Использование элементов гелотологии в работе с детьми
презентация по логопедии

Данная презентация знакомит с понятием гелотология(смехотерапия), рассказывает о пользе смеха  и о том,  как можно использовать  элементы гелотологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gelotologiya.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов гелотологии в работе с детьми Учитель-логопед 1 кв.кат . Боровикова Н.Н.

Слайд 6

В Библии написано: « унылый дух сушит кости, а веселое сердце, благотворно, как врачевательство ». Аристотель учил смехом лечить болезни, З. Фрейд так же считал шутку «действенным лекарством». У Шекспира есть такие слова: «Веселое сердце живет долго», а у И. Канта: «Смех дает здоровье, активизируя все жизненно важные процессы».

Слайд 7

Гелотология - это молодая наука, но занимается она очень древним предметом. (от греческого « gelos » — переводе с греческого означает смех ;) Гелотология — наука о смехе . Гелотология зародилась в Америке в 70-е годы 20-го столетия после случая с Норманом Казинсом , который вошел в историю, как ” человек, рассмешивший смерть ”. Считается, что основателем гелотологии является психиатр Уильям Фрайм , он изучал влияние смеха на здоровье человека . Интересен тот факт, что существует специальное направление йоги – хасья -йога. Последователи данного направления с радостью практикуют групповой смех, сочетая его с традиционными упражнениями .

Слайд 8

Смех и наука Учёные установили, что в смехе принимают участие 15 мышц лица (большинство из них — парные). Всякий смех начинается с улыбки, для чего растягиваются два больших скуловых мускула. Затем вступают в действие остальные пары, некоторые сокращаются, другие расслабляются. Участвуют мышцы гортани, шеи, груди (особенно межрёберные), живота (особенно диафрагма), спины, а при сильном смехе — и мышцы конечностей, причём некоторые из них расслабляются (так называемый смех до упаду). Свой вклад вносят даже мышцы зрачков — зрачки расширяются. При сильном смехе сокращаются и мышцы слёзных желёз, выдавливая слёзы (смех до слёз ). Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120 километров в час. Эти выдохи сопровождаются звуками, напоминающими чаще всего гласные А, О или И и повторяющимися в среднем каждые 210 миллисекунд .

Слайд 9

Интересные факты о смехе Хотя ископаемых окаменелых «образцов смеха» не сохранилось, исследователи считают, что первыми стали смеяться наши древнейшие предки от двух до четырёх миллионов лет назад. Смех тогда звучал как серия резких коротких выдохов, поскольку произносить звуки типа «ха-ха-ха» наши предки ещё не умели. Некоторые специалисты даже считают смех первым зачатком языка. Учёные полагают, что смех вызывается, как правило, несуразицей — ошибкой, несовпадением результата с намерениями или ожиданиями . Мы смеёмся также, чтобы выйти из стресса, снять недоразумение в общении. Частота и использование смеха меняются в зависимости от эпохи (сегодня люди смеются меньше, чем сто лет назад), от возраста (ребёнок смеётся в 20 раз больше взрослого), от национальной культуры (европейцы смеются меньше, чем африканцы) и от пола (женщины смеются чаще мужчин). Как показал американский гелатолог Роберт Провайн , при разговоре между собой женщины смеются больше, чем беседующие мужчины. Зато мужчины больше склонны шутить, вызывать смех .

Слайд 10

Интересные факты о смехе: • Воздух, который вырывается из легких со скоростью 100 км/час, освобождает бронхи от скопившейся там слизи и облегчает дыхание при воспалительных процессах, например при бронхитах или астме. • Смех повышает творческие способности и умение решать различные проблемы. Он активирует лимбическую систему мозга, соединяя левое и правое полушария. • Сравнив продолжительность жизни знаменитых театральных актеров за последние 270 лет, шведские врачи выявили неожиданную закономерность: комики живут гораздо дольше трагиков . М инута искреннего смеха приносит столько же пользы здоровью, сколько 40-минутная пробежка ! • Английский философ и врач Уильям Ослер назвал смех музыкой жизни и советовал непременно смеяться каждый день хотя бы в течение 10 минут. Подсчитано, что если человек смеется не менее 17 минут в сутки, он продлевает себе жизнь на один год.

Слайд 11

Что происходит в тот момент, когда человек смеется ? ☻ Смех снимает нервное напряжение, депрессию, повышается стрессовая устойчивость, поскольку гормоны радости перекрывают выработку гормонов стресса. ☻ Во время смеха укрепляется здоровье и иммунитет, поскольку увеличивается выработка иммуноглобулина, активируется гамма-интерферон, защищающий организм от возникновения опухолей. П ри смехе отступает боль, ведь сразу около сотни мышц по всему организму начинают сокращаться и вибрировать. ☻ В о время смеха кровь насыщается кислородом, улучшается кровообращение, что приводит к укреплению сердечной мышцы, и нормализует давление, снижается уровень холестерина. ☻ П ериоды смеха укрепляют клетки эндотелия, которыми выстланы внутренние стенки сердца и сосудов, веселые люди реже болеют сердечными заболеваниями, ☻ Способствует омоложению лица. ☻ Улучшается обмен веществ в организме, что активизирует процессы очищения. Это происходит за счет изменения дыхания, во время смеха задействуются внутренние мышцы живота, что активизирует работу кишечника и легких .

Слайд 12

☻ Смех оказывает психотерапевтическое действие на здоровье, ведь в это время снимаются внутренние комплексы, высвобождаются подавленные эмоции, снимается психологическая и физическая усталость, психологические проблемы, уходит напряжение — это лучшее лекарство для души. ☻ Вырабатывается позитивный настрой и мышление, умение посмеяться над собой, способность радоваться окружающей действительности и жизни. Смех снимает зажимы как телесные, так и эмоциональные и приводит тело к общему расслаблению, способствует успеху. ☻ Смех рассматривают и как социальный фактор, объединяющий людей, видя рядом с собой улыбающегося человека, невольно улыбаешься сам. Он помогает человеку адаптироваться, наладить отношения, поднять настроение, избавить от негативных эмоций .

Слайд 13

Противопоказания гелотологии -нельзя долго смеяться людям, имеющим грыжу или глазные болезни . -заразительный смех противопоказан при легочных болезнях, беременным женщинам с угрозой прерывания беременности, больным в послеоперационный период.

Слайд 14

В нашей стране исследования психологического аспекта смеха, и смехотерапии в частности, практически отсутствуют . Раньше смех являлся просто неотъемлемой частью нашей культуры, как в западной Европе, так и у славян. Весёлые игры, карнавал, потешные праздники, дуракаваляние, кривляние – это основные составляющие жизни любого человека. В наше время старинные обычаи полностью вытеснились из нашей жизни, вышли из моды. В культуре принято считать, что смех это несерьезно и смех не рассматривается как важный и серьезный феномен жизни .

Слайд 15

Гелотология или смехотерапия является з доровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ Несколько примеров пользы смехотерапии , для детского организма: • повышает уровень серотонина в организме, что делает его счастливым; • укрепляет иммунную систему; • выступает как метод лечения некоторых психологических заболеваний, расслабляет мышцы; • успокаивает мозг, содействует положительным мыслям; • балансирует кровяное давление и помогает пищеварению. • уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агресси вность.

Слайд 16

Принципы реализации гелотологии ( смехотерапии ) у детей • Личностно-ориентированный подход к дошкольнику; • Самореализация дошкольника, выражение положительных эмоций; • Воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения друг к другу; • Принцип сотрудничества детей, педагогов и родителей; • Принцип системности и последовательности . Задачи использования гелотологии в ДОУ 1. Создать благоприятный эмоциональный климат в группе, доставляя детям радость и хорошее настроение; 2. Формировать у детей умение выражать свои положительные эмоции; 3. Способствовать сплочению коллектива; 4. Содействовать сотрудничеству с родителями.

Слайд 17

Примеры использования элементов смехотерапии в работе с детьми «Звук заблудился» Цель : развивать слуховое внимание, воображение, учить анализировать нелогичные ситуации, развивать чувство юмора. Педагог читает предложения, а ребёнок определяет, какой звук в слове назван неправильно. Папа красил крысу дома, Чтобы дом наш был как новый. Подарили Кате пышку, С молоком она ест Мышку. Во дворе стояла почка. На берёзе росла бочка. Поёт песни кашка. В тарелке лежит Машка.

Слайд 18

Примеры использования элементов смехотерапии в работе с детьми «Отгадай загадки – путаницы ». Цель: развивать слуховое внимание, учить рифмовать слова, развивать чувство юмора . Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно . Быстрее всех от страха Несётся …черепаха (заяц ) «Исправь ошибку» Цель : развивать слуховое внимание, учить детей грамматически правильно строить предложения, развивать чувство юмора. Педагог читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно . Мальчик ловит рыбу. Рыба ловит мальчика. « Бывает, не бывает ?» Цель: расширять словарный запас, научить различать смысловые оттенки слов, развивать чувство юмора . Рыбка грызёт кость. Бабочка ест мясо. « Что полезно, а что вредно ?» Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, развитие чувства юмора . Педагог читает предложения, а ребёнок начинает рассуждать о том, что полезно делать, а что вредно.

Слайд 19

Примеры использования элементов смехотерапии в работе с детьми «Путаница » Цель: научить дошкольников различать смысловые оттенки слов – глаголов, развивать чувство юмора . Мальчик красит картинку. Мама стирает сына в ванной . Игра «Что я ем ?» Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, чувства юмора . Я ем…пирожок , Я ем. Утюжок С детьми можно проводить «Шутки – физминутки », подвижные игры, которые позволят отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключиться с одного вида деятельности на другой.

Слайд 20

Упражнения смехотерапии в домашних условиях - В моменты усталости прочтите несколько анекдотов и от души посмейтесь. -Попробуйте корчить себе рожицы, стоя перед зеркалом. -Когда вас что-то раздражает – попробуйте улыбнуться и переключить внимание на какую-то приятность. -Чаще позволяйте себе смотреть юмористические передачи и кинокомедии. -Участвуйте в веселых квестах , играх, дружеских посиделках. -Возьмите кусочек сахара-рафинада и зажмите между зубами, не закрывая рот. Теперь посмотрите в зеркало. -Послушайте запись заразительного смеха -Посмейтесь звуками «ха-ха-ха», «хо-хо-хо», идущими из живота. Положите руки на горло и попробуйте произнести: «хе-хе-хе». Сфокусируйтесь на том, где рождается смех. Кстати, глубокими звуками «ха-ха», «хо-хо» в древности изгоняли духов болезни. -«Смех лягушки»: сидя на корточках, один раз подпрыгните, сказав «ха», и примите прежнюю позу. Потом быстро проведите серию таких прыжков со смехом. -Упражнение «Нарастание смеха»: начинайте смеяться, постепенно усиливая тихий смех до гомерического хохота. Не волнуйтесь, если сначала смех будет искусственным, наигранным. Лучше всего это упражнение выполнять в кругу семьи или друзей, потому что смех заразителен в прямом смысле слова.

Слайд 21

" Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. Серьезное выражение лица — вовсе не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица» Барон Мюнхгаузен

Слайд 22

Источники: https:// irinazaytseva.ru/smexoterapiya-gelotologiya-veseloe-lechenie.html https://irinazaytseva.ru/smexoterapiya-gelotologiya-veseloe-lechenie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....

Использование элементов мнемотехники в работе с детьми старшего возраста.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая и сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения)...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

     «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьеви песню кузнечика, журчание весеннего ручья…»....