Буклет "Профилактика нарушений письменной речи"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Рекомендации для родителей

игры с детьми, направленные на профилактику нарушений письменной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры с детьми152.68 КБ

Предварительный просмотр:

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке, а также безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, произносить длинные сложные слова.

Важно формировать у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи, – это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

Развитие фонематических процессов

  • Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]».
  • Попросите назвать предметы, окружающие ребенка, начинающиеся на звук [С] (или любой другой звук).
  • Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
  • Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, ремонт, рама и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, косынка).
  • Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза 

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом «веселый» (или любым другим), постепенно добавляя по слову. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова (из большого маленькие).

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример:слон, каша, сумка, картина и т.д.

8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, апельсин; с первым согласным звуком: кошка, зонт и т.д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители произносят по отдельным звукам слово, а ребенок должен назвать слово целиком. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

Развитие зрительно-пространственных представлений.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.

3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Автобус едет справа от девочки.» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков, веточек.

6. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать.

7. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка. Можно использовать следующие виды заданий:

1. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

2. Раскрашивание изображений и рисование.

3. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

4. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

5. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

6. Лепка из пластилина и глины.

7. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

8. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы.

10. Вышивание.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

Желаю удачи!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детскйй сад №69

г.Энгельса Саратовской области

Рекомендация для родителей

игры с детьми

Профилактика нарушений письменной речи

Домашние задания - геометрия - 9 - МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ 448 ...

2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"

   Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...