АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО – КАК РЕСУРС КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР.
статья по логопедии

Дердиященко Елена Игоревна

Данная статья будет полезна учителям-логопедам, учителям - дефектологам, педагогам - психологам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akterskoe_masterstvo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО – КАК РЕСУРС КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР.

Дердиященко Елена Игоревна, учитель-логопед.

ГБОУ ООШ № 21 имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова города Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение

«Детский сад «Терем-теремок»

Как известно дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в социальной адаптации и коммуникации. Это происходит вследствие замедления образования либо нарушения отдельных психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, воображение). Для детей с задержкой психического развития так же могут быть характерны гиперактивность или сниженная активность, неспособность к планированию и контролю своего поведения, частые страхи, повышенная тревожность, низкое качество речи, отсутствие ее ритмичности. Особенно нарушенными являются эмоциональная и волевая сфера. Поэтому работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда должна быть разнообразна при выборе методов и способов коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития.

Задачи по развитию профессиональных актерских качеств и задачи коррекции нарушений при задержке психического развития детей во многом схожи. Актеру так же необходимы развитое внимание, ораторские способности (где большое значение имеют развитое дыхание и дикция), воображение и способность мыслить творчески, эмоциональность, сценическая свобода, коммуникабельность, психическая уравновешенность, умение справляться со страхом.

Поэтому обучение актерскому мастерствуможно использовать как один из способов коррекции различных нарушений у детей с ЗПР. Особый вес данных занятий приобретает потому, что дети данной группы, испытывающие большие трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, на занятиях актерскому мастерству развивают социальный и эмоциональный интеллект.Обучая контактировать со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное отношение, внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, и выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Таким образом, дошкольники проявляют особую чуткость к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего вербального и невербального опыта.

Использование различных анализаторных систем при выполнении игровых заданий отвечает одному из важнейших принципов коррекционной педагогики. Предоставляя соответствующие сенсорные, тактильные, проприоцептивные стимулы, мы создаем условия для нормальной работы центральной нервной системы. Поэтому многие предложенные варианты игр несут в себе сочетание различных движений, изменений положения тела, тактильных, зрительных и звуковых стимулов и реакций. Плюс к этому обязательным условием является проигрывание эмоций, соответствующих полученным стимулам от анализаторных систем.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому все заданияпредставлены в виде игр. Впрочем и актерское мастерство подразумевает игру.

Игра «Индюки».

Задачи: развитие социального и эмоционального интеллекта (умение понимать и «читать» поведение других людей; умение быстро и адекватно реагировать на поведение других людей, контактировать друг с другом) при выполнении ежедневной артикуляционной гимнастики. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений. Так же в этой игре проявляется способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию воображаемых поступков других людей.

Широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, изображая как болбочет индюк. Объединяясь в пары, дети на языке индюков с помощью пантомимы, эмоций, чувств и жестов должны распространить любую заданную тему (семья, обед, спор, очередь, просьба, ссора и т.п.). В семье данное упражнение можно использовать всей семьей. Так, мама зовет членов семьи на ужин, а члены семьи на том же языке, выражают свои эмоции, отношение к маме, ужину и т.п.Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений с помощью эмоциональных реакций, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом ориентироваться в этих взаимоотношениях.

Игра «Марсиане» имеет те же цели и задачи, что и «Индюки», но здесь больше вариантов для раскрытия творческого потенциала. Игру так же используют для автоматизации звуков, улучшения дикции. Дети разыгрывают различные жизненные ситуации, только «языком марсиан» - поставленным звуком (ШШШШ , РРРРР, ЖЖЖЖ, СССССС и т.д. или открытым слогом ЛА-ЛА-ЛА, РЫ-РЫ-РЫ и т.п.). Более эффективна данная игра по автоматизации звуков в семье. Предлагаемые темы могут быть разнообразными:

«попросить у мамы купить мороженое»,

«предложи семье посетить в выходные аквапарк»,

«объясни, почему ты не убрался в комнате»,

«расскажи сказку про Красную Шапочку»,

«объясни своему младшему брату, что разговаривать с незнакомыми людьми нельзя»,

«позвони человеку, по которому ты соскучился»,

«помири поссорившихся друзей» и т.п.

Игра «Ходи задом-наперед, делай все наоборот».

Задачи: развитие эмоционального и социального интеллекта, как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, развивать умение делать выбор, находить противоположное состояние.

Развивать мышление и воображение, находить сходство и различие между предметами. Развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Развивать слуховое внимание.

Нужно изобразить с помощью мимики и жестов названное состояние или действие наоборот (грустный – веселый, расстегнуть-застегнуть, высоко-низко, вправо-влево, лежать-стоять…) и назвать его.

Игра «Пойми меня».

Задачи: развитие умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. Развитие связной речи и речевого внимания.

Взрослый предлагает ведущему выбрать заранее подготовленные карточки с прописанными ролями и ситуациями, где изображены герои, которых нужно изобразить. Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 1-4 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (водитель автобуса, кондуктор, таксист, экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.

Например: «И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2, 1 – старт!» (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор). «Уважаемые пассажиры. Пройдите вперед. Передавайте за проезд» (Ситуация – кондуктор в автобусе).

Игра «Если «верно» - хлопай, а «неверно» - топай».

Задачи: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться.

Предлагается прослушать утверждение и свой выбор подтвердить движением – хлопать, если оно верно и топать, если наоборот неверно. Рекомендуется с помощью мимики и эмоций отображать положительный или отрицательный выбор.Примерные утверждения:

В розетку ничего нельзя засовывать, кроме электрической вилки.

В розетку можно засовывать посторонние предметы.

Если вы на улице нашли бесхозный пакет, то обязательно нужно посмотреть, что находится внутри.

Если вы на улице нашли бесхозный пакет, то необходимо сообщить об этом взрослым.

Во время грозы нельзя бегать под дождем.

Во время грозы можно купаться.

Несоблюдение правил пожарной безопасности приводит к пожару.

Самое удобное место для детской игры – проезжая часть.

Играть на проезжей части нельзя!

Игра «Если бы…»?

Задачи: развитие умения выражать свои мысли, развитие умения делиться своими чувствами, переживаниями и настроением с товарищами, умения справляться с волнением, страхом, развивать сосредоточенность, уверенность, развивать монологическую речь. Используются карточки, на которых написаны вопросы. Каждый ребенок вытягивает карточку. Зачитывается вопрос. Ребенок отвечает на него, используя соответствующие эмоции. Примерные вопросы:

«Если бы ты мог подарить вечную жизнь кому-либо, кого бы ты выбрал?»

«Если бы мог стать великим спортсменом, какой вид спорта ты бы выбрал?»

«Если бы ты мог подарить вечную жизнь кому-либо, кого бы ты выбрал?»

«Если бы мог стать великим спортсменом, какой вид спорта ты бы выбрал?»

Упражнение «Повтори».

Задачи: развитие умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях, воспитание сосредоточенности, пластичности, слухового и зрительного внимания. Рекомендуется использовать переход в горизонтальную поверхность, для более яркого сенсорного опыта.

Предлагается изобразить по предлагаемым видеоотрывкам персонажа, животное или человека, подражая его позе, движениям, мимике, жестам, звукам.

Упражнение на фантазию «Додумай».

Это упражнение направлено на развитие творческого мышления и фантазии, связной речи. Во время поездки в общественном транспорте, при встрече на улице ребенку предлагается придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с ним, основываясь лишь на их внешнем виде. Следует обращать внимание даже на самые незначительные мелочи и стараться придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.Взрослый направляет внимание ребенка и сам фантазирует, предоставляя ребенку образец речи и хода мысли.

Упражнение «Смена ролей».

Задачи: развитие умения управлять эмоциями, развитие тембра голоса, слухового внимания, фонематического восприятия, развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Необходимо несколько раз произнести одну и ту же фразу (например, «я рад всех видеть сегодня»; «какой чудесный осенний день») с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента, героя мультфильма или сказочного персонажа. Усложнением упражнения может быть возможность произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях (дома, на приеме у королевы, во время кораблекрушения, на карнавале, в клетке тигра).

Игра «Разговор через стекло».

Задачи: развитие мимики и жестов, творческого мышления, фантазии, воображения.

Дети становятся напротив друг друга и представляют. Что перед ними толстое стекло, оно не пропускает звука и через которое нужно вести разговор только с помощью жестов и мимики. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Пойдем домой”, “Я хочу пить…”). Другая группа должна отгадывать то, что они увидели.

Игра «Мешочек эмоций».

Задачи: развитие социального и эмоционального интеллекта. Игра позволяет проявлять способность критически и правильно оценивать и проявлять адекватно свои чувства, настроение и мотивацию воображаемых поступков. Игру используют для автоматизации звуков изолированно, в слогах .словах, словосочетаниях, фраза, для развития фонематического восприятия, а так же закрепления тематического словаря.

Предлагается опустить руку в мешочек и нащупать один предмет. Затем, не доставая предмет, с помощью эмоций, которые вызвали тактильные ощущения, произносят поставленный звук слог, словосочетание или фраза. Затем необходимо описать словами свои чувства от данных тактильных ощущений, которые вызывает данный предмет. После того, как предмет вынут из мешка эмоции могут измениться. Тот же звук, слог, словосочетание или фраза проговариваются с опорой на новые эмоции, полученные от визуального образа.

Литература

1. Гиппиус Сергей. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. // 2017 – издательство АСТ – 512 стр.

2. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61

3. . Чеснокова  Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

4. Сайт Актерское мастерство https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/exercises.php?ici_source=ba&ici_medium=link


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».

План: 1.     Уровни детей с ОНР.2.     Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.3.     Презентация «Артикуляционная гимнастика». 4....

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Упражнения для развития актерского мастерства в рамках реализации программы "Одаренные дети"

Развивать фантазию полезно для мастерства актера, да и жить веселее с развитой фантазией....

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО – КАК РЕСУРС КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР.

Задачи по развитию профессиональных актерских качеств и задачи коррекции нарушений при задержке психического развития детей во многом схожи. Актеру так же необходимы развитое внимание, ораторские спос...