методические рекомендации педагогам, работающим в подготовительной группе, по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Данные рекомендации будут интересны не только педагогам , но и родителям дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_prishyol.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения преставлений об окружающем в рамках лексической темы «Откуда хлеб пришёл?»
2. Уточнение значения слов: поле, пашня, урожай, хлеб, комбайн, трактор, злаки, тракторист, комбайнёр, пекарь, мельница, мельник, пахать, засеивать, собирать, молоть, месить. Расширение представлений о труде взрослых на полях осенью; о технике, которая используется для уборки урожая.
3. Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
4.Дальнейшее совершенствование навыков согласования числительных с существительными (три колоска, трёх колосков; семь комбайнов; семи комбайнов)
5.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (хлебороб); многозначными словами (гусеница); однокоренными словами (хлеб)
6.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами – синонимами (большой – огромный) и словами – антонимами (вредный - полезный, яркий - тусклый)
7. Формирование умения образовывать и использовать в активной речи относительные прилагательные; сравнительную степень имён прилагательных.
8. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко
Дыхательное упражнение "Ветер и ветерок"
Цель: развитие длительного плавного выдоха; дифференциация сильной и слабой воздушной струи
Фонетическое упражнение "Эхо"
Цель: развитие слухового внимания, памяти;
Упражнение "Поймай звук "
Цель: развитие фонематического слуха. Формирование умения выделять и различать слова с ударными и безударными гласными звуками - А, У, И, О, Э, Ы; согласными Т, П, Н, М, К, Б, Д, Ф, Х, В, Г, С, З, Ш, Ж
Дети хлопают в ладоши, услышав в слове заданный звук.
Упражнение "Повтори как работает мотор трактора"
Цель: формирование чувства темпа, ритма.
Дети воспроизводят заданный ритм, произнося "др" в разном темпе………….
Дидактическая игра "Один -много"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Дидактическая игра "Чего не стало?"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе в родительном падеже; развитие зрительного, слухового внимания и памяти.
Дидактическая игра "Скажи ласково"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Зерно - зёрнышко, трава - травушка................
Дидактическая игра "Посчитай"
Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными
Два комбайна, одна мельница, три трактора….
Дидактическая игра "Где зёрнышко?"
Цель: формирование умений употреблять простые предложения в речи; самостоятельно составлять предложения; согласовывать слова в предложении; употреблять предлоги в, под, за, с , на
Правила: педагог совершает действия с зёрнышком, а дети составляют предложения.
Зёрнышко на траве, в кузове, в тарелке, под столом, за ………….
Дидактическая игра "Как должно быть?"
Цель: развитие зрительного внимания, связной речи
Правила: педагог закрепляет на фланелеграфе изображения этапов приготовления хлеба…и просит детей рассказать, в какой последовательности необходимо расположить картинки. А затем дети составляют рассказ «Откуда хлеб пришёл?»
Дидактическая игра "Расположи картинки в домики"
Цель: совершенствование навыка слогового анализа; деление слов на слоги….
Рожь, зерно, комбайн, пшеница, тесто, мельница, пекарь, тесто, мука, батон, хлеб, бублик….
Дидактическая игра "Скажи какая, какой, какое, какие?"
Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительным
Атрибуты: набор картинок
Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Цель: развитие слухового внимания и мышления; активизация словаря
Педагог начинает предложение, а дети продолжают ....
Трактористу нужен …Комбайнёру нужен…Пекарю нужны…Мельнику нужна …Продавцу нужны....
Дидактическая игра "Чего не купишь в булочной?"
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления; активизация словаря
Педагог называет продукты, а дети говорят: да или нет….
Дидактическая игра "Что не растёт в поле?"
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления; активизация словаря
Педагог называет слова и бросает мяч, а дети ловят или не ловят мяч.
Дидактическая игра "Кто больше придумает?"
Цель: развитие навыков образования однокоренных слов
Педагог называет слово (поле, зерно, земля, хлеб…) и дети образовывают новые слова….
Дидактическое упражнение "Давайте отгадаем"
Цель: формирование умения отгадывать загадки
Без чего хлеба не испечёшь?
(без муки, корки…)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
(колос)
Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(тесто)
Маленькое, сдобное
Колечко съедобное.
Я одна тебя не съем,
По кусочку хватит всем!
(бублик)
Ходят волны золотые.
В волнах зёрна налитые.
По волнам корабль идёт.
Кто корабль тот ведёт?
(комбайнёр)
Пальчиковая игра "Каша" Н.Нищева
Цель: развитие слухового внимания; чувства темпа и ритма; мелкой моторики
Каша в поле росла, К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрёшке, Всем дадим по ложке! | Стоят лицом в круг, подняли руки вверх и шевелят пальчиками. «идут» пальчиками В правой ладони «мешают» указательным пальцем левой руки. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев. Разжимают кулаки. |
Подвижная игра "Золотая рожь" Е.Серова
Цель: развитие координации речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Ветерок спросил, пролетая: - Отчего рожь золотая? А в ответ колоски шелестят: - золотые руки меня растят! | Идут по кругу на носках, руки на поясе. Меняют направление движения. Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны. |
Беседа о хлебе и рассматривание картин.
Составление описательного рассказа по серии картинок
Цель: актуализация словаря, развитие связной речи, умения составлять предложения, объединять их в рассказ
Чтение: Я. Тайца «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растёт?
-Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
Учим наизусть: Я. Акима «Хлеб ржаной»
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Игры, направленные на закрепление знания пройденных звуков и букв
1.Закрепление представлений о согласных и умения дифференцировать [с] - [ш], [з] - [ж] в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения выделять их из ряда звуков, слогов, слов.
2. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, звонкости – глухости согласных звуков.
3.Закрепление знания пройденных букв А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Э, Ф, Х, В, Г, Ы, С, З, Ш, Ж
4.Совершенствование навыка выкладывания букв из палочек, мозаики, «рисовании» в воздухе.
5.Совершенствование навыка чтения и выкладывания слогов, слов из букв «разрезной азбуки»
Дидактическое упражнение «Где находится звук?»
Цель: развитие звукового восприятия, анализа.
Дидактическое упражнение «Подбери слова, в которых есть данный звук»
Цель: развитие звукового восприятия, анализа и синтеза
Дидактическая игра с фонариком "Какой звук твёрдый или мягкий?"
Цель: развитие звукового восприятия, анализа.
Дети называют, что нарисовано на картинке, определяют какой заданный звук твёрдый или мягкий и «сигнализируют» фонариком.
Дидактическая игра "Весёлые буквы"
Цель: развитие зрительного восприятия, анализа; буквенного гнозиса
Выкладывание букв из палочек, мозаики, «рисовании» в воздухе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.
Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....
Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.Игра: «...
Рекомендации педагогам по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения преставлений об окружающем в рамках лексической темы «Откуда хлеб пришёл?»2. Уточнение значения слов: поле,...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности детей, а также даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...