Дидактический и наглядный материал по лексической теме: " Одежда, головные уборы, обувь"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Хошенко Надежда Дмитриевна

В комплекте  представлены дидактические и наглядные материалы по лексической теме "ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. 

Дидактические игры по темам

«Одежда», «Дифференциация: одежда, обувь и головные уборы»:

 

«Загадки и отгадки»

Цель. Учить детей обозначенные словесно признаки предметов соотносить с предметами, представленными графически.

Развивать и обогащать речь детей, внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.

Игровые правила. Учитель-логопед загадывает загадки, не должен показывать соответствующую картинку, чтобы дети не сразу могли догадаться о том или ином предмете.

Игровые действия. Дети, соревнуясь, отгадывают загадки и получают соответствующие карточки.

Ход игры. Вариант первый. Учитель-логопед читает загадки, написанные на карточках. Дети рассматривают полученные картинки. Ребёнок заявляет об этом и объясняет, почему он так считает. Объяснение заставляет его проанализировать как смысл загадки, так и "структуру" имеющейся отгадки - картинки.

Побеждает, тот кто больше наберёт карточек-отгадок.

 

«Оденем куклу Машу, на прогулку»

Цель: знакомство с названиями предметов одежды, пополнение словарного запаса, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

Уточнять, расширять и обобщать представление детей об одежде.

Обогащать словарь детей по теме «Одежда»;

Развивать целостное восприятие и внимание.

 

Игровые правила. Учитель-логопед предлагает подобрать для куклы Маши по сезонам. (Летняя прогулка, осенняя прогулка). Дети подбирают соответствующие предметы одежды, обуви и головных уборов, учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания.

 

«Что изменилось?»

Цель: развитие целостного восприятия, внимания развитие, зрительной памяти и речи.

Игровые правила. Учитель-логопед предлагает внимательно посмотреть на куклу в одежде, потом просит ребенка (детей) закрыть глазки, затем меняет один из предметов одежды, обуви или головных уборов (например, красную полосатую шапочку на белую или жёлтый шарф на красный и т.п.). Когда ребенок (дети) открывает глаза, учитель-логопед спрашивает: «Что изменилось?».

Дети отвечают, и игра продолжается. (замена 4-5 предметов одежды, обуви или головных уборов).

«Чего не стало?»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Игровые правила. Учитель-логопед кладет перед ребенком несколько предметов одежды (три – четыре). Просит ребенка (детей) закрыть глаза, прячет один из предметов. Когда ребенок открывает глаза, учитель-логопед спрашивает: «Чего не стало?»

 

«Разрезная картинка»

Цель: развитие целостного восприятия, внимания.

Игровые правила. Для данной игры подойдут цветные предметные картинки на белом фоне. Предмет должен быть знаком ребенку (детям), нарисован четко, яркими красками. Необходимо иметь две одинаковые картинки. Для начала знакомства с данной игрой (первый тап) разрезаем одну картинку на 4 части посередине горизонтально и вертикально. Сначала можно предложить ребенку целую картинку, разобрать ее – что это? Из каких частей состоит? Какой по цвету? Для чего нужна? После этого можно, не убирая первую картинку, предложить разрезанный вариант и собрать её. Если вы видите затруднения ребёнка – не понимание смысла вашей просьбы - можно сначала накладывать части разрезанной картинки на целый образец.

В дальнейшем можно усложнить данную игру – разрезав на 5-6 частей также в вертикальном или горизонтальном разрезе.

 

«Что спряталось?» («Контуры»)

Цель: развитие целостного восприятия, внимания

Игровые правила. В данном упражнении деткам предлагаются контурные изображения простых предметов, наложенные друг на друга. Необходимо отгадать, какие предметы там спрятались. На первом этапе необходимо, чтобы оригинал предмета находился рядом. В дальнейшем – оригинал можно убрать.

«Что лишнее?»

Цель: Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память. 
Развивать умственные способности, умение классифицировать. 
Расширить детский кругозор.

Игровые правила. Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями и определить, что лишнее. Объяснить свой выбор. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр, упражнений и заданий для работы с детьми с ТНР на материале лексической темы "Одежда, головные уборы, обувь"

Обобщить и расширить представление детей о многообразии одежды, обуви, головных уборов Задачи: закрепить обобщающие понятия по теме; формировать представления о видах одежды, обуви, головных уборов по...

Модель воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Одежда, головные уборы, обувь"

Разработана модель воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Одежда, головные уборы, обувь"...

Рекомендации для родителей по лексической теме « Одежда. Головные уборы. Обувь»

Родителям рекомендуется: - обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью; - объяснить, почему в разные сезоны люд...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Одежда. Головные уборы. Обувь»

Программное содержание:Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь» Познакомить с назначением одежды закрепить представления о профессиях, свя...

картотека на тему "Одежда,головные уборы,обувь".

Выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды,обуви и головных уборах;обогащения словарного запаса;развивать память,внимание,связную речь....