НОД по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей с ТНР в подготовительной к школе группе "Интересный жучок"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бычкова Ольга Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные задачи:        

Уточнить и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности. Расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые»: голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки, стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук, личинки, насекомые, нектар, хищные, полезные, уничтожают, опыляют, кусают, повреждают, летают.

Коррекционно-развивающие задачи: 

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с

существительными в роде, числе, падеже; образование слов – антонимов.)

Упражнять в употреблении  прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением;

Развивать связную речь,  умение пересказывать. Развивать  зрительное и слуховое  внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать культуру

слушания и ориентировку на слушателей у рассказчиков.

Оборудование: Компьютер (ноутбук), мультимедийная установка, экран, презентация с  картинками  к рассказу «Интересный жучок», листы с заданиями «Кто где живёт?» на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

- Демонстрация наглядных пособий (открыток, видеозаписей.)

- Беседа о жуках, муравьях, пауках.

- Чтение В. Танасийчук «Шестиногие соседи».

- Словарная работа по теме, знакомство с новыми словами.

- Отгадывание загадок о насекомых и заучивание стихотворений.

- Подбор слов-признаков к предметам и объектам.

- Рассказы детей  из детского опыта.

Методические приемы:

-  Игровая ситуация.

-  Знакомство с рассказом.

- Рассматривание иллюстраций к рассказу.

- Вопросы.        

-  Беседа по содержанию.

- Пересказы  детей с использованием модели  рассказа  (слайд № 7 в презентации).

- Анализ пересказов  детей

- Дидактические  игры: «Наоборот», «Назови ласково», «Кто где живёт?», «Кто где живёт?», «Найди и назови»

- Дидактические упражнения «Будь внимательным», «Божья коровка»,  «Кто лишний и почему?»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Д/упр.  «Будь внимательным»:

Логопед: Я буду называть слова. Если среди этих слов услышите названия насекомых, то поднимите руку. За столы садятся те, кто услышал и повторил название насекомого: божья коровка, жук, усики, стрекоза, коза, лапки, оса, комар, хоботок, жало, пчела, шмель

2. Объявление темы:

Логопед: Какое время года сейчас? Какой месяц весны идёт сейчас? Весна в разгаре. Мы сейчас будем говорить о насекомых, вспомним всё об их внешнем виде и образе жизни. Мы проверим ваши знания в интересных играх, послушаем рассказ об интересном жучке и перескажем его.

3. Игровая мотивация «Самые внимательные знатоки насекомых».

4. Чтение  с установкой на запоминание  «Интересный жучок» (по Л. Н. Ефименковой)

По листку полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, чёрненькая, из неё торчат два длинных усика, похожие на щёточки. Спинка покрыта жёстким панцирем. Он оранжевый, в чёрных пятнышках, а посередине узенькая чёрненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.

Беседа, ответы на вопросы:

- Кто полз по листку? (По листку полз интересный жучок.)

- Какой он был? (Он был маленький и круглый, как горошина.)

- Какая головка у него? (Головка у жучка крохотная, чёрненькая.)

- Какие усики торчат из головки? (Из неё торчат два длинных усика, похожие на щёточки.)

- Чем покрыта спинка? (Спинка покрыта жёстким панцирем.)

- Какой панцирь? (Он оранжевый, в чёрных пятнышках, а посередине узенькая чёрненькая  полосочка.)

- Что под панцирем видно, когда он раздвигается? ( Раздвинулся панцирь, и из-под него показались прозрачные крылышки. )

-Что сделал жучок? (Расправил жучок крылышки и улетел.)

- Кто это был? (Это была божья коровка.)

Логопед: Кто хочет пересказать по картинкам рассказ «Интересный жучок»?

Пересказ детьми по частям, затем полного текста.

Анализ  пересказов детьми.

-Как говорил Дима? ( Он пересказывал громко и не торопился.)

- Чей пересказ был самым точным? (Лера рассказала о жуке всё. У Семёна получился большой рассказ. Он всё запомнил и рассказал.)

- Чем понравился тебе пересказ Гули? (Гуля старалась. Она не останавливалась, ничего не забыла).

5. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»:

По цветку ползет букашка,   (выставить из левого кулака указательный палец и

                                                      мизинец — это «усы» божьей коровки)

На ней красная рубашка.      (накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)

Маленькая крошка,               (правой рукой погладить божью коровку)

На спине горошки.                  (указательным пальцем правой руки «ставить»

                                                     точки на «спинке» божьей коровки)

6. Д/ игра «Наоборот» (с мячом)

У мухи крылья короткие, а у стрекозы …. (длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки ….(тонкие).

У кузнечика спинка широкая, а у комара …. (узкая).

Шмель большой, а божья коровка ….(маленькая).

Гусеница передвигается медленно, а пчела ….(быстро) .

7. Д/и «Назови ласково»

Муравей чёрнень …; бабочка белень….;

Кузнечик зелёнень…; жук полосатень….;

Божья коровка краснень …; муха сереньк…. ;

8. Д/упр. «Кто лишний и почему?»

Муха, комар, крылья, муравей.  (Лишние «крылья»,  потому что это не насекомое, а

часть его тела.)

Паук, шмель, жук, пчела. (Лишний паук, так как у него 8 лапок, а у насекомых их 6.)

Бабочка, гусеница, змея, оса.  (Лишняя змея, потому что она не насекомое.)

8. Д/ игра «Кто где живёт?»

Что делают кузнечики? Стрекочут, прыгают.

Что делают пчелы? Жужжат, летают, кусают, собирают мёд, трудятся.

Что делают комары? Пищат, звенят, летают, кусают.

Что делают мухи? Жужжат, летают, ползают.

Что делают осы? Жужжат, летают, кусают.

Что делают муравьи? Строят, ползают, трудятся.

Что делает шмель? Летает, жужжит, ползает.

9. Д/игра «Кто где живёт?»

Где живут кузнечики? Кузнечики живут в траве на лугу.

Где живут пчёлы? Пчёлы живут в ульях. Дикие пчёлы живут в дуплах.

Где живут комары? Комары живут в лесах, около воды.

Где живут мухи? Мухи живут там, где грязно, тепло и неприятный запах.

Где живут осы? Осы живут в осиных гнёздах.

Где живут муравьи? Муравья строят муравейники и там живут.

Где живёт шмель? Шмель роет норку в земле на лугу.

10. Итог: Д/и «Найди и назови» (в сухом бассейне)

Дети находят на ощупь мелкие фигурки (кузнечик, сороконожка, бабочка, стрекоза, жук-усач, божья коровка, паук) в сухом бассейне и пытаются их отгадать.

Логопед: Кого вы нашли в бассейне? О ком мы сегодня говорили? Как мы говорили, когда рассказывали и  божьей коровке? (Мы рассказывали внимательно, точно, громко, старались  проговаривать слова.) Какие игры вам особенно понравились?

Литература:

1. Ефименкова Л.Н.  Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью

лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 3. Часть 2. Работа над словом,

предложением и текстом. –– Электронная книга, 2019.

2.Каше Г.А.  Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М.: Просвещение, 1985. - 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе "Домашние птицы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19197655","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"285","width":"480"}}]]...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...