Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Болдарева Ольга Анатольевна

Тема: «Звук «ч», буква «Ч»

Цель: совершенствовать  знания детей о звуке «ч» и букве «Ч».

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить знание о звуке «ч» и букве «Ч».

- закрепить правильное произношение звука «ч»;

- упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;

- уточнять и расширять  словарь  детей (обобщающие понятия, многозначные слова, и слова признаки);

- закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;

- упражнять в чтении предложений;

- развивать психических  мышление, внимание, память;

- упражнять в составе слова из слогов.

 

Коррекционные задачи:

- автоматизировать звук ч в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонетико-фонематический слух;

- развивать  общей, тонкой, артикуляционной моторики.

 

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познанию, стремление к преодолению нарушений  речи.

 

Оборудование:

- игрушка Чебурашка,

- картина «Весна»,

- предметные картинки,

- схемы слов и предложений, 

- слоги на карточках с магнитами,

- таблица с предложениями,

        - карточки с изображением букв.

 

Ход занятия:

 

I. Организационный момент

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)

Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.)

 

II. Постановка цели занятия

 

− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»).

− Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.

Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)

− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.

 

III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»

imageПовторение материала.

 

− Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)

− Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)

− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)

image− На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.)

Ребята пропишите в воздухе букву «Ч». И помогите Чебурашке отыскать букву Ч среди других букв (работа в тетради).

IV. Определение места звука «ч» в слове

 

Дидактическая игра «Весенние слова»

− Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова ,в слове грач звук «ч» слышится в конце слова).

 

V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов

 

Дидактическая игра «Угадай слово».

− Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)

 

image

image

image

image

image

 

− Какое слово получилось? (Ручка.)

− Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Руч…)

− Назовите второй слог. (…ка)

− Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?

− Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)

− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)

− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)

 

VI. Физкультминутка

 

− Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)

 

Перед зеркалом стою

И себя не узнаю.

 

Ставлю руки на бочок:

Я − отважный морячок.

 

 

Вы еще не сели

Я теперь качели.

 

Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? Чайка.

 

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась

Стоят прямо.

Качают головой.

 

Ставят руки на пояс.

Правая нога - на носок, подбородок вверх.

 

Соединяют руки,

качают ими влево-вправо.

 

Машут руками, как крыльями,

кисти рук заострены вверх.

 

Руки в стороны, ноги широко расставлены.

 

− Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.)

 

VII. Работа над многозначностью слова «ручка»

 

− Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)

− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)

 

VIII. Составление слов из слогов

 

(Упражнение в слоговом синтезе слов)

 Дидактическая игра «Составь слова из слогов».

− Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.

Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске.

 

ли

 

пе

 

ка

 

у

 

ли

ней

ка

 

 

тет

радь

 

 

пе

нал

 

 

у

чеб

ник

 

        

 

 

ник

 

радь

 

ней

 

 

чеб

 

нал

 

тет

 

 

 

 

− Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)

− В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)

− Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)

 

X. Упражнение в чтении предложений

 

(Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).

− Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.

Дети читают предложения:

Гречка в речке, водичка в печке.

Гречка в печке, водичка в речке.

Речка в гречке, водичка в печке.

Печка в водичке, гречка в речке.

− Что вы прочитали? (Предложения.)

− Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)

− Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)

− Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)

− Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».)

 

XI. Составление предложений по схемам

 

(Анализ состава предложения)

− Составьте предложение про Чебурашку по схеме.

image

(Чебурашка жил в телефонной будке.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)

− Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)

− Назовите предлог. (Предлог в.)

− Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)

image

(Чебурашка вышел из нового дома.)

image

(Чебурашка идет по широкой дороге.)

 

XII. Итог занятия

 

− Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

image

 

XIII. Домашнее задание

  1. Обвести по точкам букву «Ч».
  2. Раскрасить чемодан черепахи-путешественницы с буквой «Ч».

 

Литература:

 

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.

2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.

4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.

5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_-_boldareva_o.a.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3

Тема: «Звук «ч», буква «Ч»

Цель: совершенствовать  знания детей о звуке «ч» и букве «Ч».

Задачи: 

Образовательные задачи:

- закрепить знание о звуке «ч» и букве «Ч».

- закрепить правильное произношение звука «ч»;

- упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;

- уточнять и расширять  словарь  детей (обобщающие понятия, многозначные слова, и слова признаки);

- закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;

- упражнять в чтении предложений;

- развивать психических  мышление, внимание, память;

- упражнять в составе слова из слогов.

Коррекционные задачи: 

- автоматизировать звук ч в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонетико-фонематический слух;

- развивать  общей, тонкой, артикуляционной моторики.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познанию, стремление к преодолению нарушений  речи.

Оборудование: 

- игрушка Чебурашка,

- картина «Весна»,

- предметные картинки,

- схемы слов и предложений,  

- слоги на карточках с магнитами,

- таблица с предложениями,

        - карточки с изображением букв.


Ход занятия:

I. Организационный момент

− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)

Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.)

II. Постановка цели занятия

− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»).

− Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.

Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)

− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.

III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»

Повторение материала.

− Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)

− Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)

− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)

− На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.)

Ребята пропишите в воздухе букву «Ч». И помогите Чебурашке отыскать букву Ч среди других букв (работа в тетради).

IV. Определение места звука «ч» в слове

Дидактическая игра «Весенние слова»

− Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова ,в слове грач звук «ч» слышится в конце слова).

V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов

Дидактическая игра «Угадай слово».

− Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)

 

− Какое слово получилось? (Ручка.)

− Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)

− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)

− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

− Назовите первый слог. (Руч…)

− Назовите второй слог. (…ка)

− Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)

− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?

− Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)

− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)

− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)

VI. Физкультминутка

− Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)

Перед зеркалом стою

И себя не узнаю.

Ставлю руки на бочок:

Я − отважный морячок.

Вы еще не сели

Я теперь качели.

Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? Чайка.

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась

Стоят прямо.

Качают головой.

Ставят руки на пояс.

Правая нога - на носок, подбородок вверх.

Соединяют руки,

качают ими влево-вправо.

Машут руками, как крыльями,

кисти рук заострены вверх.

Руки в стороны, ноги широко расставлены.

− Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.)

VII. Работа над многозначностью слова «ручка»

− Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)

− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)

VIII. Составление слов из слогов

(Упражнение в слоговом синтезе слов)

 Дидактическая игра «Составь слова из слогов».

− Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.

Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске.

ли

пе

ка

 

у

ли

ней

ка

тет

радь

пе

нал

у

чеб

ник

ник

радь

ней

чеб

нал

тет

− Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)

− В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)

− Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)

X. Упражнение в чтении предложений

(Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).

− Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.

Дети читают предложения:

Гречка в речке, водичка в печке.

Гречка в печке, водичка в речке.

Речка в гречке, водичка в печке.

Печка в водичке, гречка в речке.

− Что вы прочитали? (Предложения.)

− Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)

− Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)

− Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)

− Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».)

XI. Составление предложений по схемам

(Анализ состава предложения)

− Составьте предложение про Чебурашку по схеме.

(Чебурашка жил в телефонной будке.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)

− Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)

− Назовите предлог. (Предлог в.)

− Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)

(Чебурашка вышел из нового дома.)

(Чебурашка идет по широкой дороге.)

XII. Итог занятия

− Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)

− Что понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.

XIII. Домашнее задание

  1. Обвести по точкам букву «Ч».
  2. Раскрасить чемодан черепахи-путешественницы с буквой «Ч».

Литература:

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.

2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.

4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.

5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Азбука для Буратино"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Азбука для Буратино" с презентацией. Знакомство с буквой Р....

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР . Тема «Поможем паучку».

Учить четко произносить звук П, дифференцировать звук  на слух и в произношении....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш»  Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...