Обучение грамоте. Звук и буква А.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Бизина Татьяна Александровна

Занятие для детей 4-5 лет с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте. Звук и буква А.27.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12  «ЛАДУШКА»  ГОРОДА  «ТИХОРЕЦКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект

коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте

Тема: «Звук и буква А а»

учитель-логопед: Бизина Татьяна Александровна

г.Тихорецк

            Возраст воспитанников: средний  дошкольный (пятый год жизни) с ОВЗ.

Виды деятельности: речевое развитие.

          Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с понятием «звук»«буква». Закрепить умение различать на слух слова с начальным гласным звуком [А], определять позицию звука в слове; учить детей выделять звук [А] из состава слова ( в начале слова). Знакомство с буквой А а, формирование умения находить ее среди других букв алфавита. Упражнять детей в составлении буквы А из палочек.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения, закрепить умение различать правую и левую сторону.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

 • Демонстрационный:  презентация «Звук и буква А а», аудиозапись «Плач ребенка» (1 слайд презентации), мультимедийная доска, ноутбук,  кукла Аня в коляске,  звуковые домикиБуква А, коврограф.

• Раздаточный: предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, тетради № 1  для обучения грамоте Н.В.Нищева, контейнер с цветными карандашами по количеству детей.

Предварительная работа. Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные гласные из слов, понятие звук.

1 этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на   высказывание детей

Слайд 1. «Плач ребенка»

-Ребята, что за крик?

-Послушайте, кто это плачет? (дети: это кукла плачет в кроватке, дети с логопедом подходят к кроватке, достают куклу).

- Это кукла Аня.

- Как плачет Аня? (а-а-а). Не плачь Аня! 

-Ребята, как же нам успокоить куклу Аню?

- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

- Валя так думает.

- А ты как думаешь Аля?

- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

- Еще есть идеи?

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Точно!

-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

- Кто согласен с Ксюшей?

- Кто-нибудь считает по-другому?

- Я думаю, что нужно спеть нашей кукле песенку, укачать ее! Вы согласны?

2 этап: развитие фонематического слуха и слухового внимания на материале неречевых звуков.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята у кого из вас есть младшие братики или сестрички? Как ваша мама укачивает малыш-а (-ку)?

- Давайте споем песенку Ане! А-А-А!

- Попробуйте, я уверена, что у вас получится!

 (дети поочереди поют, укачивают куклу Аню – А-А-А!)

-Отличная мысль!

-Как здорово, что ты это знаешь!

- Ты уверен, докажи!

-Великолепно!

- Замечательно!

-Как ты красиво поешь!

-Ух ты! Класс! Молодцы!

- Вот наша кукла и успокоилась? Что мы для этого сделали?

-Правильно, спели песенку! А какой первый  в слове звук АААня? (ответы детей).

Слайд 2.

Посмотрите кто сдесь изображен? Что делает девочка?

Правильно, девочка плачет, кричит!

-Звук [А] мы можем петь тянуть:

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

-Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук [А], называется гласным звуком, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. 

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу и звать и аукать,

Но не желают свистеть и рычать.

Динамическая пауза:

-Ребята, посмотрите на коврограф, к нам прилетел аист. Хотите с ним поиграть?

Слайд 3.

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

-Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой.

Шагните левой ногой,

Так придете вы домой

(Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют). 

-Посмотрите внимательно, что принес с собой аист, что нарисовано на картинках?  Давайте назовём, что там изображено?

Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [А]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [А] в начале слова.

- Молодец- правильно

- верно- точно

- конечно- совершенно верно

-Как замечательно мы поиграли с аистом!

-Молодцы!

3 этап: знакомство с буквой. Соотношение звука с буквой.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Слайд 4

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

(Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом).

-Выложите букву из счетных палочек. Сколько нам понадобится палочек? -Букву А мы можем написать, выложить из полочек, потрогать, увидеть.

А – начало алфавита – тем она и знаменита.

А узнать ее легко – ноги ставит широко.

-Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А.

-Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

(Дети «пишут» букву на спинах друг друга).

А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»).

(Дети показывают букву А).

Молодцы! Ребята, я так довольна вами, а у куклы Ани для вас подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их с воспитателем или дома.

- Давайте обведем по точкам букву А.

(Дети работают в тетрадях).

Самостоятельная деятельность.

-Молодцы! Совершенно верно!

-Максим, тебе нужна помощь?

-Какие вы нетерпеливые…

Поскорее хочется воплотить в жизнь свой замысел? Понимаю…

Молодцы!

4 этап: детская рефлексия по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, напомните, что  мы сегодня делали?

Для чего мы пели песенку кукле Ане? Зачем мы это делали? С каким звуком и буквой мы познакомились?

Важно ли то, что мы сегодня узнали? Что было для вас самым трудным? Почему? Что больше всего понравилось? Почему? Что можно рассказать родителям?

- Ребята, я очень благодарна, вам, за помощь.

-Я так рада, что у вас все получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...

Обучение грамоте. Звук и буква......

Обучение грамоте. Звук и буква А

буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...