Главные вкладки

    Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
    материал (старшая группа) на тему

    Каленюк Ольга Федоровна

    Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план по экспериментированию

    в соответствии с календарно тематическим планированием.

    1-2 неделя диагностика.

    3 неделя. «Праздник урожая»( сад, огород)

    «Свет и тепло в жизни растений».

    Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений

    «Влага и растения».

    Цель: определить, какое влияние оказывает влага на рост растений.

    «Сравнение плодородной земли с глиной и песком».

    Цель: учить детей распознавать свойства почвы (чернозем, песчаная, глинистая), обследовать почву.

     «Сырые и вареные».

    Цель: выяснить отличие сырых овощей и фруктов от вареных

    «Приготовление морковно-капустного салата»

    Цель: закрепить представления детей об использовании овощей и фруктов человеком.

    «Определи на ощупь, на вкус, по запаху».

    Цель: уточнить представления детей об овощах и фруктах, формировать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.

    4 неделя сентября « Краски осени».

    «Все увидим, все узнаем»

    Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

    Осадки: «Узнаем, какая вода»

     Цель: закрепить знания о свойствах воды (жидкая, прозрачная, текучая).

    «Сравнение воды с молоком».

    Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.

    Растения: «Почему осенью листья желтые?»

    Цель: продемонстрировать зависимость роста растений от сезона, как на них влияет уменьшение светового дня.

    «Почему нельзя сжигать листья?»

    Цель: продемонстрировать, как происходит загрязнение окружающего воздуха в ходе деятельности людей

    Октябрь 1 неделя

     «Растительный мир Прибайкалья. Лес ,грибы, ягоды»

    «Игры с песком»

    Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения

    «Чем пахнет воздух?»

    Цель: учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов наслаждаться ароматами.

    «Есть ли воздух в воде?»

    Цель: обнаружить воздух в воде.

    «Куда исчезают опавшие листья?»

    Цель: установить зависимость плодородности почвы от гниения растений.

    «Вода принимает форму»

    Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

    2неделя октября « Злаки, хлеб»

     «Какая почва лучше?»

    Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

    «Как передвигается вода в почве?»

    Цель: показать процесс прохождения воды в почве

    «Вода нужна всем».

    Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.

    «Как вода питает ветки?»

    Цель: познакомить с процессом движения воды  в растениях

    «Сладкий опыт».

    Цель: выявить, что в теплой воде вещества растворяются быстрее.

    «Вода — растворитель»

    .Цель: закрепить знания о следующих свойствах воды: некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может изменять свою окраску.

    «Всегда ли вода растворитель?»

    Цель: убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде.

    Замешивание соленого теста «Прянички для Ванечки».

    Цель: продолжать познакомить детей с материалом соленое тесто, его свойствами и возможностями.

    3 неделя октября « Наземный транспорт»

    Воздух

    «Есть ли воздух на улице?»

    Цель: определить наличие воздуха в окружающем пространстве. Изготовить с детьми самодельные вертушки, парашюты.

    Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа перед собой вертушки; как парашют замедляет движение (Воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение и происходит плавно.)

    «Воздух упругий».

    Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость

    «Солнце — тепло, тень — прохлада».

    Цель: выявить, где предметы нагреваются сильнее: на солнце или в тени.

    «Волшебный лучик».

    Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

    1Неделя октября « Человек .Части тела. Здоровье»

    «Нужен ли людям воздух?»

    Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его при помощи легких, без воздуха ничто живое жить не может; для жизни нужен чистый воздух.

    «Вкус воды».

    Цель: выяснить, имеет ли вода вкус.

    «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

    Цель: закрепить представления детей об органах чувств,

    их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки;

     нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

    «Почему все звучит?»

    Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

    «Определение чистоты воздуха».

    Цель: выявить, можно ли определить чистоту воздуха, и выяснить, как чистота воздуха влияет на наше здоровье.

    «Глаза в темноте».

    Цель: продемонстрировать, как изменяется величина зрачков человека, в зависимости от освещения.

    «Рукам своим не верю»

    1 неделя ноября « День Народного единства. Народы Прибайкалья»

    Почва «Свойства песка».

    Цель: закрепить с детьми знания о свойствах песка.

    «Сравнение камней и песка».

    Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.

    Организация в группе мини- коллекции « Ракушки бывают разные». Каждому камешку свой домик ( Организация в группе мини музея камней)

    Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    2 неделя ноября « Домашние животные»

    «Прозрачная вода»

    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

    «Подушка из пены»

    Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

    Опыт №1: “Вода не имеет формы”

    Опыт №2: “Вода жидкая, может течет

    ”Опыт №3: “У воды нет вкуса”

    Опыт №4: “У воды нет запаха”

    Цель: закрепление свойств воды.

    3 неделя ноября « Мир безопасного поведения» (пожарная безопасность)

    «Свет повсюду»

    Цель: показать значение света , объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    «Таинственные картинки»

    Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

    «Что в пакете?»

    Цель: закрепить знания о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы).

    «Гори, свеча моя, гори».

    Цель: выявить, что для поддерживания огня необходим воздух.

    «Особенности теплого и холодного воздуха».

    Цель: выяснить, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.

    4 неделя ноября « День Матери»

    «Увидеть, услышать, почувствовать».

    Цель: закрепить знания о свойствах воздуха.

    « При солнышке - тепло, при матушке- добро» (Путь солнца по небу).

    Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
    Солнца и изменением положения солнца на небосводе.

    «Помогаем маме на кухне»  «Что такое пар?»

    Цель: продемонстрировать, как вода может превращаться в пар.

    «Всегда ли можно увидеть пар?»

    Цель: познакомить с процессом испарения воды

    «Волшебное сито»

    Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

    1 неделя декабря. « Зимние узоры».

    «Создаем облака».

    Цель: получить представление о том, как в природе образуются облака.

    Солнце «Тень в зимний день».

    Цель: выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение зимнего дня, все ли тени от предметов одинакового оттенка.

    Осадки «Снег. Какой он?»

    Цель: установить связь между температурой, силой ветра и характером снега.

    «Снег в морозный день».

    Цель: установить зависимость рыхлости снега от влажности, а влажность — от температуры воздуха.

    «Как из снега получить воду?»

    Цель: самостоятельно найти способы превращения снега в воду. Обратить внимание на длительность протекания опыта.

    «Можно ли пить талую воду?»

    Цель: установить непригодность талой воды для

    питья.

    «Свойства снега».

    Цель: выявить особенности взаимодействия снега и воды.

    2 неделя декабря « Человек .Одежда. Обувь»

    «Что отражается в зеркале?»

    Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    «Солнечные зайчики»

    Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    «Воздух упругий».

    Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость.

    3 неделя декабря « Зимующие птицы.

    «Синичкин день»

    Фокусы с магнитами 

    Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

    «Тёплый воздух легче холодного»

    4 неделя декабря « Новогодние чудеса.»

    «Зачем Снегурочке шубка?»

    Цель: выявить условия изменения состояний жидкости

    «Лед — "твердая" вода».

    №1.Цель: дать представление о том, что свойства предметов (лед, вода) меняются при нагревании и охлаждении

    № 2 Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед. «Свет и тень».

    Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

    2 неделя января « Зимние забавы День здоровья»

    «Превращение воды в лед».

    Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед

    «Что легче?»

    Цель: сравнить, что легче: вода или лед?

    «Свойства льда».№1 выяснить, имеет ли лед форму, может ли быть цветным?

    «Свойства льда».№2

    3 неделя января «Удивительный мир животных и растений Севера»

    Почва и растения Цель: выявить защитные свойства снега

    «Теневой театр».

    Цель: понять принципы действия теневого театра.

    «Определение направления и силы ветра».

    Цель: учить детей изготавливать простейшие приборы

     «Здравствуй, солнечный лучик!»

    Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.

    4 Неделя января « Удивительный мир животных и растений жарких стран»

    «Солнечные зайчики»

    Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    «Сравнение камней и песка».

    Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.

    «Пустой стакан».

    Цель: выявить наличие воздуха в стакане.

    «Посадка лука»

    Цель: обучить детей технике посадки; вызвать интерес и желание выращивать лук; определить, какую пользу приносит.

    «Посадка лука в банки с водой

    1 неделя февраля « Мой дом. ( Эл. приборы, мебель)

    «Волшебный лучик».

    Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

    «Темные или светлые?»

    Цель: установить зависимость тепло проводимости предметов от их цвета.

     «Танцующая фольга»

    Цель :Понятие об электрических зарядах

    «Какие предметы нагреваются на солнце быстрее?»
    Цель:
    установить зависимость теплопроводности

    предметов от материала, из которого они изготовлены.

    2 неделя февраля. « Мой дом»  ( посуда)

    «Куда исчезла вода?»

    Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от величины площади, занимаемой водой.

    «Умная галка».

    Цель: продемонстрировать, как повышается уровень воды, если в воду положить предметы.

    «Посев семян».

    Цель: обучить технике посева семян, вызвать у детей интерес к выращиванию растений, наблюдению за их ростом и развитием.

    «Где воды больше?»

    Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.

    «Звенящая вода»

    Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук

    3 неделя февраля « День защитника Отечества».

    «Корабли по морю плывут».

    Цель: установить, что ветер может быть разной силы.

    №1. «Парашют».

    Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; помочь понять, как может использоваться сила ветра.

    №2 «Парашют».

    Цель: выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.

    "Стой, руки вверх!"
    4 неделя февраля « Транспорт воздушный, водный»

    «Вертушка».

    Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.

    «Ветер и волны».

    Цель: установить, что ветер имеет силу.

    «Подушка из пены»

    Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

    «Воздух работает»

    Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

    « Ловись рыбка, и мала, и велика»

    Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    1 неделя марта.

    « Международный женский день»

    «Звенящая вода» 

    Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

    «Сравнение воды с молоком».

    Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.

    «Всегда ли можно увидеть пар?»

    Цель:  Продолжать  знакомить с процессом испарения воды.

    «Где воды больше?»

    Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.

    2 неделя марта. « Весенняя капель»

    «Увеличение светового дня».

    Цель: выявить, увеличилась ли продолжительность светового дня (в течение недели).

    «Где снег не тает?» (Опыт проводится в начале весны.)
    Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона.
    «Где быстрее наступит весна?»

    Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

    «Где будут первые проталины?» (Опыт проводится ранней весной.)
    Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла,

    появлением солнца

    3 неделя марта « Профессии».

    «Куда исчезла вода?»

    Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от величины площади, занимаемой водой.

    «Разноцветные шарики»

    Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

    «ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ.»

    Цель: Познакомить детей со свойствами кристаллов .Способами  выращивания кристаллов
    « Взвешиваем»

    Цель: Продолжать знакомить детей с весами и мерами, способами уравнивания.

    4 неделя марта « Хочу в школу».

    «Угадай ка»

    Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который
    зависит от материала.        

    «Секретное письмо»
    Цель:
    познакомить детей со свойствами сока лимона.
    «Крахмал и йод»

    Цель: познакомить детей со свойствами йода и крахмала.

    1неделя марта « Обитатели, рек, морей, океанов».

    «Морской кит» ( из яйца)

    Цель: познакомить детей со свойствами соленой воды.

    «Вода прозрачная»

    Цель: Установление прозрачности воды.

    Водяная мельница

    Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

    Где вода?

    Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

    Об уровне воды

    Цель: выявить как заставить воду вопреки закону тяготения течь вверх. 

    1 неделя апреля « Перелетные птицы»

    «Можно ли висеть на голове?»
    Цель: выявить свойства магнита..

    «Соломинка-пипетка»

    Цель: Выяснить как работает пипетка

    «Птичка в клетке» 

    Цель: Создание эффекта  мультипликации

    2 неделя апреля « Этот загадочный космос»

    Солнце «Здравствуй, солнечный лучик!»

    Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.

    «Где живет "солнечный зайчик"?»

    Цель: дать понятие о том, что свет — это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света.

    «Путь солнца по небу».        
    Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
    Солнца и изменением положения солнца на небосводе.

    «Как квадрат превращается в круг»

    Цель: Создание эффекта  мультипликации

    «Такие разные круги».

    Цель: установить зависимость таяния снега от теплопроводности и цвета предметов, находящихся на снегу.

    « Свет и тень»

    Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    «Путь солнца по небу».        
    Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
    Солнца и изменением положения солнца на небосводе.

    3 неделя апреля « Мой город».

    «Где быстрее наступит весна?»

    Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона

    «Где будут первые проталины?» (Опыт проводится ранней весной.)
    Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла,

    появлением солнца.

    «Можно ли пить талую воду?»

    Цель: установить непригодность талой воды для

    питья.

    «По следам Шерлока Холмса». «Тайный похититель варенья»

    Цель: выяснить, что такое отпечатки пальцев.

    4 неделя апреля «Байкал - жемчужина Сибири».

    «Как быстрее?»

    Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от состава почвы.

    «Вода нужна всем».

    Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.

    «Как вода питает ветки?»

    Цель: познакомить с процессом движения воды в растениях.

    1 неделя мая « Никто не забыт, ничто не забыто…»

    «Дождь покапал и прошел...»

    Цель: проследить за процессом испарения воды, выявить зависимость скорости испарения от температуры воздуха (на солнце быстрее, в тени медленнее).

    «Теневой театр».

    Цель: понять принципы действия теневого театра

    «Воздух работает»

    Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

    « Фильтруем воду».( Изготовление  фильтра для очистки воды из бросового материала»

    Цель: Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды –    прозрачностью

    2 неделя мая. «Насекомые .Первоцветы»

    «Могут ли животные жить в земле?»

    Цель: выяснить, есть ли в почве необходимые для жизни живых организмов вещества.

    «Какая почва лучше?»

    Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

    «Свет и тепло в жизни растений».

    Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений.

    Материал: четыре листа герани помещаются в стаканчиках с водой.

    «Всасывание воды»

    Цель: выявить, как растение всасывает  воду.

    « Почему на насекомых не обрушивается песок, когда они роют норки?»

    Цель: познакомить детей со сводами и тоннелями.

    3 неделя мая. « Я - ребенок. И я имею право».

    «Как передвигается вода в почве?»

    Цель: показать процесс прохождения воды в почве.

    «Прыгающая монетка».

    Цель: обнаружить, что при нагревании расширяющийся воздух обладает силой.

    «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» «Волшебник-лимон».

    Цель: знакомство детей с элементарными опытами.

    «Цветной песок»

    Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);научить пользоваться теркой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе

    Это  помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей  группы,что способствует целенаправленному системному...

    Перспективный комплексно-тематический план работы по теме "Жилище" в средней группе по программе «Детство».

    Материал для воспитателей ДОУ. Перспективный комплексно-тематический план работы по теме "Жилище" в средней группе по программе «Детство»...

    Перспективный комплексно-тематический план работы во 2 младшей группе

    Перспективный комплексно-тематический план работы во 2 младшей группе...

    Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »

                 Содержание:Знакомство с зимними месяцами, приметами.             Изменение в жизни диких животных, птиц, спосо...

    Комплексно – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 2 – 3 лет

    Рабочая программа разработана для работы с детьми  младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­дер...

    Перспективно-тематический план работы МБДОУ № 16 ст.Луковской с детьми второй младшей группы по приобщению к истокам народной культуры, с учетом регионального компонента.

    Цель.Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, станицу - где он родился и живет.Задачи.- Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, пом...

    Перспективный план взаимодействия педагога с семьями воспитанников дошкольной группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием в структурном подразделении «Детский сад» на 2018 – 2019 уч.г

    В перспективный план взаимодействия включены разные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников, например: анкетирование, досуги, музыкально - литературные композиции ит.д....