НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей подготовительной к школе группы «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бычкова Ольга Павловна

                                                                                                                                                                                                                               

Одно из занятий в цикле, формирующее  у дошкольников с ТНР умение составлять рассказ по серии картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_leks.-gr._zanyatiya_.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Уточнение  и расширение знаний детей о диких  животных наших лесов. Развитие навыка  рассказывания по серии картин.

Коррекционно-образовательные задачи:
1.Уточнить и систематизировать знания о диких животных и образе их жизни. Расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные »: дикие животные, детёныш, волк, лиса, медведь, ёж, заяц, белка, рысь, кабан, волчонок, лисёнок, медвежонок, ежонок, зайчонок, бельчонок, рысёнок,      рычит, воет, грызёт, скачет, прыгает, прячется, охотится, принюхивается, прислушивается, зимует, меняет, дупло, логово, берлога, нора.

2. Учить составлять рассказ по серии картинок, вопросам и пересказывать его.

3.Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных, обозначающих названия детёнышей животных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.)  Упражнять в правильном употреблении предлогов  в речи.

Коррекционно-развивающие  задачи:
Развивать  речевой слух, зрительное внимание, память, мышление.
Развивать творческое  воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к живой природе.
Формировать положительную установку на участие в занятии и навыки сотрудничества.


Оборудование: Игрушка Лиса, презентация «Как звери готовятся к зиме», ноутбук, мультимедийное оборудование, серия картинок «Как лиса охотилась на ворон»,  магнитная  доска и магниты, «Лиса и вороны» Картинно-графические планы рассказов (5-6 лет) Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., игра «Кто спрятался за кустом?», маски волчонка, лисёнка,  ежонка, медвежонка,  бельчонка, зайчонка.

 Предварительная работа:
Рассматривание  картин и иллюстраций  с изображениями диких животных.  Чтение  «Лесные друзья», рассказа «Лиса-охотница»,  рассматривание иллюстраций в детских книгах. Отгадывание загадок о диких  животных и заучивание  стихотворений. Словарная работа по теме, знакомство с новыми словами.

Ход занятия:

1. Игровая мотивация: Приход Лисы.

2. Организационный момент: (в кругу). Здравствуйте, ребята! Узнаёте меня? А что вы обо мне знаете? Какая я? Похвалите меня.

Дети: Лиса красивая, умная, внимательная, осторожная, молодая, пушистая, хитрая, быстрая, ловкая.

3. Постановка задачи.

Логопед: Сегодня  у нас в гостях Лисонька – Лиса. Она из леса к нам пришла. И сегодня мы будем говорить о жителях леса. Мы увидим интересные картинки и придумаем по ним  рассказ. Лисонька покажет вам  небольшой фильм о жизни  животных в лесу осенью. Вам надо будет  применить свои знания о диких животных, чтобы успешно выполнить разные игровые упражнения.

4. Презентация «Дикие животные осенью».

5. Упр. «Закончи предложение».  Рассмотрите картинку  и расскажите, что делает зверь. Закончи и повтори предложение.

- Лиса выбежала из норы, потому что…..

- Лисица поймала мышку, чтобы ……

- Лисята окружили мышь, чтобы …..

6.Упражнение  «Что сначала, что потом?»

Наша Лисонька картины. На них история, которая произошла с ней недавно. Рассмотрите картины внимательно и разложите их по порядку.

7. Упражнение «Подходит — не подходит».

Логопед: Выберите  предложения, которые подходят к этим картинкам.

• Однажды сытая лиса вышла на охоту.

• Однажды голодная лиса вышла на охоту.

• Лиса подкралась и сразу схватила глупую ворону.

• Лиса осторожно подкралась к воронам, но они разлетелись.

• Лиса ушла в лес без добычи. 

• Лиса легла под дерево и притворилась мертвой.

8. Речь с движениями

- А сейчас давайте немного разомнемся и вспомним детенышей диких животных. Для этого надо встать, я  начну  предложение, а вы продолжите  и покажите. Готовы? Слушайте внимательно.

Как- то раз осенним днем

Звери пошли гулять гурьбой

За мамой волчицей шёл … волчонок,

За мамой лисицей крался… лисёнок,

За мамой ежихой катился… ежонок,

За мамой медведицей топал …медвежонок,

За мамой бельчихой скакал…бельчонок,

За мамой зайчихой прыгал… зайчонок,

Они долго гуляли и устали.

9. Упражнение «Подумай и ответь»:

-     Что подумали вороны?

-     Что они сделали?

-     Какой оказалась одна из ворон?

-     Что произошло с любопытной и неосторожной вороной?

-     Как закончилась лисья охота?

10. Упражнение «Посмотри и расскажи»:

Предложить детям еще раз рассмотреть серию картинок и рассказать, как лиса охотилась на ворон. Обратить внимание на более удачные рассказы.  Попросить придумать название рассказу.

Давайте вспомним правила наших ответов:

1) Каждый день всегда, везде: на занятиях в игре

Громко, четко, говорим, никуда мы не спешим.

2) Если хочешь ответить, не шуми, а только руку подними.

На вопросы мы отвечаем предложениями, говорим громко. Тогда лесная гостья Лисонька  нас поймёт правильно, ей будет у нас интересно.

11.Упражнение «Вспомни и перескажи».

Попросить детей вспомнить ответы на вопросы по картинке и самостоятельно пересказать рассказ.

В процессе работы уточняю детали. Обращаю внимание на более удачные пересказы.

Я прошу вас придумать название рассказу.

12.Физкультминутка: 

Лиса по лесу петляет,           Пальцы сложить в виде мордочки лисы, поворачивать в стороны.

Хвостом следы заметает.     Руки согнуты в локтях, движения влево-вправо перед собой.

13. Ира «Кто спрятался за кустом?»

Дети:

- За кустом спрятался медведь.

- За этим кустом спряталась белка.

14. Итог занятия.

Лисоньке понравились рассказы …детей. А как вы думаете, почему именно эти

рассказы понравились ей?

Литература:

Т.Ю. Бардышева , Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду»        

Л.Е. Белоусова «Научиться пересказывать? Это просто!»  

В.К. Воробьева «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект НОД по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: «Моя Родина - Россия»

Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия (составлениеи рассказа о России с использованием картинно-графического плана)...

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....