Работа с дошкольниками над родственными словами
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В этой статье мне хочется дать материал для работы с дошкольниками по выделению родственных однокоренных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_doshkolnikami_nad_podborom_rodstvennyh_slov.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ НАД ПОДБОРОМ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

Подготовила учитель-логопед I КК Ельчищева Любовь Николаевна, МКДОУ Нововоронежский детский сад № 4 

Одной из важнейших задач такой работы является подготовка ребенка к овладению грамотным письмом, ибо если это не будет сделано в дошкольном возрасте, то в дальнейшем ему будет не выбраться из бесконечных проблем с русским языком.

Эта задача не может быть решена при той бедности словарно го запаса и неточном пониманием смыслового значения многих слов, которые характерны сейчас более чем для половины поступающих в массовые школы детей. Эти упущения дошкольного возраста создают в дальнейшем непреодолимое препятствие для овладения учащимися морфологическим принципом письма, являющимся основным принципом русской орфографии

Овладение этим принципом связано не только с необходимостью изучения большого количества грамматических правил, но, главное, и с умением применить их на практике. Правда, и дети с бедным словарным запасом вполне могут выучить и запомнить любые правила грамматики, однако они оказываются совершенно беспомощными перед их практическим применением. Это объясняется тем, что для применения большинства правил нужно уметь быстро и безошибочно подбирать проверочные слова, а детям с бедным словарным запасом просто не из чего их выбирать. Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового «родства слов, даже старшеклассники не редко к слову ГРОЗА в качестве проверочного подбирают ГРАД, к слову НОЧНОЙ — НАЧАЛО, к слову ПЕЧАЛЬНЫЙ — ПЕЧКА и т.п. Отсюда и тяжелейшая безграмотность примерно половины учащихся наших современных массовых школ...

Основная причина этого кроется в том, что еще в дошкольном возрасте дети не были приучены хоть сколько-нибудь задумываться над языковыми явлениями, над смыслом употребляемых ими слов, то есть что в них свое временно не было заронено это «золотое зерно которое потом обязательно имело бы свое дальнейшее самостоятельное развитие. Только поэтому даже многие старшеклассники до сих пор так и не могут понять, что родственными к слову «ночь» являются только слова, имеющие непосредственное отношение именно к ночи (ночка, ноченька, ночной, ночник, ночничок, ночлег, ночлежник, ночлежка, ночевать и др.). Тогда как слово «начало», несколько «созвучное ночи, имеет совершенно иное значение, никак с ночью не связанное. Однако большинства приведенных выше «родственных» ночи слов в словаре этих учащихся просто нет, а если некоторые из них и имеются, то в силу несистематизированности словарного запаса они существуют «сами по себе и никак не «привязаны к ночи.

Ввиду сказанного, в этой статье нам хочется дать конкретный речевой материал с родственными однокоренными словами, разъяснительная работа с которым поможет направить мысль детей по данному вопросу в нужное русло.

Ребятам старшего дошкольного возраста в процессе работы по подбору родственных слов сначала нужно помогать наводящими вопросами. Например, можно попросить их подобрать родственные слова к слову вода. В случае затруднений могут быть заданы такие вопросы:

— А как воду можно назвать ласково? (ВОДИЧКА)

— А как ещё? (ВОДИЦА)

— Что часто бывает на реке весной, когда тает снег? (НАВОД Н ЕН И Е)

— Как называются цветы, которые растут в воде? (ВОДЯНЫЕ)

— Как называются лодки, которые ходят под водой? (ПОДВОД НЫЕ)

— А как называются люди, которые работают под водой?

(ПОДВОДНИКИ)

— Как называются люди, которые «лазают» под водой? (ВОДОЛАЗЫ)

— Как  называются ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ плавают в воде? (ВОДОПЛАВАЩИЕ)

— Как называется, когда вода падает с высоты? (ВОДОПАД)

— Как  называется прибор, которым измеряют воду? (ВОДОМЕР)

— Как  называется приспособление, которое нагревает воду? ( ВОДОГРЕЙ)

— Кто возит воду? (ВОДОВОЗ)

— Что «проводит» воду в дома? (ВОДОПРОВОД) и т.п.

Здесь специально включены сложные слова, чтобы дети смогли получить первое практическое представление о словообразовании и научились понимать смысловое значение этих слов (если вода ПАДАЕТ, то это ВОДОПАД; если воду ИЗМЕРЯЮТ это ВОДОМЕР; если ее ГРЕЮТ, то это ВОДОГРЕЙ ). Такая работа чрезвычайно важна, поскольку если она не проведена в дошкольном возрасте, то в школе мы сплошь и  рядом встречаемся с полным непониманием самого смысла ложных слов, что приводит к грубым ошибкам на письме. Например, когда мы попросили

6-го (!) класса произнести по слогам слова «пылесос» и «пароход»,  то он произнес их следующим образом: пу-ле-сос, по-ро-ход.  Это значит, что он даже не задумывался о структурном и смысловом значении этих слов,то есть о том, что пылесос сосет пыль, а пароход ходит при помощи пара.  Но ведь все это он вполне мог и даже должен быть знать еще в дошкольном возрасте!

Приступая к работе с приведенными ниже текстами, перед каждым из них сначала следует подобрать как можно больше родственных слов на данную тему и убедиться в том, что после необходимых пояснений ребенку стал понятен смысл каждого слова. Например, в отношении приведенных ниже слов он должен понять, что дерево отличается от деревца своим размером и «возрастом», что деревушка и деревенька — это уменьшительно ласкательные названия деревни, а само слово деревня означает то, что вся она построена из дерева (то есть что это не какие-то каменные «палаты»).

В данном конкретном случае (как и во многих других) желательно показать детям соответствующую картинку, что значительно облегчит им понимание смысла употребляемых слов, поскольку не все городские дети хорошо представляют себе деревню с ее невысокими деревянными домами.

Дерево, деревце, деревянный, деревня, деревушка, деревенька

ДЕРЕВНЯ, ДЕРЕВУШКА у берега реки,

Дома в ней ДЕРЕВЯННЫЕ, они невысоки.

А рядом с ДЕРЕВЕНЬКОЙ лесок есть небольшой,

Все ДЕРЕВЦА, ДЕРЕВЬЯ знакомы нам с тобой.

Далее мы приводим все за рифмованные тексты подряд, однако каждое представленное в них «гнездо» однокоренных родственных слов нужно отрабатывать очень тщательно и не спеша, приучая ребенка к самостоятельному подбору родственных слов в дополнение к тем, которые даны в том или ином четверостишии.

Весной ЗЕЛЕНЕЕТ листва,

ЗЕЛЁНЫМ становится лес,

ЗЕЛЁНЕНЬКОЙ стала трава

И в ЗЕЛЕНИ садик наш весь.

***

В лесу всё ОСИНЫ, ОСИНКИ,

Листочки на них ОСИНОВЫЕ,

И лес тот зовётся ОСИННИКОМ,

В нём много есть ПОДОСИНОВИКОВ.

***

В лесу БЕРЁЗОВОМ БЕРЁЗЫ да

БЕРЁЗКИ,

Тот светлый лес зовут БЕРЕЗНЯКОМ,

Растут грибы в нём только ПОДБЕРЁЗОВИКИ,

Мы собирали их вчера с моим дружком.

В СОСНОВОМ лесу много СОСЕНОК, СОСЕН,

СОСНЯК зеленеет зимой,

Иголки СОСНОВЫЕ сосны не сбросят,

Нет жёлтой из них ни одной.

* **

А в ЕЛЬНИКЕ ЕЛИ И ЁЛОЧКИ,

Но мрачен ЕЛОВЫЙ лес.

Зеленеют на елях иголочки

И подняться хотят до небес.

* **

На деревьях ЛИСТВЕННЫХ есть

ЛИСТЬЯ и ЛИСТОЧКИ.

Весной они упрятаны в маленькие почки.

Летом зеленеет пышная ЛИСТВА,

А к осени желтеет, как и вся трава.

* **

ЯГОД и ЯГОДОК много в лесах,

ЯГОДНЫХ много там мест.

ЯГОДНИК в этих бывает местах.

Кто же те ягодки ест?

* **

Из ТРАВИНОК маленьких состоит ТРАВА.

Зеленеет ТРАВКА, как и вся листва.

ТРАВЯНЫМ покровом покрыты все луга,

 ЗАТРАВЕНЕЛИ даже у речи берега.

* **

У РОЗОЧКИ Розовый цвет,

В РОЗАРИИ РОЗА растёт,

Нам летний приносит привет,

Всё лето красиво цветёт.

* **

На клумбах ЦВЕТОЧНЫХ ЦВЕТЫ

РАСЦВЕТАЮТ

И целое лето ЦВЕТУТ,

А к осени поздней они ОТЦВЕТАЮТ,

С них все лепестки опадут.

* **

Растут на лугу РОМАШКИ,

Мы любим РОМАШКОВЫЙ луг,

Играем мы там в пятнашки,

РОМАШЕЧКИ — верный наш друг!

* **

Шалаш наш КАМЫШОВЫЙ,

Он весь из КАМЫША,

Из КАМЫШИНОК крыша

Уж очень хороша!

* **

Много РЕК и РЕЧЕК есть в РЕЧНОМ краю.

РЕЧЕНЬКУ любимую я сразу узнаю.

А в ЗАРЕЧЬЕ дальнем соловьи поют,

 Песни соловьиные послушать нас зовут.

* **

В БОЛОТИСТОМ краю есть множество болот —

 БОЛОТА крупные и мелкие БОЛОТЦА.

Лишь в сапогах БОЛОТНЫХ ходит там народ,

Надеясь, что тропиночка найдётся.

***

В ОЗЁРНОМ крае всё ОЗЁРА, ОЗЕРЦА,

По ЗАОЗЁРНОй улице идём.

Не видно этой улице конца—

Мы лучше в город ПРИОЗЕРСК зайдём.

* **

В краю ЛЕСНОМ ЛЕСОЧКИ и ЛЕСА,

 Полянки светлые и ПЕРЕЛЕСКИ,

Дом ЛЕСНИКА, где бродит всё лиса;

За лесом деревенька есть — ЗАЛЕСЬЕ.

* **

В ГОРНОМ крае — ГОРЫ и ПРИГОРКИ

И местность тут ГОРИСТАЯ вокруг.

Перед горами видим мы ПРЕДГОРЬЕ

И ГОРКУ небольшую встретим вдруг.

* **

Работают в ГОРАХ, конечно, ГОРНЯКИ,

А ГОРЦЫ постоянно там живут.

От нас все горы очень далеки,

Но мне всё кажется — они меня зовут!

* **

ПОЛЕВОДЫ работают в ПОЛЕ.

Наше ПОЛЮШКО дорого нам—

Много вольных хлебов в нём на воле

И деревня ЗАПОЛЬЕ есть там.

* **

В домах наших ОКНА, а есть и ОКОНЦА

С прозрачным ОКОННЫМ стеклом.

В ОКОШЕЧКО светит нам ясное солнце,

 Его с нетерпеньем мы ждём.

* **

Большие ДОМА, небольшие ДОМИШКИ

Так часто рисуются в маленьких книжках

ДОМАШНИХ животных я видел там тоже,

 Но кто же им ДОМИК построить поможет?

* **

ГОРОДСКИЕ жители в ГОРОДЕ живут,

 ГОРОДОК свой славный очень берегут.

ГОРОЖАНЕ в ПРИГОРОД летом уезжают,

 Там они у речки спокойно отдыхают.

* **

Любимую ЗЕМЛЮ ЗЕМЕЛЬКОЙ зовём.

Порою ЗЕМЛЯНКУ в земле мы найдём.

Все люди — ЗЕМЛЯНЕ, а кто ЗЕМЛЯКИ?

Живут с нами рядом? От нас далеки?

* **

Цвет НЕБА назвали НЕБЕСНЫМ,

Мы все в ПОДНЕБЕСЬЕ живём.

На НЕБУШКО любим смотреть

И рады к нему полететь.

***

В темноте зажигаем мы СВЕТ,

Нам лампочки СВЕТЯТ и СВЕЧИ.

Ранним утром приходит РАССВЕТ,

Дню СВЕТЛОМУ рады все дети.

* **

Дорогое СОЛНЦЕ, СОЛНЫШКО моё!

Без тебя какое же может быть житьё?

Своим светом СОЛНЕЧНЫМ согреваешь нас,

Дорогое солнышко, приходи  сейчас!        

* **

Я люблю СОБАЧОНОК, СОБАК,

Но «СОБАЧНИКОМ» СТАТЬ НЕ ХОЧУ…

Яс СОЕАЧКОЙ дружу просто так

И проделкам СОБАЧЬИМ учу.

* **

У МЫШКИ хорошие очень МЫШАТА,

И есть у них бабушка-МЫШЬ.

МЫШИНЫМ всем играм она строговата

И с нею ты не пошалишь!

* **

У ВОЛЧИЦЫ родился ВОЛЧОНОК,

Это мамин любимый ребёнок

Папа-ВОЛК с ним частенько        играет,

К ВОЛЧЬЕЙ жизни его приучает.

От слова ВОДИТЬ происходят слова:

ВОДИТЕЛЬ, ВОЖДЕНЬЕ, ВОЖДИ,

Ещё ПРОВОДНИК, ПОВОДОК, ПРОВОДА...

ПРОВОДКУ менять подожди!

* **

ДЫМИТ ДЫМОВАЯ труба,

Клубится над нею ДЫМ.

Люблю я ДЫМОК от костра,

Когда у костра мы сидим.

* **

СТРОИТЕЛИ работают на СТРОЙКЕ,

СТРОИТЕЛЬСТВО большое        развели,

Красивые возводятся ПОСТРОЙКИ

На высоту большую от земли

* **

На траву вдруг упала РОСА,        

Мы РОСИСТОЙ тропинкой идём,        

И росинки блестят, как слеза,

Только РОСНЫХ мы слёз не найдём.        

* **

ДОЖДИК начался почти с утра,        

ДОЖДИНКИ стучат всё в стекло.        

Плащи ДОЖДЕВЫЕ надеть нам        

ДОЖДЛИВОЕ время пришло.

* **

На небе ГРОЗОВЫЕ облака,        

Нахмурились все тучи очень        ГРОЗНО,        

И хоть ГРОЗА не началась пока,        

Но вечером она начнётся поздно.

* **

На небе много ОБЛАЧКОВ и ОБЛАКОВ,        

Как видно, ОБЛАЧНЫМ сегодня        будет день.        

В ЗАОБЛАЧНУЮ высь подняться        я готов.        

Когда БЕЗОБЛАЧНО, мы часто ищем тень.

* **

Осенней ТЁМНОЙ ночью на дворе ТЕМНО,        

В окнах ЗАТЕМНЁННЫХ свет горит давно.

ТЕМНОТА окугала деревья и кусты.

ТЁМНЕНЬКОЙ тропинки не боишься ты?        

* **

Много разной РЫБЫ и РЫБЁШКИ

В нашей речке водится всегда.

Рядом с РЫБАКАМИ вечно        кошки –

РЫБНЫЙ запах манит их сюда.        .

* **

Есть новые ПЛАТЬЯ и старые ПЛАТЬИШКИ,

Из ткани они ПЛАТЬЕВОЙ

Для куклы мы сшили красивое ПЛАТЬИЦЕ

И в волосы бант голубой.

* **

СТОЛЫ есть, СТОЛИЩИ и СТОЛИКИ ,

В чём разница в этих словах?

И что за СТОЛИШКО в домике?

Он плохонький в наших глазах?

* **

Есть много ДОРОГ и ДОРОЖЕК,

Но по какой нам пойти?

Берём мы рюкзак свой ДОРОЖНЫЙ,

Он пригодится в пути.

* **

ДОРОЖЕНЬКИ дальние нам предстоят,

 Кусты ПРИДОРОЖНЫЕ вдоль них стоят,

Растёт ПОДОРОЖНИК у каждой ДОРОГИ,

 Нередко им лечат уставшие ноги.

* **

Реки зимой покрываются ЛЬДОМ,

ЛЬДИНКИ сверкают на солнце.

Дворцы ЛЕДЯНЫЕ мы строим кругом

И делаем в них оконца.

* **

Слышали про СЕВЕР мы холодный,

 Только СЕВЕРЯНЕ там живут.

Дует ветер СЕВЕРНЫЙ морозный,

Но они оттуда не бегут.

* **

Королева СНЕЖНАЯ из СНЕГА состоит,

 Множеством СНЕЖИНОК плащ её покрыт.

 В царстве королевы ЗАСНЕЖЕННЫЙ дворец,

Его я на картинке увидел наконец.

* **

ЦАРЬ и ЦАРИЦА, ЦАРЕВНА

ЦАРСТВУЮТ в ЦАРСТВЕ своём,

Только о времени ЦАРСКОМ далёком

Из книжек теперь узнаём.

Для нас несомненно, что достаточно серьезная отработка только одних этих текстов, в которых представлено более 40 ( родственных слов, позволит создать у ребенка ту необходимую первоначальную базу по их под бору, на которую он сможет уверенно опираться в течение всех лет своей учебы.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).

С неба всё скользят пушинки

Серебристые . . . (снежинки).

На проселки, на лужок

Всё снижается . . .(снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной).

Вот веселье для ребят—

 Всё сильнее.. .(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Мы одели . . .(снеговик).

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка -...(снегурка).

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой . . .(снегири)

 Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил . . . (снег).

И.Лопухина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Знакомство дошкольников с родственными словами в игровой деятельности

Знакомство старших дошкольников  с родственными словами формирует предпосылки к успешному обучению в школе, развивает навыки словообразования,  приучает вдумываться в смысловое зн...

"Изучение родственных слов в работе с детьми с ОНР"

Последовательность ознакомления с родственными словами и представленный дидактический материал обеспечат коррекционный эффект в работе с детьми с общим недовазвитием речи....

«Ознакомление дошкольников с родственными словами»

Буклет для родителей детей старшего дошкольного возраста с играми и упражнениями по ознакомлению с родственными словами....