Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МПГУ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад            VII вида №1822

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

для студентов МГПУ

в подготовительной группе на тему:

«Знакомство со звуками «Б» и «БЬ». Буква Б»

учителя-дефектолога Алабиной Т. В.

2010-2011 уч.г.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе  

 на тему: «Знакомство со  звуками  б и б’. Буква Б ».

Цель: формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфий.

      Задачи:

Образовательные:

- учить давать характеристику изучаемым звукам (артикуляция, твердость - мягкость, звонкость - глухость);

- учить определять наличие или отсутствие звуков б и б’ в слове (игра «Ромашка»);

- учить проводить звуковой анализ предлагаемых слов и составлять их звуковую схему (игра «Составь схему»);

- учить выделять первые звуки из данных слов и составлять из них новое слово (игра «Телевизор»);

- учить проводить в словах звуковые замены для образования новых слов;

- закреплять знание всех изученных букв и звуков;

- закреплять навыки чтения двусложных слов с одним закрытым слогом;

- закреплять знание графического образа буквы Б.

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

-развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность),   - развивать внимание и память;

-развивать графомоторные навыки.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-воспитывать усидчивость.

      Оборудование: мультимедийная установка, касса букв (демонстративная), индивидуальные карточки с написанными словами и картинки к ним на доске, игра «Ромашка», игра «Составь схему», индивидуальные панели  и буквы из набора «Мы играем», индивидуальные листочки с написанными буквами и символами.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дефектолог:  какое сейчас время года, какой месяц, какой день недели.

  1. Повторение пройденного материала.

Дефектолог:  прочитайте детям слова, написанные на их карточках, а затем поместить слова под соответствующие картинки на доске.

  1. Формирование звукового анализа на материале звуков  б и б’.

      1) Дефектолог: вспомните звуки, которые мы вчера начали изучать.

Дети: Б и БЬ.

Дефектолог: охарактеризуйте эти звуки.

Дети: Звук Б - согласный, звонкий, твердый. Звук Бь – согласный, звонкий, мягкий.

 2)Дефектолог: давайте  поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками.

Дефектолог: выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки Б и БЬ. Когда будете помещать их на доску, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки Б и БЬ.

 Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки б и б’, четко произносят слова, выделяя звуки б и б’ и помещают «лепестки» на доску.

             3) Индивидуальная самостоятельная работа (игра «Составь схему»).        Детям раздаются карточки с изображением предмета и звуковым контуром слова.

Дефектолог: выложите  звуковую схему слова, используя фишки трех цветов (красные  для обозначения гласных звуков, синие - согласных, зеленые - мягких).

Дети самостоятельно выполняют задание, а затем дефектолог просит каждого назвать все звуки по порядку в своём слове.

Дети: в слове лампа первый звук Л, второй  звук А, третий –М, четвертый –П, последний- А.  Так все дети разбирают свои слова.

  1. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

Ра-Ра-Ра-Ра - начинается игра,

Ру-Ру-Ру-Ру – продолжаем мы игру,

Ры-Ры-Ры-Ры- вот пришёл конец игры.

  1. Работа над буквой Б.

        1). Дефектолог: какую букву мы вчера начали изучать.

Дети: Б

Дефектолог: Буквой Б обозначаются два звука б и б’.

        2). Закрепление графического образа буквы.

Дети вспоминают стихотворение и рассматривают иллюстрацию к нему:

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

Дефектолог: вспомните, из каких элементов состоит буква Б.

Дети: линия, линия и полукруг.

 Дефектолог: давайте  найдём  и покажем букву Б в разрезной азбуке, на индивидуальных подносах.

Дети находят и показывают букву.

        3). Индивидуальная графическая работа.

Дефектолог раздает детям листы, на которых изображены вразброс различные графические символы. Детям предлагается найти среди них буквы Б.

        4). Игра «Цепочка слов».

Дефектолог: давайте составим слово Бак (дети выполняют задание на индивидуальных панелях, а один ученик - у доски). Слово появляется на интерактивной доске.

Дефектолог: измените слово так, чтобы получилось слово Бок.

Дети: нужно заменить гласную а на гласную о!

На интерактивной доске появляется новый слайд- бок.

 Дефектолог: самостоятельно измените слово, заменив гласную.

 Дети получают новое слово - Бык. (слово появляется на экране)

 Дефектолог: ребята, в слове важна каждая буква! Изменение одного звука в слове приводит к изменению его значения и появлению нового слова. На экране слайды: Бак  -   Бок  -   Бык 

        5). Игра « Поле чудес».

Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру «Поле чудес»!  Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если  составите слово  по первым звукам названий картинок на доске.

Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют новые слова.

 Изображения угаданных слов появляются на интерактивной доске.

  1. Итог занятия.

Дефектолог: ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Какое у нас сегодня было занятие? Охарактеризуйте его словами, начинающимися на звуки б и бь?

Дети: Блистательное, большущее, блестящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели:  1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»

Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:Познакомить с буквой Л, соответствующей правильно произносимому твердому согласному звуку Л;Создавать условия ...

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Помоги Незнайке»

Цель:• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о гласных звуках.• Закреплять умения детей определять наличие за...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....


 

Комментарии

Хочется поделиться с коллегами конспектом занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР.Оно показывает все этапы работы над звуком и буквой.

Хочется поделиться с коллегами конспектом занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР.Оно показывает все этапы работы над звуком и буквой.
Андреева Елена Викторовна

Очень понравились игры "Цепочка слов" и "Поле чудес".