Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Булатова Эльвира Юрьевна

Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_shch_bukva_shch.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю.

по обучению грамоте

для детей с ТНР подготовительной группы

по теме: «Звук [щ], буква Щ»


Задачи

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звуко-слоговой анализ слов и языковой анализ и синтез.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

3. Профилактика оптической дисграфии.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Оборудование

мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), предметные картинки (со звуком «Щ»), квадраты трёх цветов для звукового анализа (синий, зелёный, красный), кассы букв и слогов, буква Щ, конверты с пособиями для составления схем предложений, тетради

Ход занятия

1.Орг. Момент.

Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Ребята, Незнайка прислал нам письмо. Давайте посмотрим. Он просит нас угадайть, какие буквы написаны на доске.

 https://kssovushka.ru/uploads/images/16443%D0%9F1.%D0%91.2017.1-1.png

Дети выполняют задание.

2.Сообщение темы.

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком и буквой. Послушайте стихотворение!

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

- Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ.

 Ребята, а чем отличается звук от буквы?

Ответы детей.

-Давайте сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука [Щ] 

Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

4. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

- Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ] хлопните в ладоши: ша, уж, щи, ши, ущ, ще….

- А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

5. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

- Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ.

К нам спешит на помощь первый помощник, кто это – сказочный Щенок.

hello_html_m8255399.jpg

- Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. Посмотрите, кто изображен на картинке?

hello_html_73863434.png

-Определите место звука «Щ» в названии  картинки. А теперь, выполните звуковой анализ слова. Молодцы справились с заданием.

6. Определение слоговой структуры слова

Деление слов на слоги.

- Щука приготовила нам задание, которое называется: «Прохлопай и простучи слово» (дети делят слова на слоги, прохлопывая их и отстучав слоговую структуру с помощью карандаша):

Щи, вещи, чудовище, клещи…

- Молодцы и с этим заданием справились!

7. Составление предложений.

-Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

- Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она покажет нам букву Щ.

8. Знакомство с буквой Щ. 

Дети рассматривают  буква Щ.

-На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

- Из каких элементов она состоит? (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек).

-Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко.

9.Работа в тетрадях

Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

- А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип – пищи .

-Ребята, мы должны запомнить 2 важных правила: при письме ЩА пиши с буквой А, а ЩУ – с буквой У.

 Дети печатают слова: щука, роща

Молодцы, убираем кассы.

11. Развитие языкового анализа и синтеза

- И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения, схемы предложений и прочитать их.

12. Итог занятия.

- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....