Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности позволяет детям с ОНР совершенствовать практический навык употребления в речи сложносочинённых и сложноподчинённых  предложений с союзами и союзными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке».

Цель: совершенствование у детей  навыка практического употребления в речи  

           предложений с союзными словами.

Ход НОД

1.Организационный момент.

- Я задумала слово, играем в «Данетку» (Незнайка).

2. Составление сложноподчиненного предложения со словами «сначала, потом».

- Мне очень хочется рассказать вам историю о Незнайке. Вы поможете мне это сделать?

В одном сказочном городе на улице Колокольчиков жил коротышка по имени Незнайка. Этот  Незнайка  носил  яркую  голубую шляпу,  жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку  с  зелёным  галстуком.  Как-то в один весенний день Незнайка решил отправиться  на прогулку.  Ребята, подскажите Незнайке, как всё сделать правильно? Что надо сделать сначала, что потом?

  • Сначала надо одеться, а потом пойти гулять?

Да, сначала надо…

- Сначала надо надеть голубую шляпу, а потом оранжевую рубашку?

Нет, сначала надо …

- Сначала надо обуться, а потом надеть канареечные брюки?

- Сначала надо сесть на скамейку, а потом прийти в парк?

- Сначала надо поиграть с мячом, а потом взять его из дома?

- Сначала надо выйти на улицу, а потом покататься на самокате?

- Составьте свои предложения со словами «сначала, потом».

3. Составление сложносочинённых предложений с союзами «и», «а».  

В Цветочном городе  было очень красиво: вокруг каждого дома росли цветы, даже  Огурцовая река имелась, а за рекой - лес. Гуляя по  городу,   Незнайка всегда смотрел по сторонам. Много интересного он увидел, увидел и вот эти предметы.

- Ребята, возьмите по одной картинке.  Найдите что-то одинаковое у двух предметов и встаньте в   пару. Составьте предложение со словом «и».

- Теперь найдите что-то разное у двух предметов и встаньте в пару. Составьте предложение со словом «а».

4.Составление  сложносочинённых предложений с союзным  словом «или».  

Незнайка очень хотел чем-нибудь заняться, но совсем не знал чем.

- Не знаю, что мне делать, ловить сачком бабочку или поливать цветы из лейки? – вслух рассуждал он.

- Используя картинки, предложите Незнайке на выбор два дела. Начните предложение так: «Не знаю, что мне делать…».

Картинки: сачок, лейка, удочка, книга, мячик, скакалка, ножницы, мишка, ролики, самокат, отвёртка, пластилин и т.д.

5.Составление  сложноподчинённых предложений со  словами  «для того чтобы», «который».  

Не заметил Незнайка, как добрался до мастерской, в которой хозяйничали знаменитый механик Винтик и его помощник Шпунтик. В мастерской у них царил беспорядок, ведь они всё, что находили, складывали себе в карманы и несли  в мастерскую.

- Что было бы, если бы у Шпунтика и Винтика не было карманов?

- Назовите картинки и скажите, для чего нужен каждый предмет? В ответе используйте слова «для того чтобы».

- Если бы вдруг на земле исчезли все ножницы?

- Ещё они носили суперочки. Что это были за очки?  Ездили они на лимонадомобиле? Что это такое? И смастерили  жуколёт?

6.Составление сложноподчиненных предложений со словом «потому что».

  • Подвижная игра «Разбежались!»

Кроме улицы Колокольчиков, на которой жил Незнайка вместе с 16 малышами-коротышками, в Цветочном городе   были аллея Ромашек и бульвар Васильков.   Сегодня был яркий солнечный денек, и все малыши собрались на Бульваре Васильков. Они  играли в подвижную игру.  Поиграем?

- Кто согласен, тот встаёт. Почему вы встали?

- Мальчики бегут направо, а девочки налево. Остановились.

- Почему ты, Ваня, побежал направо? Почему ты, Надя, побежала налево?

Аналогично задаются вопросы, после выполнения каждой команды.

- У кого одежда с карманами, подойдите к окну, а у кого без карманов – к двери.

- У кого есть красный цвет в одежде, тот приседает, а у кого нет красного цвета в одежде – прыгает.

- Кого в детский сад привела мама, тот  кружится, а кого привела не мама, тот хлопает в ладоши.

- Кто летал когда-нибудь на самолёте, изображает полет птицы, а кто не летал – замирает на месте.

- У кого дома есть кот или кошка, подойдёт к доске, а у кого нет кота или кошки – сядет на стул.

- Здорово поиграли, садитесь все на стульчики. Почему вы сели на стульчики?

7.Составление сложносочиненного предложения с союзом «зато», «чтобы».

- Надоело Незнайке играть, и он опять пошёл слоняться по городу.  Проходя мимо дома, где жили малышки, Незнайка услышал их беседу.

  • Я не умею чинить машины, зато…  Конец фразы Незнайка не расслышал,

потому что мимо него пролетел огромный майский жук.

- Закончите предложение малышки.

- Я плохо катаюсь на роликах, зато… - услышал Незнайка опять начало предложения.

- Я   не пошла гулять,  зато…

Майский жук все летал и летал над Незнайкой. Незнайка помчался было за ним, да жук оказался быстрее.

- Вот, когда я стану взрослым…Что мог сказать Незнайка?

- Вот когда я стану взрослым, то я обязательно научусь читать.

  • Прочитайте начало предложения и закончите его.

- Мышка роет норку, чтобы …

- Винтик взял велосипед, чтобы …

- Кнопочка надела шубу, чтобы …

- Малышки поливают цветы, чтобы …

- Незнайка взял карандаш, чтобы ….

8. Составление сложносочиненного предложения со словом  «что».

Самым главным  среди малышей-коротышек был  Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги.

- Я знаю, - говорил Знайка, - что у жирафа самая длинная шея. Я знаю, что …

Что еще мог знать Знайка? Передавая друг другу мяч, скажите нам, что вы знаете.

- А Незнайка говорил: Я не знаю, но хочу узнать … Что хотел бы узнать Незнайка?

Малыши любили задавать Знайке всякие умные вопросы, вот и в этот раз они спросили его: «Что было бы, если бы солнце стало синим?»

- Как вы думаете, что мог ответить Знайка?

Послушал Незнайка своего друга и думает: «Хорошо бы и мне стать таким, как Знайка».

- Ребята, скажите, может ли Незнайка стать Знайкой? Как Незнайке стать Знайкой?

9. Итог занятия.

- Вот такой был Незнайка. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться. О приключениях Незнайки мы можем  узнать  в книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». В этой книге много историй о Незнайке. Там есть история о том, как Незнайка захотел стать художником.  История  о том, как Незнайка хотел научиться читать.  Какие ещё истории могут быть в этой книге?

- Что правда в моей истории, а что вымысел, вы сможете узнать,  когда ….

Какую книгу вы будете читать?

- Тут истории нашей пришёл конец, а кто помогал мне её рассказать, тот … (молодец).

Литература:

1.Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. - Издательство: Махаон, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстративный материал для составления сложно – подчинённых предложений с союзом «Потому что».

В пособии собраны пары картинок, объединённых по смыслу, с помощью которых можно научить ребёнка составлять сложно – подчинённые предложения с союзом «потому что». В зависимости от у...

Иллюстративный материал для составления сложно – подчинённых предложений с союзом «Если, то».

В пособии собраны пары картинок, объединённых по смыслу, с помощью которых можно научить ребёнка составлять сложно – подчинённые предложения с союзом «если, то». В зависимости от уро...

План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»

Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных...

«Маленькое словечко «А» Задания и иллюстрации по упражнению в составлении предложений с союзом А

В презентации представлен наглядный материал и игрорвые упражнения, направленные на формирование и использование в речи предложений с союзом А....

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".

Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР,  упражняет  детей в составлении  сложноподчиненных предложений с союзом "потому что...

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...

Конспект ОД "В гости Дед Мороз пришел" по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, во фразах, предложениях

laquo;В гости Дед Мороз пришел»Цели и задачи:- коррекционно-образовательные:* закреплять навыки правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;*продолжать работу над формиров...