Учимся играя
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гомоюнова Дарья Олеговна

Вниманию родителей предлагаются простые речевые игры, не требующие подручного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся играя

Игры для обогащения словарного запаса

1. «Назови какой»

Родитель называет слово, а ребёнок подбирает слова-признаки к нему.

Например: помидор (какой?) – красный, круглый, сочный.

Солнце (какое?) – круглое, жёлтое, яркое, радостное.

2. «А что бывает?» 

 Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т.д.)

3. «Скажи по-другому»

 Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» - хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» - сырой, влажный и т.д.).

4. «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу – антоним (добрый-злой, длинный-короткий, высокий-низкий).

Игры для развития грамматического строя речи

  1. «Поварята»

Что мы можем приготовить из овощей (помидор, огурец, картофель, лук), фруктов (яблоко, апельсин, груша, банан). Например: из картофеля можно приготовить картофельный суп, из яблок – яблочный джем.

  1. «Соковыжималка» 

Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

  1. «Один и много»

Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: лист – листья, кот – коты, стол – столы, стул – стулья.

4. «Что можно сделать?» 

По очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полку; из пластмассы - …; из стекла - …).

5. «Из чего сделан этот предмет?» 

Игра, обратная предыдущей. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т.п.).

Игры для развития связной речи

1. «Закончи предложение»

Взрослый говорит начало предложения, а ребёнок заканчивает его.

Летом бывает дождь, а зимой …

Зимой медведь спит, потому что …

Сова днём спит, потому что...

2. «Составь предложение»

Ребёнку демонстрируется сюжетная картинка (например, иллюстрация из книги). Нужно составить предложение по этой картинке. Предложение должно быть развёрнутым, обогащенным словами-признаками, словами-действиями, сравнениями. Помогайте ребёнку, задавая ему уточняющие вопросы.

Например: Весёлая девочка Маша отправилась путешествовать в сказочный лес.

3. Составление рассказа по сюжетной картине

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

 - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
 - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
 - на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
 - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

 Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"

Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"...

Мастер- класс для педагогов « Учимся вместе- учимся, играя!»

Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.Задачи:  1.Овладение способами зв...