Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рыжова Наталия Алексеевна

В статье раскрывается методика обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи. Описывается содержание раздела "Обучение грамоте". Раскрываются методы и приемы обучения звуковому, звуко-буквенному и слоговому анализу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения, буква — это знак звука» . Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи, к звучащему слову . Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ — добуквенный этап обучения грамоте имеет большое значение и занимает много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Дети с нарушениями речевого развития имеют дефекты произношения, бедный словарь, строят очень короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами. Поэтому в работе с данной категорией детей требуется совсем иной подход, специальные коррекционно-развивающие занятия, где немаловажную роль играют навыки звукового анализа слова. При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) . Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно формировать у детей необходимую готовность к процессу обучения грамоте и развивать базовые предпосылки к профилактике нарушений письменной (дислексии и дисграфии), возникающих в процессе школьного обучения у детей с нарушенным речевым развитием. Реализация цели обучения грамоте осуществляется посредством решения следующих коррекционно-развивающих задач:

 ‒ формировать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

‒ развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо);

 ‒ развивать слуховое и фонематическое восприятие;

‒ формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

 ‒ формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении;

 ‒ формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесенности), о предложении;

‒ формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2–3 слов без предлогов и с предлогами (с опорой на зрительную схему);

 ‒ формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х — 5-ти звуковых слов;

‒ формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове;

‒ формировать умение определять последовательность звуков в слове; ‒ формировать умение определять количество звуков и слогов в слове; ‒ формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: отхлопать количество слогов, моргнуть, дотронуться до ушей, погладить себя по животу, по плечам, дунуть, подпрыгнуть, сделать столько шагов, сколько слогов в слове);

 ‒ формировать умения фонематического синтеза;

‒ формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук;

‒ формировать представления о гласных и согласных звуках; ‒ формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков;

 ‒ формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове;

‒ формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов и умения перекодирования звукового кода в другую знаковую систему (фонема — артикулема — графема);

‒ развивать интегративные функции посредством координации в системе «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция), в системе «ухо — рука» (слухо-моторная интеграция), в системе «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция);

 ‒ формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина, «рисовать в воздухе», составлять буквы из пальцев рук;

‒ формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква.

Символическое обозначение характеристик согласного и гласного звука Содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность детей дошкольного возраста и организуется в форме игры-занятия с сохранением структурных составляющих плана-программы. Использование данной организационной формы способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса детей, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе . Для облегчения формирования умения осуществлять звуковой анализ слова вводятся символические обозначения характеристик гласных и согласных звуков , символы «количество слогов» и «количество звуков» . Для успешного обучения грамоте детям необходимы два открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.  Дети дошкольного возраста с нарушением речевого развития способны освоить звуковой анализ слов с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, мммак, мааак, маккк).  Когда дети в игровом, звукоподражательном действии смогут протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ними ставятся новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. Определить с какого звука начинается слово «мак» и протянуть этот первый звук. Определить есть ли звук «м-м-м» в слове «дом». Назвать слова, начинающиеся на звук м-м-м? Задача звукового анализа слов решается детьми дошкольного возраста с большей охотой, когда ей придается игровая форма. Для дифференциации гласный и согласных звуков используется схема дифференциации, обеспечивающая наглядную опору основных характеристик .

 Особое внимание хочется уделить определенной последовательности овладения детьми с нарушением речи различными формами звукового анализа:

 ‒ умение выделять начальный ударный гласный звук из состава слов; ‒ анализ звукосочетаний, состоящих из двух-трех гласный (типа «ау», «иа»); ‒ анализ и синтез обратных звукосочетаний (типа «ам», «ух»).

 ‒ умение выделять звук из слова из 3-х звуков (из слов типа «дом»);

‒ анализ и синтез слов из 2-х открытых слогов (типа «мама»);

 ‒ анализ и синтез слов из 4-х звуков с закрытым слогом и стечением согласных (типа «слон»); ‒ анализ и синтез слов из 5-ти звуков (типа «туман») и т. д.

Организация занятий по обучение грамоте продумана таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания; дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий, при котором дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки. У детей с нарушением речи развивается умение последовательно выделять звуки в словах, проводить звуковой, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез. Практические  задания имеют большое значение для детей с нарушениями речи. Они  обеспечивают формирование базового уровня фонематических процессов, навыков звукового, звукобуквенного и слогового анализа, развития графических навыков и познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — чтению и письму. Создают условия для ориентировочно-познавательной деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, речь.

Литература:

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская //.

Поливара З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи / З. В. Поливара. — М.: Флинта, 2013.

Пятница Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т. В. Пятница. — Мозырь: Белый ветер, 2015..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

В работе представлен материал  для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...

Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в пред...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слу...

Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи по звуковому методу

laquo;Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи по звуковому методу»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей   на тему:«Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...