Главные вкладки

    Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
    консультация на тему

    Кириченко Светлана Наильевна

           «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

    и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».                                               

       В. А. Сухомлинский.

     

    Цель:

    1.    Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

    2.    выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка.

    3.    Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

    4.    Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой (развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, и полноценно их переживать).

    5.    Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

    Задачи:

    1.    Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

    2.    Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

     «напомнить о недопустимости насилия по отношению к насекомым»; «вызвать желание охранять нежные лесные растения, напомнить о правилах поведения в лесу (не бегать по хрупкой листовой подстилке с растениями, а ходить по тропкам)», «показать недопустимость заточения птиц в клетки», «напомнить о правилах обращения с хрупкими животными» и т. д. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itrening_ekopsihogimnastika.docx22.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

           «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

    и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».                                               

       В. А. Сухомлинский.

    Цель:

    1. Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.
    2. выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка.
    3. Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
    4. Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой (развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, и полноценно их переживать).
    5. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

    Задачи:

    1. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
    2. Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

     «напомнить о недопустимости насилия по отношению к насекомым»; «вызвать желание охранять нежные лесные растения, напомнить о правилах поведения в лесу (не бегать по хрупкой листовой подстилке с растениями, а ходить по тропкам)», «показать недопустимость заточения птиц в клетки», «напомнить о правилах обращения с хрупкими животными» и т. д. 
    То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.

    Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели, и использовали их в своей повседневной работе. Я предлагаю вам использовать такой метод, как психогимнастика, в экологическом воспитании детей.

    Как вы понимаете, что такое психогимнастика? (Ответы педагогов)

    Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон в психике ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ребенка), в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

    где и как использовать психогимнастику.

    1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
    2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
    3. В качестве «оживления» материала в работе по экологическому воспитанию (Вводить в ткань беседы по экологической  проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
    4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
    Единицы психогимнастики — ЭТЮДЫ.

    В контексте работы по  экологическому воспитанию педагог сам разрабатывает и включает этюды психогимнастики в педагогическую работу. 
    Содержание — текст этюда, который проговаривает педагог при ознакомлении с этюдом и при исполнении этюда детьми. Текст обязательно: краткий — несколько предложений; эмоциональный — поощряются междометия. Может содержать контрастные эмоции. Текст — всегда от первого лица — тогда ребенок сможет пережить чувства эмпатии, сопереживания, представляя себя в образе котенка, цветочка, или даже какого-либо традиционно неприятного животного, растения (крапива, жаба). Задачи этюда — Задачи четко делятся на две группы.

    Первая группа задач направлена на развитие эмоциональной сферы.

    Вторая группа — это задачи экологического просвещения; «напомнить о недопустимости насилия по отношению к насекомым»; «вызвать желание охранять нежные лесные растения, напомнить о правилах поведения в лесу (не бегать по хрупкой листовой подстилке с растениями, а ходить по тропкам)», «показать недопустимость заточения птиц в клетки», «напомнить о правилах обращения с хрупкими животными» и т. д. 
    «Прогулка по ручью»

    Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.

    Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

    Пантомима «Два рыболова»

    Для удобства выполнения, вам необходимо рассчитаться на «1-й-2-й»,

    1-е №№-а удачливый рыболов, 2-е №№-а невезучий.

    Ваша задача: ярко и эмоционально передать, с помощью мимики и пантомимики чувства, которые испытывают рыболовы.

    Изображаем события, о которых  я буду вам рассказывать.

    «На мосту стояли 2 мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыбы, да и стояли они недалеко друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. Вот и сейчас у него не клюет. А у соседа опять дергается поплавок.

    У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое».

    Спасибо. Отлично. Давайте обсудим. Удалось ли вам прочувствовать настроение рыбаков. А как считаете, достаточно ли эмоционально вы его передали?

    Мы попали на цветочную поляну.

    Гимнастика. (бабочки, напряженно)

    В: Давайте, цветочки встанем в круг, как будто венок сплели. Решили цветочки бабочек ловить. (дети всем телом напрягаются, ноги на ширине плеч, небольшой наклон вперед, руки вытянуты вперед – имитируют ловлю бабочек) .

    (расслабленно)

    В: Пока ловили бабочек подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки, листочки вниз опустили (все расслабились)

    (Стрекозы, по всей площадке)

    В: Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами (бег на носочках по всей полянке). Весело цветочкам, бегают, смеются. Как стрекозы, листочки – руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.

    (кружение плавно, на месте)

    В: А теперь остановились и закружились на месте, медленно, плавно. Какое удовольствие кружиться! Чувствуешь легкость, невесомость.

    (ритмично, напряженно)

    В: Накружились и присели. Повернулись друг к другу по парам, уперлись ножками, взялись за руки и давай перетягивать друг друга, как на лодочке качаются. (кач- кач, кач – кач). Спина руки ноги напряжены. Движения ритмичные.

    (расслабленно)

    В: Устали, руки разомкнули, легли на спину. Лежим отдыхаем, все тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Отдохнули цветочки и решили пойти погулять. Шли, шли и вышли к речке. Увидели мостик и решили перебраться на другой берег (ходьба по мостику друг за другом). Вот мы и на другом берегу. Ой, как тут солнце греет, как жарко, как хочется цветочкам пить. Цветочки почти завяли (плечи опущены, голова низко наклонена, руки опущены вниз, идут медленно, грустно.

    (прыжки, свободное передвижение)

    В: Но вдруг пошел прохладный дождик. Обрадовались цветочки, сразу распрямились. Стали под дождиком весело подпрыгивать, веселиться. (дети прыгают хлопая в ладоши) .

    (застывание)

    В: И вдруг цветочки увидели двух девочек, которые пришли ягоды собирать. Испугались цветочки, что девочки их сорвут и застыли, как каменные. (головы опущены, глаза закрыты). Но девочки не стали рвать цветы, они ими полюбовались и пошли дальше. А цветочки обрадовались, улыбнулись и выпрямились.

    «Два маленьких котёнка»

    этюда необходимо рассчитаться на 1, 2, 3.

    Распределяйте роли в тройках. У нас будут 2 котенка и хозяйка. Я читаю вам английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака, а вы действуете в соответствии со своей ролью.

    Два маленьких котенка поссорились в углу.

    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

    И вымела из кухни дерущихся котят,

    Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

    А дело было ночью, зимою, в январе,

    Два маленьких котенка озябли во дворе.

    Легли они свернувшись, на камень у крыльца,

    Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

    Но сжалилась хозяйка и отварила дверь.

    «Ну что, - она спросила – не ссоритесь теперь?»

    прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

    со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

    и оба перед печкой заснули сладким сном.

    А вьюга до рассвета шумела за окном.

    Спасибо. Каковы  ваши ощущения?

    «Спаси птенца»

    Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.

    Ход. Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».

    «Медвежата»

    Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.

    Ход. Педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)

     — Психогимнастика хороша в любом виде деятельности. Снимет усталость и возбуждение на  занятии, превратив детей в крокодильчиков, ящерок, кувшинки и вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам; в образе птиц или веселых рыбок позволит подвигаться и заодно задуматься, почему не надо их ловить; этический компонент беседы будет усилен появлением «несчастной кошки» или «сломанного листочка»…

    Надеемся, что психогимнастика станет вашим добрым помощников в благородном педагогическом труде.

     «Танец пяти движений»

    Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.

    Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.

    Ход. Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.

    Темы:

    а) «Течение воды» — плавная музыка;

    б) «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;

    в) «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;

    г) «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;

    д) «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

    Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....

    Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

    Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

    Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

    Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

    Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в рабо...

    Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

    Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...