Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Матвеева Светлана Петровна

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.

- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме; развитие диалогической речи;

- развитие грамматического строя речи (согласование числительных с именами существительными; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных);

- развитие фонематических функций (умение выделять первый и последний звуки в слове; дифференциация твердого и мягкого звуков «Ф» - «Фь»);

Коррекционно-развивающие:

- развитие речевой активности, диалогической речи;

- развитие интонационной выразительности речи:

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания; фонематического слуха;

- развитие общих речевых навыков, дыхания, мимики, артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие мышления;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

- развитие активности, инициативы, коммуникативных навыков.

Современные образовательные технологии:

Электронные образовательные ресурсы (видеосюжет, компьютерная презентация )

Здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья; развитие речевого дыхания; пальчиковая гимнастика с использованием шариков су-джок.
Создание доброжелательной атмосферы.
Соблюдение требований СанПин.

Игровая технология (дидактические игры и упражнения)

Технология сотрудничества (игра на совместное разгадывание «кода» в работе с разрезными картинками;  игра «Нарядим ёлочки для ежихи и ежонка»)

Оборудование:

Аудиозапись «Новогодняя мелодия», ноутбук, мультимедийное устройство, видеосюжет «Ёжик», презентации Microsoft Power Point «Танец снежинок», «Знакомство с ежом»;
карточки с цифрами, разрезные картинки, шарики су-джок по количеству детей, картинки в виде елочных украшений на звуки «Ф» и «»Фь» (фрукты, жираф, кофта, фонтан, футболка, фен, филин, фиалка); изображения большой и маленькой ёлочек на доске, магниты по количеству картинок, индивидуальные зеркала, пособия на дыхание «Снежинки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_video_yozh.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Радуга»
с использованием видео

на тему:
«Дикие животные. Знакомство с ежом»
(Звуки Ф – Фь)

Учитель-логопед
Матвеева С.П.

Санкт-Петербург

2014 -15 уч. год

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.

- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме; развитие диалогической речи;

- развитие грамматического строя речи (согласование числительных с именами существительными; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных);

- развитие фонематических функций (умение выделять первый и последний звуки в слове; дифференциация твердого и мягкого звуков «Ф» - «Фь»);

Коррекционно-развивающие:

- развитие речевой активности, диалогической речи;

- развитие интонационной выразительности речи:

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания; фонематического слуха;

- развитие общих речевых навыков, дыхания, мимики, артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие мышления;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

- развитие активности, инициативы, коммуникативных навыков.

Современные образовательные технологии:

Электронные образовательные ресурсы (видеосюжет, компьютерная презентация )

Здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья; развитие речевого дыхания; пальчиковая гимнастика с использованием шариков су-джок.
Создание доброжелательной атмосферы.
Соблюдение требований СанПин.

Игровая технология (дидактические игры и упражнения)

Технология сотрудничества (игра на совместное разгадывание «кода» в работе с разрезными картинками;  игра «Нарядим ёлочки для ежихи и ежонка»)

Оборудование:

Аудиозапись «Новогодняя мелодия», ноутбук, мультимедийное устройство, видеосюжет «Ёжик», презентации Microsoft Power Point «Танец снежинок», «Знакомство с ежом»;
карточки с цифрами, разрезные картинки, шарики су-джок по количеству детей, картинки в виде елочных украшений на звуки «Ф» и «»Фь» (
фрукты, жираф, кофта, фонтан, футболка, фен, филин, фиалка); изображения большой и маленькой ёлочек на доске, магниты по количеству картинок, индивидуальные зеркала, пособия на дыхание «Снежинки»

1. Организационный момент начала занятия

МИМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«Поделись улыбкой с другом»

2. Развитие фонематического слуха

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТАНЕЦ СНЕЖИНОК»

Если ребенок правильно определит первый и последний звук в названии картинки, то по щелчку мыши появляется снежинка. Логопед контролирует правильность выполнения задания детьми. По окончании задания зазвучит новогодняя мелодия.

3. Развитие речевого дыхания

УПРАЖНЕНИЕ «СДУЙ СНЕЖИНКУ»

Логопед раздает детям бумажные снежинки с мишурой, уточняет с детьми правила дыхания и предлагает выполнить упражнение под тихо звучащую мелодию.

4. Сообщение темы занятия

ЗАГАДКА О ЕЖЕ

Зиму всю, зарывшись в стог, спит колючий колобок.
Где-то фыркает, не кошка, на коротких тонких ножках.
Иглы острые как нож. Догадались? Это… (ЁЖ)

Логопед сообщает детям о полученной видео-открытке от ежа, просмотреть которую можно, если правильно ввести «код». Разгадать нужные цифры помогут разрезные картинки.

РАБОТА С РАЗРЕЗНЫМИ КАРТИНКАМИ

Картинки по количеству детей с разным числом деталей и различными видами разреза. На получившихся картинках изображения ежей (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Согласование числительных с именами существительными.
Ребенок, сложив разрезную картинку, называет количество изображенных на ней ежей и находит соответствующую цифру на доске:

- У меня на картинке 2 ежа. Вот цифра 2.
- У меня на картинке 5 ежей. Это цифра 5. и т.п.

Логопед «вводит в компьютер» полученный код и предлагает детям просмотреть видео-открытку из осеннего леса.

5. Просмотр с детьми видео «Ёжик».

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ (РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ, ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ, РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ)

Конечно, это ёжик. Давайте на него посмотрим.

— Как выглядит ёж? (его тело покрыто иголками, это огрубевшая шерсть)
Арт. упр. «Иголочка»

— Какая у него мордочка? (она вытянутая, подвижная)
Арт.упр. «Трубочка»

— Какой нос? (он острый и постоянно влажный)

— Что мы можем сказать о глазах? (они чёрные, круглые)

 — А есть ли у ежа уши? Почему мы их плохо видим? (уши короткие (меньше 3,5 см), округлые, почти спрятаны в меху)
Арт. упр. «Горочка»

— На лапках у ежа пять пальцев с острыми когтями, а задние ноги длиннее передних.

— А ещё у ежа очень острые зубы. Как вы думаете для чего ежу такие зубы?
Арт.упр «Заборчик»

Логопед ведет диалог с детьми, задавая вопросы, дополняя ответы детей.

(Употребление детьми уменьшительно-ласкательных форм имен существительных:

лапы – лапки
иглы – иголочки
глаза – глазки
нос – носик
уши – ушки)

- Что ест еж? (Ежи — всеядные животные. Основу их питания составляют насекомые, гусеницы, иногда дождевые черви и мыши. Из растений ежи могут поедать ягоды и фрукты)

- Как ёжик «разговаривает»  - (фыр-фыр-фыр). Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

— Где же селятся ежи? В какой местности? (ответы детей). Селятся ежи в открытых лесах, на травянистых равнинах, в кустарниках, на песчаной местности и даже в парках.

Ежи — ночные животные. Днём они спят в своих гнёздах, которые устраивают в ямах, пещерах или старых норах грызунов. Ежи заботливо устилают гнёзда сухими листьями, мхом и травой. В этих же гнёздах ежи укладываются спать на зиму.

У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают очень быстро, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.

— А можно ёжика брать домой? (нельзя). А почему?

6. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

ПРОГОВАРИВАНИЕ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАРИКОВ СУ-ДЖОК

Описание:
упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

7. Дифференциация звуков «Ф» - «Фь»

- Как ёжик «разговаривает»  - (Ф! Ф! Ф!).

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА «Ф»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА «Ф»

Звук «Ф» - согласный, глухой, бывает твердым и мягким (Фь)

ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА «Ф» В СЛОВАХ

Работа с синими сигналами.

- фокус, Фома, Ваня, вода, футбол, сарафан, кафтан…

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НАРЯДИМ ЕЛОЧКИ ДЛЯ ЕЖИХИ И ЕЖОНКА»

Логопед объясняет детям задание:
большую елку для ежихи-мамы мы будем украшать шарами, на которых картинки со звуком «Ф»
 ,
для ежонка на маленькую елочку повесим шарики с картинками, в названии которых слышен звук «Фь».

Речевой материал: фрукты, жираф, кофта, фонтан, футболка, фен, филин, фиалка…

8. Орг. момент окончания занятия

Логопед хвалит детей за их внимательность, активность на занятии, вместе с детьми подводит итог занятия и напоминает им о необходимости бережного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:·        уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;·        отработать отчетливое произ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»

Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего возраста. Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""

Цели занятия:Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми среднего возраста с ТНР на тему: «Дикие животные весной».

Конспект логопедического занятия с детьми 4-5 лет на тему "Дикие животные весной"....