Конспект игрового занятия на развитие познавательных способностей и речи в старшей группе «Волшебница вода»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мария Анатольевна Намекунг Фометио

Конспект интегрированного игрового занятия (учитель-логопед и воспитатель) в старшей группе

Образовательная область – познавательное развитие

Возрастная группа детей от 5 - 6 лет

Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.

 

Цель:

Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах, ее значении в жизни растений, животных и человека.

 

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

Коррекционные:

активизировать, уточнять и обогащать словарь по теме занятия, уточнять грамматические конструкции, учить образовывать однокоренные слова от слова Вода.

Развивающие:

развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу;

развивать любознательность, мышление и речь детей.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде.

развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;

 

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_voda_alparus.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  51 комбинированного вида Василеостровского района

 Санкт-Петербурга

Конспект игрового занятия

на развитие познавательных способностей и речи

в старшей группе

«Волшебница вода»

Подготовила и провела

Учитель-логопед

Намекунг Фометио М.А.

Санкт-Петербург

2019г.


Образовательная область – познавательное развитие

Возрастная группа детей от 5 - 6 лет

Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.

Цель:

Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

Коррекционные:

активизировать, уточнять и обогащать словарь по теме занятия, уточнять грамматические конструкции, учить образовывать однокоренные слова от слова Вода.

Развивающие:

развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу;

развивать любознательность, мышление и речь детей.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к воде.

развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская;

Оборудование:  стакан, ткань и грязная вода для опыта по фильтрации, Капелька воды (игрушка из ткани), капельки воды для обозначения станций, стаканчики с водой для опытов, карты Сапб и области, нарисованные детьми, мнемотаблица для стихотворения, ные, синие и зеленые кружки для составления схемы слова, баночки с водой для прверки, фигурки морских обитателей, замороженные с водой в воздушных шариках, аудио записи звуков воды, видео записи для физминуток, презентация для работы с однокоренными словами, модели по правилам поведения во время занятия.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”, интерактивные игры, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде,

Прослушивание  аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей ”, наблюдения за явлениями, связанными с водой.

наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;

раскрашивание карты СПБ и области «Путешествие воды»; заучивание стихотворения и составление к нему мнемотаблицы

Ход занятия

ПЕДАГОГ

Доп материалы

ДЕТИ

1

Дети садятся полукругом на ковре, спиной к доске

На чтение стихотворения дети встают

Организационный момент

Приветствие гостей.

Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и прислушаться, какие звуки вас окружают.

И еще разок, но теперь вы будете слышать звуки из нашего волшебного кубика.

Что в руках не удержать,
И в руке не унести?

Ах, какое интересное путешествие у капельки воды, хотите тоже попутешествовать? Тогда слушайте внимательно, не зевайте, капельки водички вместе собирайте.  Капля первая для вас путь укажет без прикрас.

 

Аудио запись – дождь, море, вода из крана и тп

Андрей

С неба капелька упала
Прямо в быстрый ручеёк,
Заблестела, заиграла,
Побежала - путь далёк:

Арвид
Мимо камушков и кочек,
Мимо травки над рекой.
Интересно капле очень -
Этот мир такой большой.

Кирилл
Но потом, увидев небо,
Загрустила вдруг о нём:
"Полетать немножко мне бы,
Для травинок стать дождём".
Соня

Поднялась она паринкой,
Улеглась на облака,
Стала капля невидимкой.
Мир прекрасен свысока!
Ева (Дима И)

А потом дождинкой стала,
Напоив собой цветок;
Вновь взлетела, полетала
И упала в ручеёк.

Алиса
С ним бежит она, играя,
А потом взлетит опять;
Ручеёк об этом знает,
Будет каплю в дождик ждать.

Под звук капели появляется Капелька воды

Дети приветствуют гостей и становятся в кружок вокруг педагога.

Дети называют звуки, которые услышали (машины, голоса, птиц).

Дети слушают звуки воды и называют варианты того, что услышали.

Воду.

.

2

 Вода в городе

Дети отыскивают капельку воды (педагог ее заранее вывешивает)

Дети переходят к фланелеграфу, где расположены их карты

Вы знаете, что наш город называют городом чистой воды?

Наша капелька начинает путешествие по Санкт-Петербургу. Откуда и куда она будет двигаться?

Как вы думаете, откуда вода попадает в наши дома?

Можно ли пить воду прямо из реки и что с ней делают перед ее поступлением в кран?

Конечно, воду очищают. Как можно очистить воду?

Я приглашаю вас в водную лабораторию, снова отыщите капельку воды, она подскажет куда нам двигаться.

Вода течет из крана

Капелька попадает в Ладожское озеро, оттуда в Неву и дальше в Финский залив.

Из Невы.

Очищают

3

Опыт с фильтрацией воды

Вот так же и городские службы пропускают воду через различные фильтры, а потом она поступает в наши дома. А кто знает, какие животные помогают следить за качеством воды вместе со специальными приборами?

Как можно использовать воду в доме?

Ну, что же, наша капелька снова двигается в путь, смотрите, куда нам надо попасть?

Педагог наливает воду через ткань, дети наблюдают и делают выводы.

В компании водоканал уже много лет на страже чистой воды стоят раки. Они работают сменами 2 через 4 (2 дня работают, потом 4 дня едят и отдыхают). Они очень чувствительны к качеству воды, при малейшем изменении у раков повышается сердцебиение и это фиксируют приборы. На работу берут только раков мужского пола, у них характер спокойнее.

Дети рассаживаются вокруг стола для проведения опытов

Прокипятить, отфильтровать.

Раки

Умываться, пить, готовить еду, стирать, убирать, поливать цветы

4

Игралочка

Дети встают вдоль ковра, лицом к доске и повторяют движения за капельками воды.

Музыкальная игра «Капельки»

5

 Свойства воды

Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть.

 Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

1 Опыт: Вода прозрачная

2 Опыт: Вода не имеет цвета

3 Опыт: Вода не имеет вкуса и запаха

4 опыт: Вода жидкая –  может течь

Много нового вы узнали о воде, но пора двигаться дальше, где же еще капелька появилась?

Модели

закрытый рот,

красная ладошка,

ухо

восклицательный знак

 Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку?

Перед детьми ставятся разноцветные стаканчики. Какого цвета вода в каждом стакане? Перелейте воду в прозрачный стаканчик.

Возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? Сделайте глоток. Она имеет вкус?

Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Делаем вывод: вода прозрачная.

Вывод: вода бесцветная

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Вывод: вода – жидкая, может течь

5

Игралочка

Дети встают вдоль ковра, лицом к доске и повторяют движения за капельками воды.

Музыкальная игра «Капельки»

6

 Грамотейка

Дети переходят на стульчики, стоящие вокруг стола

Вы сегодня путешествуете с капелькой воды. Я приглашаю вас поиграть с водными словами.

Вот у меня несколько картинок, чтобы узнать какое слово я зашифровала, вам надо правильно назвать первые звуки в словах.

Вот тут у меня баночки, с разноцветными крышечками. Вам надо выбрать только те, которые помогут составить схему к слову вода.  Вода. Сколько звуков в этом слове?

Подумайте ответьте, пожалуйста на вопрос вода КАКАЯ?

А теперь подумайте и назовите

вода в море – вода морская, а  

в океане – … 
в реках - …, 
в родниках -…, 
в болотах -…, 

На доске изображение дерева

Вот есть дерево, его корешок – слово вода, а вот на веточках пока нет слов. Придумайте, что там может вырасти?

Дерево с картинками

Рассмотрите фото и назовите лишние слова, которые произошли не от слова вода.

Что общего между всеми этими словами?

ВОДОЛАЗ

ОЗЕРО

ДНО

АКВАРИУМ

Несколько баночек с водой, с разноцветными кружками на крышках. Из них 2 красные и 2 синие, в них «сюрприз», остальные без сюрприза

наводнение

водопад,

водовоз,

водолаз,

водяной,

водоросли,

водопровод,

водоворот,

водоём,

водопой,

половодье,

подводник,подводный

водитель

провода

Дети определяют кол-во звуков в слове.

И составляют схему с помощью баночек, в качестве проверки надо встряхнуть баночку. Окрашивается вода только в тех, которые подобраны правильно.

 

текучая, журчащая, прозрачная, вкусная, звенящая, мокрая

морская;
океаническая;

Вода, водный, водяной, половодье, водичка, водица

Они образованы из двух других слов

Дети выходят к ковру на музыкальную паузу

Снова капелька нас в путь зовет

Вы готовы продолжать наше путешествие? Вас очень ждут.

Кто бывал у моря? Я!

Да, конечно вы бывали

А если были, то наверное видали

Что в море очень много разных всяких жителей

А ну-ка покажите нам морских любителей!

А рыбы в море плавают вот так

Волна морская двигается в такт

А волны покоряют высоту

А мы с тобою видим красоту

А рыбы в море плавают вот так

Волна морская двигается в такт

Жемчужина, что в ракушке живет

Вместе с нами песенку поет

7

Спасение морских обитателей

Дети переходят в «лабораторию»

Как вы думаете, вода всегда остается жидкой?

А что будет, если ее нагреть?

А если ее заморозить?

Посмотрите, у нас тут появились ледяные шары, да не простые.  Рассмотрите, кто попал в ледяной плен?

Подумайте, как можно помочь морским обитателям выбраться из ледяного плена?

Наше путешествие подходит к концу, вам осталось найти последнюю каплю воды.

 

Опыты со льдом

Морские обитатели

Нагреть, оставить на солнце, согреть в руках

8

Да-нетка

Итог занятия

Дети стоят вокруг воспитателя

Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы узнали много нового о воде.

На прощание Капелька воды сыграет с вами в игру

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте

Только ДА и только НЕТ

Дружно дайте мне ответ.

  1. Воду из лужи можно пить
  2. Вода может растворять вещества 
  3. На морозе вода не застывает 
  4. Чистая вода имеет запах 
  5. Воду можно очистить 
  6. Без воды можно прожить
  7. Лед это замерзшая вода
  8. Слова водитель и водовоз происходят от одного слова ВОДА (слова вода)

9

Вот и завершилось наше путешествие. Вы помогли капельке воды  и на прощание она приготовила вам сюрпризы. Опускайте свои цветочки в воду и посмотрите, что с ними будет.

Вам понравилось наше путешествие? Хотите еще больше узнать о воде? Тогда чуть позже мы покажем вам фильм про очень интересный музей, в который вы сможете сходить с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"

Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины  Исаака  Ильича Левитана «Март»...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"Автор - Мурахина Ирина Петровна...