Развитие мелкой моторики у дошкольников
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тюрина Ирина Викторовна

Что же такое - мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_melkoy_motoriki_tyurina_1.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №170» Выполнила: учитель-логопед Тюрина И. В.

Слайд 2

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека: - Больший палец - отвечает за голову, - Указательный - за желудок, - Средний - за кишечник, - Безымянный - за печень, - Мизинец - за сердце.

Слайд 3

Что такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Слайд 4

Значение мелкой моторики …«Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.» В. А. Сухомлинский Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Слайд 5

Средства развития мелкой моторики Пластилин Бумага Крупа, бусы, пуговицы Природный материал Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Пальчиковая гимнастика Песок Вода Карандаши, счетные палочки

Слайд 6

Игры с пластилином Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно развиваем и мелкую моторику руки. Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Режем на кусочки Лепим картинки Готовим обед

Слайд 7

Игры с крупой Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Слайд 8

Игры с крупой Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Слайд 9

Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Слайд 10

Игры с бусами Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Слайд 11

- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти . Игры с песком

Слайд 12

Игры с природным материалом Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Слайд 13

Игры - шнуровки Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика) , к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори , родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Слайд 14

Шитье, вязание, плетение, застежки

Слайд 15

Игры со счётными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Можно предложить детям такие игры: Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. «Сложи колодец» «Выложи картинку» «Выложи геометрическую фигуру»

Слайд 16

Игры с прищепками Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. «Разноцветные прищепки» Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многоратное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус… «Котенок» Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: »Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. ( Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Слайд 17

Рисование Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте… А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Слайд 18

Раскрашивание Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Слайд 19

Игры с бумагой Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами… Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Слайд 20

Разверни, не порви… Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Слайд 21

Работа с ножницами В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Слайд 22

Пальчиковые игры Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Слайд 23

Пальчиковые игры Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца) , необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы) , динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую) , расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет) , рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом.

Слайд 24

Народные пальчиковые игры С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.

Слайд 25

Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук

Слайд 26

Упражнения с мячами Учим захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить винчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например: Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?»

Слайд 27

Игры с водой - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Слайд 28

Игры с конструктором лего Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Слайд 29

Пазлы и мозайка Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Слайд 30

Развитие графической моторики

Слайд 31

Вывод Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Развивая детские пальчики и кисть руки , мы тем самым способствуем речевому развитию ребёнка....

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...