В гостях у волшебника Ударение.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Рожкова Ольга Васильевна

Обучение детей выделению ударения в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_volshebnika_udarenie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "В гостях у Волшебника Ударения"

Программные цели и задачи:

Обучающие
Познакомить детей с ударением
Учить слышать и выделять ударный слог, ударную гласную.
Учить слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова.
Закреплять навык деления слов на слоги.

Коррекционные:
Развивать слуховое восприятии.
Развивать фразовую речь.
Развивать знаково-символическую функцию у детей.
Развивать память.

Воспитательные:
Воспитывать сдержанность, умение работать в коллективе.
Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.

Предварительная работа:
- деление слов на части (слоги),
- развитие просодической стороны речи,
- знакомство с "Царицей Грамматикой"
- развитие знаково-символической стороны ( обозначение слов, слогов)
-заучивание стихотворного текста с сопровождением движений.

Словарная работа:
Закрепление названия "Грамматика",
новое слово - ударение .
Уточнение слов: "хлопок", "стрелки"

Оборудование:

Демонстрационное: Замок, Волшебник- Ударение, схемы, предметные картинки, Незнайка с письмом, магнитная доска.

Раздаточные: Пеналы, предметные картинки, схемы.

Ход занятия:

- Сегодня мы отправляемся в гости к Царице Грамматике в ее чудесный замок. А в самой верхней башне замка живет Волшебник Ударение. У него есть волшебная палочка, которая творит чудеса: все к чему она прикасается, становится больше, звучит громче. Волшебник стар - не очень хорошо видит, но слышит он замечательно! Волшебник ударение очень мудр, и все к нему приходят за советом. Все, кто приходит , стучатся по–своему. И он узнает всех по стуку.

Игра "Узнай, кто пришел"

Повторите за мной.
(тихо- громко) : х-Х ; Х-х
-Прохлопай, как у тебя на карточке:
Х-х; х –Х; х-Х-х ; Х-х-х; х-х-Х;
-Все слова состоят из частей.

Помните, что можно части прохлопать( дети хлопают деля слова на части) , протопать(со-ба-ка), пропеть, держа руку под подбородком(гусь), подкидывать мяч( кук-ла) и выложить части, обозначая их черными полосками(ли-мон).

Выложите столько полосок, сколько в слове частей.

МЫЛО- (- -) Волшебник ударение стукнет по одной из частей и она станет немного длиннее, громче.
Стукнет по другой ПИЛА- (- -).

У вас в пенале есть такая полосочка, которой мы будем обозначать ударение.

Поставьте ударение. Совместная работа логопеда и детей.

(БАНКА, ВЕНИК, ПИЛА…)

Переверните картинки и схемы на столе. Рассмотрите, назовите.
Под картинку положите ту схему, которая к ней подходит.

Пришел к Волшебнику мальчик и прочитал стишок:

(вызвать любого ребенка, кто читает без выражения)

Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.

Волшебник похвалил мальчика, что он выучил стишок,. Но дал ему совет: если ты хочешь красиво читать стишки, то нужно выделить ударный слог. Логопед читает стишок. Попробуйте и вы, дети, прочитать стишок, выделяя ударный слог

Динамическая пауза: речь с движением

"Вот на ветках - посмотри:
В красных майках снегири.
Распушили перышки -
Греются на солнышке.
Головой вертят- улететь хотят.
Кыш, кыш- улетели.
За метелью, за метелью"

Как-то раз в замке был бал. Пригласили всех, а cтарика Ударение забыли, или подумали, что и без него можно обойтись.И тут произошли ужасные превращения: Великолепный замок превратился в железный ЗАМОК

ГВОЗДИКИ, которыми украсили праздник, вдруг стали ГВОЗДИКАМИ, СТРЕЛКИ, которые охраняли замок превратились в СТРЕЛКИ от часов, КРУЖКИ из которых пили придворные стали- КРУЖКАМИ. А ХЛОПОК, который собирали на плантациях, в ХЛОПОК. И началась ужасная паника. Очень важно правильно стукнуть по нужной части. А если ошибешься, то получится совсем другой смысл слова. Но тут позвали УДАРЕНИЕ. И все стало на свои места

СТРЕЛКИ в СТРЕЛКИ,
ЗАМ
ОК в ЗАМОК
КРУЖК
И в КРУЖКИ,
ХЛ
ОПОК в ХЛОПОК.

Незнайка придумал предложения:

Я переставил СТРЕЛКИ часов.
Дверь закрыли на З
АМОК.
В выходные соревновались СТР
ЕЛКИ
На горе построили великолепный ЗАМ
ОК.
Молоко налили в КРУЖК
И.
В поле собирали ХЛОП
ОК.
Сашу напугал громкий ХЛ
ОПОК.
На математике дети считали КР
УЖКИ.

Дети исправляют ошибки, которые допустил Незнайка.

Подведение итогов.

Схемы (раздаточные):

Х- х-х

х-Х-х

Х- х-х

х-х-Х

Х- х

х - Х

х-Х- х

х-х-Х

Х-х -х

х–Х- х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у волшебника"

Конспект занятия для подготовительной группы. Цели: Формирование навыка правильной осанки. Укрепление мышечного корсета позвоночника Упражнять детей в длительном беге. Воспитывать умение действ...

Сценарно-режиссёрская разработка. «В гости к волшебнику Изумрудного города под Рождество»

Сценарно-режиссёрская разработка.«В гости к волшебнику Изумрудного города под Рождество»Разработала: музыкальный руководитель Матвеева Н.В.Тольятти 2013г.Тема:  В гости к волшебнику И...

Сценарно-режиссёрская разработка. «В гости к волшебнику Изумрудного города под Рождество»

Сценарно-режиссёрская разработка.«В гости к волшебнику Изумрудного города под Рождество»Разработала: музыкальный руководитель Матвеева Н.В.Тольятти 2013г.Тема:  В гости к волшебнику Изумруд...

Сценарно-режиссёрская разработка "В гости к волшебнику Изумрудного города под рождество"

Рождественский карнавал .Подведение итогов новогодних праздников после новогодних каникул....

Сказка про волшебника Ударение

Цель: дать понятие об ударении; вырабатывать умение выделять ударение в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условным обозначением ударения....