Рекомендации педагогам по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»
методическая разработка по логопедии

Павловская Олеся Петровна

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения преставлений об окружающем в рамках лексической темы «Откуда хлеб пришёл?»

2. Уточнение значения слов: поле, пашня, урожай, хлеб, комбайн, трактор, злаки, тракторист, комбайнёр, пекарь, мельница, мельник, пахать, засеивать, собирать, молоть, месить. Расширение представлений о труде взрослых на полях осенью; о технике, которая используется для уборки урожая.

3. Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

4.Дальнейшее совершенствование навыков согласования числительных с существительными (три колоска, трёх колосков; семь комбайнов; семи комбайнов)

5.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (хлебороб); многозначными словами (гусеница); однокоренными словами (хлеб)

6.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами – синонимами (большой – огромный) и словами – антонимами (вредный - полезный, яркий - тусклый)

7. Формирование умения образовывать и использовать в активной речи относительные прилагательные; сравнительную степень имён прилагательных.

8. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel_na_ns_portal.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения преставлений об окружающем в рамках лексической темы «Откуда хлеб пришёл?»

2. Уточнение значения слов: поле, пашня, урожай, хлеб, комбайн, трактор, злаки, тракторист, комбайнёр, пекарь, мельница, мельник, пахать, засеивать, собирать, молоть, месить. Расширение представлений о труде взрослых на полях осенью; о технике, которая используется для уборки урожая.

3. Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

4.Дальнейшее совершенствование навыков согласования числительных с существительными (три колоска, трёх колосков; семь комбайнов; семи комбайнов)

5.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (хлебороб); многозначными словами (гусеница); однокоренными словами (хлеб)

6.Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами – синонимами (большой – огромный) и словами – антонимами (вредный - полезный, яркий - тусклый)

7. Формирование умения образовывать и использовать в активной речи относительные прилагательные; сравнительную степень имён прилагательных.

8. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко

Дыхательное упражнение "Ветер и ветерок"

Цель: развитие длительного плавного выдоха; дифференциация сильной и слабой воздушной струи

Фонетическое упражнение "Эхо"

Цель: развитие слухового внимания, памяти;

Упражнение "Поймай звук "

Цель: развитие фонематического слуха. Формирование умения выделять и различать слова с ударными и безударными гласными звуками - А, У, И, О, Э, Ы; согласными Т, П, Н, М, К, Б, Д, Ф, Х, В, Г, С, З, Ш, Ж

Дети хлопают в ладоши, услышав в слове заданный звук.

Упражнение "Повтори как работает мотор трактора"

Цель: формирование чувства темпа, ритма.

Дети воспроизводят заданный ритм, произнося "др" в разном темпе………….

Дидактическая игра "Один -много"

Цель: формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Дидактическая игра "Чего не стало?"

Цель: формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе в родительном падеже; развитие зрительного, слухового внимания и памяти.

Дидактическая игра "Скажи ласково"

Цель: формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Зерно - зёрнышко, трава - травушка................

Дидактическая игра "Посчитай"

Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными

Два комбайна, одна мельница, три трактора….

Дидактическая игра "Где зёрнышко?"

Цель: формирование умений употреблять простые предложения в речи; самостоятельно составлять предложения; согласовывать слова в предложении; употреблять предлоги в, под, за, с , на

Правила: педагог совершает действия с зёрнышком, а дети составляют предложения.

Зёрнышко на траве, в кузове, в тарелке, под столом, за ………….

Дидактическая игра "Как должно быть?"

Цель: развитие зрительного внимания, связной речи

Правила: педагог закрепляет на фланелеграфе изображения этапов приготовления хлеба…и просит детей рассказать, в какой последовательности необходимо расположить картинки. А затем дети составляют рассказ «Откуда хлеб пришёл?»

Дидактическая игра "Расположи картинки в домики"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа; деление слов на слоги….

Рожь, зерно, комбайн, пшеница, тесто, мельница, пекарь, тесто, мука, батон, хлеб, бублик….

Дидактическая игра "Скажи какая, какой, какое, какие?"

Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительным

Атрибуты: набор картинок  

Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Цель: развитие слухового внимания и мышления; активизация словаря

Педагог начинает предложение, а дети продолжают ....

Трактористу нужен …Комбайнёру нужен…Пекарю нужны…Мельнику нужна …Продавцу нужны....

Дидактическая игра "Чего не купишь в булочной?"

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления; активизация словаря

Педагог называет продукты, а дети говорят: да или нет….

Дидактическая игра "Что не растёт в поле?"

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления; активизация словаря

Педагог называет слова и бросает мяч, а дети ловят или не ловят мяч.

Дидактическая игра "Кто больше придумает?"

Цель: развитие навыков образования однокоренных слов

Педагог называет слово (поле, зерно, земля, хлеб…)   и дети образовывают новые слова….

Дидактическое упражнение "Давайте отгадаем"

Цель: формирование умения отгадывать загадки

Без чего хлеба не испечёшь?

 (без муки, корки…)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

(колос)

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(тесто)

Маленькое, сдобное

Колечко съедобное.

Я одна тебя не съем,

По кусочку хватит всем!

(бублик)

Ходят волны золотые.

В волнах зёрна налитые.

По волнам корабль идёт.

Кто корабль тот ведёт?

(комбайнёр)

Пальчиковая игра "Каша" Н.Нищева

Цель: развитие слухового внимания; чувства темпа и ритма; мелкой моторики

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

Всем дадим по ложке!

Стоят лицом в круг, подняли руки вверх и шевелят пальчиками.

«идут» пальчиками

В правой ладони «мешают» указательным пальцем левой руки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.

Разжимают кулаки.

Подвижная игра "Золотая рожь" Е.Серова

Цель: развитие координации речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего рожь золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- золотые руки меня растят!

Идут по кругу на носках, руки на поясе.

Меняют направление движения.

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

Беседа о хлебе и рассматривание картин.

Составление описательного рассказа   по серии картинок

Цель: актуализация словаря, развитие связной речи, умения составлять предложения, объединять их в рассказ

Чтение: Я. Тайца «Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а что тут растёт?

-Хлеб, внученька.

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

Учим наизусть: Я. Акима «Хлеб ржаной»

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Игры, направленные на закрепление знания пройденных звуков и   букв  

1.Закрепление представлений о согласных и умения дифференцировать [с] - [ш], [з] - [ж] в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения выделять их из ряда звуков, слогов, слов.

2. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, звонкости – глухости   согласных звуков.

3.Закрепление знания пройденных букв А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Э, Ф, Х, В, Г, Ы, С, З, Ш, Ж

4.Совершенствование навыка выкладывания букв   из палочек, мозаики, «рисовании» в воздухе.

5.Совершенствование навыка чтения и выкладывания слогов, слов    из букв «разрезной азбуки»

Дидактическое упражнение «Где находится звук?»

Цель: развитие звукового восприятия, анализа.

Дидактическое упражнение «Подбери слова, в которых есть данный звук»

Цель: развитие звукового восприятия, анализа и синтеза

Дидактическая игра с фонариком "Какой звук твёрдый или мягкий?"

Цель: развитие звукового восприятия, анализа.

Дети называют, что нарисовано на картинке, определяют какой заданный звук твёрдый или мягкий и «сигнализируют» фонариком.

Дидактическая игра "Весёлые буквы"

Цель: развитие зрительного восприятия, анализа; буквенного гнозиса

Выкладывание букв   из палочек, мозаики, «рисовании» в воздухе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Презентация по лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

Презентация к корекционно-развивающему занятию по лексической теме "Откуда хлеб пришёл?" для старших дошкольников с целью развития вербально-логического мышления, познавательной и речевой активности....

Задание для работы с родителями по лексической теме "Откуда хлеб пришел"

Игры и задания для работы ребенка с родителями....

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"...

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.Игра: «...

методические рекомендации педагогам, работающим в подготовительной группе, по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»

Данные рекомендации будут интересны не только педагогам , но и родителям дошкольников....