Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva_sr.v.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе
Месяц неделя | Тема | Оборудование | Источник |
Сентябрь | Вода | ||
1 неделя | - Какого цвета вода? (опыт, доказывающий прозрачность (отсутствие цвета) воды; окрашивание воды в пробирках в разные цвета. Смешивание разноцветной воды). - Какой формы вода? (опыт, доказывающий, что собственной формы у жидкой воды нет: наливание воды в сосуды различной формы). | Пробирки для экспериментов с цветными крышками. Набор полых геометрических тел, стаканчики. Набор пробирок на подставке (4 шт.), емкость для воды, пипетка, ложечка, воронка. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 7-9 |
2 неделя | - Какой у воды вкус и запах? (опыт с растворением в воде соли, сахара, лимонного сока). Свойство воды приобретать вкус и запах растворенных в ней веществ, при этом собственного вкуса и запаха вода не имеет. - Холодная, теплая и горячая вода (опыт по нахождению пар стаканчиков по температуре: одеть на них одинаковые по цвету крышки). | Мерные стаканчики с разноцветными крышками | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 7-9 |
3 неделя | «Вода и мыло» (Опыт по изготовлению мыльных пузырей, опыт «мыльный гриб», закрепление культурно-гигиенических навыков). | Набор пробирок на подставке, трубочки для коктейля, жидкое мыло | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 17 |
4 неделя | - Тонет - не тонет (перед опытом дети сортируют предметы по материалу, из которого они сделаны, делают предположения). | 4 цельных предмета одинаковой формы и размера, помещающихся в пробирку (из дерева, металла, резины и пластмассы), комплект пробирок | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 12 |
Октябрь | |||
1 неделя | - Что такое воздух? (дети обнаруживают воздух вокруг, махая ладонью, тетрадью, веером, задерживая дыхание, стоя у вентилятора, ловят «невидимку» в целлофановый пакет). Свойство воздуха – прозрачность, необходимость для дыхания человека и всего живого. - Где можно увидеть воздух? (опыт с наблюдением воздушных пузырей под водой: дети дуют в коктейльную трубочку, выпускают воздух из пипетки). Свойство воздуха: легче воды, в виде пузырей спешит на поверхность. - Где есть воздух? (опыт с переворачиванием полых предметов под водой). Свойство воздуха - бесформенность. Необходимость наличия воздуха для всего живого. | Комплект пробирок «Гигант» (2 шт.) на подставке. Стол для игр с водой и песком, набор полых геометрических тел, мерные стаканчики. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 27-28 О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 30 |
2 неделя | Ветер – движение воздуха. - Игры с воздухом (мыльные пузыри, воздушные шарики, изготовление самодельных вертушек). | Мыльный раствор, соломинки, воздушные шары | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 31-32 О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 50 |
Свет и тени | |||
3 неделя | «Свет вокруг нас» (природные и рукотворные источники света) | Картинки с изображением источников света; картинки предметов, которые не дают света. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 35 |
4 неделя | Разноцветные прятки» (опыт, когда детям предлагают посмотреть на рисунок, где изображены кружочки (или другие фигуры) разного цвета через разноцветные пластины: когда цвет кружка и пластины совпадает – фигуры не видно). «Волшебные лучи» | Шестиколор Настольная лампа, два фонарика разной мощности | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 37 |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Теневой театр» | Театр теней | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 36 |
Магниты, магнетизм | |||
2 неделя | «Волшебная рукавичка» - Что притягивает магнит? (опыт, позволяющий выявить, предметы из каких материалов магнит притягивает). | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутри магнитом. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 38 |
3 неделя | «Волшебный театр» | Театр на магнитах | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 38 - 39 |
4 неделя | Песок. Камни. | ||
Сортировка камней (дети из рассыпанных на столе или ковре камней выбирают камушки по заданному признаку – только белые, только черные, с полосками, морские, шероховатые, только овальные и т.д.); - Тонет ли камень в воде? (опыт, когда кроме обычных, тонущих камней, детям предлагают поэкспериментировать с пемзой). | Камни, емкость с водой | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 44 | |
Декабрь | |||
1 неделя | - Что тверже камень или дерево (опыт с забиванием гвоздя в камень и досочку). | Деревянный брусок, камень, гвоздь, предмет для забивания | - |
2 неделя | - Сравниваем камни, песок и глину: рассматривание через лупу, при возможности, через микроскоп. Песок состоит из песчинок, которые при увеличении похожи на камни, глина состоит из еще более мелких пылинок. | «Ящик ощущений» с сухим песком, глиной, камнями; ложечка, лупа, микроскоп, чашка Петри | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 46 |
3 неделя | - Можно ли окрасить песок? (опыт с окрашиванием сухого песка разноцветной водой, затем выкладывание его в пробирке слоями. Когда песок высыхает, пробирку переворачивают, получается сухой разноцветный столбик из песка). | Набор из 5-ти пробирок на подставке, с ложкой и пипеткой, разноцветная вода | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 50 |
4 неделя | «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Емкости для снежных фигур, мех, подставки | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 43 |
Январь | Свойства материалов. | ||
1 неделя | Резина, ее качества и свойства | Резиновые предметы, презентация свойств резины; алгоритм описания свойств материала. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 48 |
Вода | |||
2 неделя | - Изготовление цветного льда для украшения участка. | Формочки, веревочки, вода, краски. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 28 |
3 неделя | - Что есть в снеге? (исследование талой воды, получившейся из снега на наличие соринок). Систематическое получение талой воды из снега в зимний период для полива комнатных растений. - Взаимодействие воды и снега | Комплект пробирок на крутящейся подставке, емкость для воды, акваскоп. Мерные стаканчики с водой разной температуры, мерные ложечки, снег. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 29 |
4 неделя | Песок | ||
Техника рисования песком (на бумаге изображения смазывают клеем, посыпают сухим песком). | Листы бумаги, клей, песок | - | |
Февраль | Свойства материалов. | ||
1 неделя | Стекло, его качества и свойства | Стеклянные стаканчики, окрашенная вода, презентация свойств стекла; алгоритм описания свойств материала. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 47 |
Песок и глина | |||
2 неделя | - Отличие сухого и мокрого песка (состоит из песчинок, рыхлый, сухой – сыпется, из мокрого – можно лепить). - Какой песок тяжелее: сухой или мокрый? | Чашечные весы | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 47 |
3 неделя | - Что прочнее поделки из глины или песка (опыт, когда слепленные детьми поделки из глины и песка поливают водой, проверяя их на прочность). | Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 34-35 |
Теплота | |||
4 неделя | «Как согреть руки?» (на прогулке) | Варежки тонкие и толстые | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 43 |
Март | |||
1 неделя | Пластмасса, его качества и свойства | Пластмассовые стаканчики, вода, презентация свойств пластмассы; алгоритм описания свойств материала. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 49 |
Вес, притяжение | |||
2 неделя | Все предметы имеют вес. Вес предмета зависит от материала. Знакомство с чашечными весами. | Простые весы | - |
3 неделя | Определение материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, пластмасса, дерево, резина). Звук воды поможет определить вес упавшего предмета. | Лупа, пинцет, емкость для воды. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 40 |
Звук | |||
4 неделя | «Почему все звучит?» | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 40 |
5 неделя | «Откуда берется голос?» | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 41 |
Апрель | Исследование растений | ||
1 неделя | Как разбудить семечко? (опыт с выращиванием гороха на окне с последующей высадкой на грядку). | Лабораторные контейнеры | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 |
2 неделя | - Прорастут ли семена без воды? (в открытую чашку Петри помещают семена, завернутые во влажную ткань и рядом в сухую так, чтобы они не соприкасались, наблюдают, что будет происходить). | Чашка Петри | |
3 неделя | - Нужно ли семенам тепло? (опыт с проращиванием семян гороха в тепле и на холоде). | Лоток с крышкой (2 шт.) | |
4 неделя | - Выращивание растений из овощных обрезков (картофель, морковь, свекла). | Лабораторные контейнеры с крышкой | |
Май | |||
1 неделя | Что будет, если растения на подоконнике отвернуть от солнца (через некоторое время растение вновь повернется к свету). - Зачем растениям корень (опыт с луковицей в стакане с водой). | Мерный стаканчик | |
Человек. Рукотворный мир. Преобразование. | |||
2 неделя | Игрушки из бумаги | Цветная бумага, ножницы, схемы изготовления. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 52 |
3 неделя | Мебель для куклы Ани | Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 53 |
4 неделя | Поезд | Коробки, цветная бумага, клей, ножницы. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 53 - 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...
Перспективное планирование парциальной программы "STEM - образование" Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"
Планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Реализация содержания образовательного модуля. «Экспериментирование с живой и неживой природой» автора О. А. Зыковой.
Цель образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является: воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме -...
Перспективное планирование парциальной программы «STEM- образование». Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Экспериментирование с живой и неживой природой...
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе
Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе
Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в условиях реализации парциальной модул...
ПЛАНИРОВАНИЕ - СTEM-образование детей старшего дошкольного возраста. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
СTEM-образование детей старшего дошкольного возраста.Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»...