Перспективное планирование по теме "Детское экспериментирование"
календарно-тематическое планирование на тему

Глаба Светлана Ивановна

Перспективное планирование разработано по всем возрастным группам и в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СПб.:ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСВО-ПРЕСС", 2011.

Поможет всем педагогам, реализующим деятельностный подход в организации  жизнедеятельности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИЕНТИРОВАНИЕ»

Предлагаемое планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

-познавательные занятия с элементами экспериментирования;

-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

-долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Включение всех этих видов занятий в воспитательно - образовательную работу обеспечивают системный и деятельностный  подход к реализации образовательной области «Познание».

ТЕМА

ЗАДАЧИ

Примерная тематика занятий

                                                                                        МЛАДШАЯ ГРУППА

ВОДА

-подвести детей к понятию, что вода-это жидкость (умеет течь )

«Ласковая водичка»

«Налей Мишке воды»

«Играем с водой»

-продолжать знакомить  со свойствами воды: жидкость (умеет течь), не имеет формы, но может занимать ту, в которую попадает.

«Водяные стаканчики»

«Красивое платье для Водички»

-подвести детей к понятию свойства воды- бесцветная, но может изменять его.

«Прятки»

«Волшебники»

«Игры с Почемучкой»

-продолжать закреплять знания о свойстве воды: без запаха, но может его принимать и изменять.

«Интересные запахи»

«Угадай,  чем пахнет»

-знакомить со свойством воды: вода не имеет  вкуса, но может его принимать и изменять.

«Вкусная водичка»

«Угадайка»

«Чай для мамы»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

- закрепление понятий о свойствах воды: жидкость, бесформенная, без запаха, без вкуса, бесцветная, но может изменяться.

«Волшебная цепочка»

«Превращалки»

-выяснение, что происходит со снегом в теплом помещении, закрепление понятий: растаял, превратился в воду.

«Волшебники»

«Забавные снежинки»

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

-подвести детей к понятию свойства воды замерзать при низкой температуре.

«Игрушки для

 лесных зверюшек»

-познакомить детей с понятием состояние воды с позиции «маленьких человечков» (ТРИЗ ): жидкие и твердые

Д/и «Найди домик»

«Знакомьтесь,

 маленькие человечки»

-побудить детей к постановке цели эксперимента, выбора средств для получения наилучшего результата в работе.

«Вот какая пена»

«Подушка из пены»

-развивать мыслительные процессы  детей, умение делать выводы, от чего у меня получилось так; совершенствовать умение действовать с предметами.

«Веселые путешественники»

«Морская регата»

 (бумажные кораблики)

ЗВУК

-развивать умение выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки, развивать слуховое внимание.

«Погремушки»

«Что шуршит, что гремит»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ВОДА

-подвести детей к выводу о необходимости влаги для жизни растений, развивать умение вести схематичную поэтапную запись.

Долгосрочные опыты:

«Грустный бальзамин»

«Самый терпеливый и выносливый цветок»

-развивать и совершенствовать  умение определять материал для работы, объяснять словесно цель своей работы и делать вывод.

«Цветные капельки»

-развивать умение подбирать материал для опыта, находить взаимосвязь между  взятым материалом и результатом опыта; совершенствовать умение использовать выводы предыдущего опыта для реализации следующего.

«У кого больше пена»

«Мыльные пузыри»

-развивать логическое мышление детей, путем выстроения гипотез, умения  их преобразить в деятельность и сделать вывод.

-подвести к понятию, что уровень воды повышается , если в воду класть предметы.

-используя имеющиеся знания проводить последующие эксперименты.

-совершенствовать умение схематически отражать ход эксперимента.

«Умная галка»

«Помощница вода»

-побудить детей к самостоятельной экспериментальной деятельности на основе своих знаний о свойствах воды изменять: цвет, форму, запах, вкус, состояние.

«Волшебная цепочка»

«Угадай, что я сделал»

Свойства различных веществ

-продолжать развивать умение высказывать гипотезы (предположения)

-определять и словесно обозначать цель своей работы.

-подвести детей к понятию о разных состояниях веществ: жидком, твердом, газообразном с позиции «маленьких человечков» (ТРИЗ)

«Три котенка»

 (сказка В.Сутеева)

«Найди домик

 «маленькому человечку»

«Кто такие

 «маленькие человечки»

 Тень

-развивать мышление детей на основе наглядного материала, выявлять предметно-следственные связи явлений, совершенствовать умение выделять существенные признаки предметов.

«В гостях у сказки»

«Почему не получился спектакль»

Звук

-подвести детей к умению различать на слух изменения звуков и шумов, к пониманию причин возникновения звуков (колебание предметов)

-актуализировать знания детей о шумовых свойствах предметов.

«Почему все звучит»

«Отгадай, что звучит»

«Откуда берется голос»

«Шумовой оркестр»

«Шуршалки и гремелки»

Свет

-развивать логическое мышление, речь, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою правоту.

-подвести к понятию, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру:

классификация источников солнечного света.

-совершенствовать умение вести схематическую запись.

«Свет вокруг нас»

«Когда это бывает»

«Солнечные зайчики»

СТАРШАЯ ГРУППА

Введение дидактической  игрушки

-познакомить детей с новым устройством уголка экспериментирования, с новым его хозяином Почемучкой

-развивать умение высказываться о своих впечатлениях об увиденном.

«Знакомство с

Почемучкой»

Условия жизни растений  и животных

-выявить потребность растений в воздухе, дыхании, подвести к понятию процесса дыхания комнатных растений, процесса рыхления и  всасывания воды.

-продолжать совершенствовать умение вести  схематическую запись.

Демонстрационные опыты:

«Может ли  растение дышать?»

«Нужен ли корешкам воздух?»

«Для чего корешки?»

ВОДА

-установить возможность дыхания рыб в воде.



-продолжать знакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

-подвести  к решению познавательной задачи, используя полученные знания.


-познакомить детей  с процессом  конденсации, развивать логическое мышление, умение делать выводы.

-продолжать совершенствовать навык схематической последовательности  эксперимента.


-помочь выяснить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду.


-актуализировать знания детей о свойствах воды  проникать через  ткань.

-выявить промокаемость ткани.

____________________________________________________________-помочь детям понять, что такое  атмосферное  давление и обнаружить его

-совершенствовать  умение выдвигать гипотезы и предсказывать ожидаемый результат________________________________________________________

Демонстрационный опыт

«Дышат ли рыбы?»


«Фокусники»

«Помощница вода»



Демонстрационные опыты

«Откуда берется вода?»

«Где теплее?



«Подводная лодка»



«Фартук для Почемучки»


ФОКУС

«Почему не выливается?»

МАГНИТ

-помочь детям выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы.

-определить способность металлических предметов намагничиваться.

«Мы фокусники»

«Притягивается – не притягивается»

«Магнитные силы»

«Необычная скрепка»

Электри-чество

-подвести детей к установлению причины возникновения электричества, познакомить с проявлениями статистического электричества и возможностью снять его с предметов.


-развивать любознательность, умение выявлять причинно-следственные связи

Демонстрационный опыт:

«Волшебный шарик»

«Как увидеть электричество»


«Волшебники»

«Чудо-прическа»

ЗВУК

-помочь понять как распространяются звуковые волны.

-подвести к пониманию возникновения эха

-выявить причины ослабления звука, учить действовать по аналогии

-развивать логическое мышление.

«Как распространяется звук»

«Как появляется эхо»

«Где живет эхо»

«Почему не слышно»

Измерение объема жидкостей

-подвести детей к понятию, что жидкость занимает объем сосуда, в котором находится.

«Вкусный компот»

«Где больше воды»

ВЕС

-подвести детей к понятию, что при изменении формы предмета его вес не изменяется

«Чудо-пластилин

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Знакомство продолжа- ется

- познакомить детей  с новым оборудованием уголка экспериментирования, побуждать любознательность, познавательную активность.

Игры с Почемучкой

«Что изменилось»

«Прятки»

ВОДА

-выявить способность воды проходить через грунт, зависимость быстроты протекания от вида грунта.

-познакомить с процессами очистки воды разными способами.

-формировать представления о свойстве бумаги размокать в воде, воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи

-актуализировать знания детей о свойстве дерева ( не тонуть в воде0

-развивать умение  формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент.

-создать условие для расширения представлений детей о методе получения льда, развивать дивергентное мышление.

-выявить различия в процессах замерзания жидкостей.

«Быстрые капельки»

«Фильтрование воды»


«Путешествие по Клязьме»

(2 занятия)

«Приключения Буратино»



«Замерзание жидкостей»

«Игрушки для лесной елки»

Свойства различных веществ

-выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

-подбор условий для роста этих организмов экспериментальным путем, развивать исследовательский интерес.

Долговременные опыты

«Заплесневелый хлеб»

«Растущие малютки»

Измерение

(линейка)

-знакомство с измерительными приборами, сравнивание их между собой, выявление наиболее оптимальных условий применения.

-развивать умение пользоваться линейкой для отмеривания предметов определенной длины.

-совершенствовать умение  пользоваться линейкой, как прибором точного измерения, развивать умение строить геометрические фигуры заданных размеров с помощью линейки.

«Знакомство с линейкой»

«Экскурсия на

 кондитерскую фабрику»

«Строим сказочный городок»

Копиро-

вальная бумага

-способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное  копирование рисунка.

-развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

-подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.

«Волшебная бумага»

«Изготовление пригласительных билетов

 на Новогодний праздник»

Звук

-подвести детей  к выявлению особенностей передачи звуков на расстоянии (звук распространяется через жидкие и твердые тела)

-развивать конструктивные и исследовательские  способности (конструирование спичечного телефона)

«Спичечный телефон»

«Звуки в воде»

Свет

-подвести детей к пониманию как можно многократно отразить свет и изображение  предмета т.е. увидеть его там где нет.

-познакомить с механизмом  возникновения цветов, развивать наблюдательность, умение схематично вести запись.

«Передача «солнечного зайчика»

«Разведчики»

«Радуга на свете»

Огонь

-подвести детей к выявлению способов тушения огня различными материалами: вода, песок, пена, толстое одеяло.

-выявить , что при горении изменяется  состав воздуха (кислорода становится меньше)

-выявить особенности взаимодействия огня  и воздушного вихря

«Свеча в банке»

«Как задуть свечку из воронки»

«Как потушить огонь»

Измерение веса предметов

-подвести детей к еще одному способу измерения (веса) предметов, знакомство и сравнение различных видов весов, подбор оптимальных условий  применения.

-подвести к понятию, что при изменении формы предмета его вес остается неизменным.

-совершенствовать экспериментаторские навыки.

«Знакомство с весами»

«Сыр для пластилиновой  вороны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экспериментированию

непосредственно-образовательная деятельность детей...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Предлагаемое планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;-познавательные занятия с элементами экспериментирования;-дем...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ...

Перспективное планирование работы по экспериментированию в разновозрастной (старше-подготовительной) группе

Материал подобран с учетом возраста детей, расчитан на весь учебный год, проводится еженедельно....

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной п...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе

Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в  условиях реализации парциальной модул...