Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего возраста. Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Матвеева Светлана Петровна

Цели занятия:

  • Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.
  • Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей и деталей транспорта; имен прилагательных (грузовой, пассажирский, легковой; наземный, воздушный, водный, железнодорожный).
  • Учить использовать в речи сложные предложения с союзом «а».
  • Закреплять употребление в речи имен существительных в родительном падеже с предлогом «без».
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать фонематические функции.
  • Развивать общую и ручную моторику, учить координировать речь с движениями. Развивать навыки работы с карандашом.
  • Развивать логическое мышление, фантазию детей.

 

Современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии. Технология сохранения и стимулирования здоровья (логоритмическое упражнение, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики).
  • Соблюдение требований СанПиН.
  • Игровые технологии.
  • Коррекционные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми старшего возраста.

Тема занятия: "Транспорт. Звук и буква "Т""

Учитель-логопед – Матвеева Светлана Петровна

Цели занятия:

  • Закрепить представления детей о видах городского транспорта; развивать обобщающие понятия.
  • Расширить словарь детей за счет имен существительных – названий транспорта, названий частей и деталей транспорта; имен прилагательных (грузовой, пассажирский, легковой; наземный, воздушный, водный, железнодорожный).
  • Учить использовать в речи сложные предложения с союзом «а».
  • Закреплять употребление в речи имен существительных в родительном падеже с предлогом «без».
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать фонематические функции.
  • Развивать общую и ручную моторику, учить координировать речь с движениями. Развивать навыки работы с карандашом.
  • Развивать логическое мышление, фантазию детей.

Современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии. Технология сохранения и стимулирования здоровья (логоритмическое упражнение, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики).
  • Соблюдение требований СанПиН.
  • Игровые технологии.
  • Коррекционные технологии

Оборудование:

                    Предметные картинки по теме «Транспорт»; компьютер, изображения различных видов транспорта; карточки-схемы слов, мелкие игрушечные машинки; мячик; карточки с наложенными изображениями; карандаши; изображения грузовиков.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Грузовик привез детям картинки. Каждый ребенок берет картинку, называет ее, определяет последний звук в слове и садится за стол.

Картинки:

              самолет

              вертолет

              бегемот

              самокат

Логопед предлагает детям догадаться, какая картинка лишняя, почему?

(как назвать одним словом оставшиеся картинки?)

Какой последний звук в названиях всех этих картинок?

Логопед уточняет тему занятия.

2. Беседа по теме «Транспорт».

В ходе беседы с детьми уточняются названия различных видов транспорта и их внешний вид (на доску выставляются соответствующие картинки); уточняется назначение транспортных средств:

 перевозить людей, доставлять грузы, помогать в работе людям.

Уточняются значения слов

«пассажир», «пешеход», «пассажирский», «грузовой», «бензовоз», «молоковоз», «водовоз».

Даются представления о работе специального транспорта:

 милицейская машина, машина скорой помощи, пожарная машина, снегоуборочная машина и т.п.

3. Дидактическая игра «Собери свои картинки»

Логопед повторяет с детьми, что человек изобрел различные типы транспорта:

для перемещения по земле люди проложили дороги

(наземный транспорт);

человек научился перемещаться по воздуху (воздушный транспорт)

 и по воде (водный транспорт);
придуманы железные дороги (
железнодорожный транспорт);

даже под землей мы можем быстро перемещаться из одного конца города в другой (подземный транспорт);

а в будущем, наверное, не составит труда быстро добраться до других планет в космосе (космический транспорт).

Перед детьми раскладываются изображения видов транспорта и дается задание каждому ребенку найти и закрепить свои картинки на фланелеграфе рядом с соответствующим символом

 (небо, вода, дорога, рельсы).

Картинки:

Самолет, вертолет, теплоход, яхта, лодка, поезд, электричка, трамвай, автобус, мотоцикл, грузовик, велосипед.

Уточнить с детьми, картинки какого вида транспорта собирал каждый ребенок.

4. Упражнение « Давай сравним!»

Каждому ребенку предлагается сравнить два транспортных средства, используя в своем предложении «коротенькое словечко» (союз) - «а».

Например:

- Автобус едет по дороге, а самолет летит по воздуху.

- Трамвай перевозит пассажиров, а грузовик везет дрова.

5. Физкультминутка. (Речь с движением)

На лошадке ехали,

До угла доехали.

 

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки… (доехали).

 Ой! Стоп! Разворот!

На реке - …(пароход).

Пароходом… (ехали),

До горы… (доехали).

Пароход не везет.

Надо сесть на… (самолет).

Самолет летит,

В нем мотор гудит:  «ТУ-У-У»

6. Уточнение артикуляции и произношения звука «Т».

Развитие фонематических представлений.

Логопед уточняет с детьми, что это согласный, глухой звук и предлагает детям найти и выбрать из картинок транспорта те, в названии которых есть звук «Т» (троллейбус, трамвай, метро, самолет, вертолет…)

7. Развитие навыков фонематического анализа.

Определение места звука «Т» в словах.

Работа по схемам.

(Танк, самолет, ракета, метро, троллейбус, мотор, автомобиль, машина (нет звука «Т»), вертолет (в этом слове 2 звука «Т» – в середине и в конце слова)…)

        

8. Буква «Т».

Задание с наложенными изображениями – найти и обвести синим карандашом букву «Т»

На что похожа буква «Т»? (рассматривание рисунков детей)

9. Игра «Починим сломавшийся транспорт» ("Чего не хватает?")

(Использование компьютерной презентации)

Детям предлагается рассмотреть компьютерные изображения транспорта с недостающими деталями,  назвать, чего не хватает.

(самолет без крыльев, грузовик без кабины, велосипед без колес, грузовик без кузова).

«Чиним» транспорт щелчком мыши по недостающей детали.

10. Игра с мячом «Доскажи словечко слогом  -ТА  или  -ТЫ»

Лопа- (ты)

Самока – (ты)

Ребя – (та)

Цве – (ты)

Котя – (та)

Котле – (ты)

Теля – (та)

Бин – (ты)

Зон – (ты)

Порося – (та)

Сала – (ты)

Конфе – (ты)

11. «Домашнее задание» (для закрепления материала занятия воспитателем).

Придумайте, что везут ваши грузовики?

В названии ваших грузов должен быть звук «Т».

Вечером с воспитателем вы нарисуете свои картинки.

(детям раздаются картинки грузовиков; на кузове им предлагается нарисовать предметы, в названии которых есть звук «Т»)

12. Орг. момент окончания занятия.

Игрушечный грузовик привез вам сюрприз: в его названии тоже есть звук «Т»; это вкусный и сладкий подарок, который обожают все дети -…

(КОНФЕТЫ!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема «Передача «Детская инструкция в кафе»

Материал разработан совместно с логопедом. Занятие интегрированное. Программное содержание  прописано с учетом образовательных областей....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема: «У природы нет плохой погоды»

Учить детей видеть и понимать изменения, которые происходят в природе....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Моё настроение»

Конспект предназначен для ознакомления детей с различными способами управления и регуляции настроения....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста Тема «Что такое дружба»

Конспект предназначен  воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение к сверстникам...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с детьми старшей группы комбинированной направленности «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]»

Конспект подгруппового логопедического занятия для автоматизации звука "Ш" в старшей группе комбинированной напрвленности ДОУ...