Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МПГУ)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_1_2.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение

    специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад            VII вида №1822

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте

    для студентов МГПУ

    в подготовительной группе на тему:

    «Знакомство со звуками «Б» и «БЬ». Буква Б»

    учителя-дефектолога Алабиной Т. В.

    2010-2011 уч.г.


    Конспект открытого занятия в подготовительной группе  

     на тему: «Знакомство со  звуками  б и б’. Буква Б ».

    Цель: формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфий.

          Задачи:

    Образовательные:

    - учить давать характеристику изучаемым звукам (артикуляция, твердость - мягкость, звонкость - глухость);

    - учить определять наличие или отсутствие звуков б и б’ в слове (игра «Ромашка»);

    - учить проводить звуковой анализ предлагаемых слов и составлять их звуковую схему (игра «Составь схему»);

    - учить выделять первые звуки из данных слов и составлять из них новое слово (игра «Телевизор»);

    - учить проводить в словах звуковые замены для образования новых слов;

    - закреплять знание всех изученных букв и звуков;

    - закреплять навыки чтения двусложных слов с одним закрытым слогом;

    - закреплять знание графического образа буквы Б.

    Развивающие:

    - развивать фонематическое восприятие;

    -развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность),   - развивать внимание и память;

    -развивать графомоторные навыки.

    Воспитательные:

    -воспитывать любовь к родному языку;

    - воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

    -воспитывать усидчивость.

          Оборудование: мультимедийная установка, касса букв (демонстративная), индивидуальные карточки с написанными словами и картинки к ним на доске, игра «Ромашка», игра «Составь схему», индивидуальные панели  и буквы из набора «Мы играем», индивидуальные листочки с написанными буквами и символами.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Дефектолог:  какое сейчас время года, какой месяц, какой день недели.

    1. Повторение пройденного материала.

    Дефектолог:  прочитайте детям слова, написанные на их карточках, а затем поместить слова под соответствующие картинки на доске.

    1. Формирование звукового анализа на материале звуков  б и б’.

          1) Дефектолог: вспомните звуки, которые мы вчера начали изучать.

    Дети: Б и БЬ.

    Дефектолог: охарактеризуйте эти звуки.

    Дети: Звук Б - согласный, звонкий, твердый. Звук Бь – согласный, звонкий, мягкий.

     2)Дефектолог: давайте  поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками.

    Дефектолог: выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки Б и БЬ. Когда будете помещать их на доску, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки Б и БЬ.

     Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки б и б’, четко произносят слова, выделяя звуки б и б’ и помещают «лепестки» на доску.

                 3) Индивидуальная самостоятельная работа (игра «Составь схему»).        Детям раздаются карточки с изображением предмета и звуковым контуром слова.

    Дефектолог: выложите  звуковую схему слова, используя фишки трех цветов (красные  для обозначения гласных звуков, синие - согласных, зеленые - мягких).

    Дети самостоятельно выполняют задание, а затем дефектолог просит каждого назвать все звуки по порядку в своём слове.

    Дети: в слове лампа первый звук Л, второй  звук А, третий –М, четвертый –П, последний- А.  Так все дети разбирают свои слова.

    1. Физкультминутка.

    Пальчиковая гимнастика:

    Ра-Ра-Ра-Ра - начинается игра,

    Ру-Ру-Ру-Ру – продолжаем мы игру,

    Ры-Ры-Ры-Ры- вот пришёл конец игры.

    1. Работа над буквой Б.

            1). Дефектолог: какую букву мы вчера начали изучать.

    Дети: Б

    Дефектолог: Буквой Б обозначаются два звука б и б’.

            2). Закрепление графического образа буквы.

    Дети вспоминают стихотворение и рассматривают иллюстрацию к нему:

    Буква Б с большим брюшком

    В кепке с длинным козырьком.

    Дефектолог: вспомните, из каких элементов состоит буква Б.

    Дети: линия, линия и полукруг.

     Дефектолог: давайте  найдём  и покажем букву Б в разрезной азбуке, на индивидуальных подносах.

    Дети находят и показывают букву.

            3). Индивидуальная графическая работа.

    Дефектолог раздает детям листы, на которых изображены вразброс различные графические символы. Детям предлагается найти среди них буквы Б.

            4). Игра «Цепочка слов».

    Дефектолог: давайте составим слово Бак (дети выполняют задание на индивидуальных панелях, а один ученик - у доски). Слово появляется на интерактивной доске.

    Дефектолог: измените слово так, чтобы получилось слово Бок.

    Дети: нужно заменить гласную а на гласную о!

    На интерактивной доске появляется новый слайд- бок.

     Дефектолог: самостоятельно измените слово, заменив гласную.

     Дети получают новое слово - Бык. (слово появляется на экране)

     Дефектолог: ребята, в слове важна каждая буква! Изменение одного звука в слове приводит к изменению его значения и появлению нового слова. На экране слайды: Бак  -   Бок  -   Бык 

            5). Игра « Поле чудес».

    Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру «Поле чудес»!  Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если  составите слово  по первым звукам названий картинок на доске.

    Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют новые слова.

     Изображения угаданных слов появляются на интерактивной доске.

    1. Итог занятия.

    Дефектолог: ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Какое у нас сегодня было занятие? Охарактеризуйте его словами, начинающимися на звуки б и бь?

    Дети: Блистательное, большущее, блестящее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели:  1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»

    Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

    Цель: профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:Познакомить с буквой Л, соответствующей правильно произносимому твердому согласному звуку Л;Создавать условия ...

    Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                                   Подготовила и провела...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

    Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»

    Цель:• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о гласных звуках.• Закреплять умения детей определять наличие за...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

    Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....


     

    Комментарии

    Хочется поделиться с коллегами конспектом занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР.Оно показывает все этапы работы над звуком и буквой.

    Хочется поделиться с коллегами конспектом занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР.Оно показывает все этапы работы над звуком и буквой.
    Андреева Елена Викторовна

    Очень понравились игры "Цепочка слов" и "Поле чудес".