тематический план работы в летний период

Примерный комплексно-тематический план работы со старшими дошкольниками в летний период 2012год...

Комплексно-тематический план работы для детей 5-7 лет "Игрушки","Наш город.ПДД".

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду....

Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

Это  помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей  группы,что способствует целенаправленному системному...

Перспективный комплексно-тематический план работы по теме "Жилище" в средней группе по программе «Детство».

Материал для воспитателей ДОУ. Перспективный комплексно-тематический план работы по теме "Жилище" в средней группе по программе «Детство»...

Перспективный комплексно-тематический план работы во 2 младшей группе

Перспективный комплексно-тематический план работы во 2 младшей группе...