Конспект занятия на логопункте в старшей группе теме «Дом и его части»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мощенко Юлия Александровна

Конспект подгруппового занятия на логопункте в старшей группе по теме "Дом и его части"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dom_i_ego_chasti.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового  занятия

на логопункте в старшей группе

по лексической теме «Дом и его части»

Цель:  Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части».

Задачи:

-  закрепить  названия частей дома,

- учить детей образовывать относительные и сложные  прилагательные от существительных;

- учить детей образовывать существительные множественного числа;

-  расширять и активизировать словарь по теме

-  развивать общую и тонкую моторику, ориентацию в пространстве.

- стимулировать интерес к логопедическим занятиям, формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: сюжетные картины с изображением домов, частей квартиры, кукла ( мальчик Петя), счетные палочки, картинка с домиком из счетных палочек.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте  улыбнемся  и пожелаем друг другу хорошего настроения.

II. Основная часть

 1. Введение в тему.

Логопед: Ребята, к нас в гости пришел Петя и  принес с собой загадки. Давайте с  вами их отгадаем.

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный!

Ответ: Дом 

        Шляпа металлическая,

        Глаза стеклянные,

        Сам кирпичный,

        Для семьи он главный!

Ответ: Дом

Логопед:  Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?  (Ответы детей). Правильно -  о доме и о домах.

2. Знакомство детей с историей появления у человека жилища.

В древние времена человек не умел строить дома и жил в пещере. Но жить в пещере было очень неуютно. Дверей в ней не было,  и поэтому вход приходилось охранять от непрошенных гостей. И человек стал задумываться, а не построить ли ему самому жилище.

        В краях, богатых лесом, люди издавна строи ли себе дома из дерева. Деревянный дом теплый и удобный, в нем хорошо дышится. Потом человек научился строить дома из камня.  Постройки из камня долговечны. Современные  же дома строят из  кирпича, железобетона, стекла и металла.

        Ребята, чтобы построить дом сначала надо  решить, какой  это будет дом: из какого материала, сколько этажей. Потом надо позвать  разных рабочих, которые помогут построить дом.

В самом начале необходимо выкопать котлован. Здесь   на помощь зовут экскаватор. Кто им будет управлять ? (Экскаваторщик)

        После этого  надо залить фундамент, на котором  впоследствие возведут стены.  Здесь нам понадобятся люди, которые  управляют  подъёмным краном. Как их называют? (Крановщики). А также помогут  строители ( либо каменщики), которые возведут стены. Стены есть, что дальше?

Дети: Нужно построить крышу.

Логопед: Правильно.  Здесь нам поможет кровельщик.( Раньше крыша называлась кровлей). Чего ещё не хватает?

Дети: Не хватает окон .(Окно – это око (глаз) дома).

Логопед: А как мы войдём в дом?

Дети: Не хватает дверей.

Логопед: Вот так постепенно и возводится дом.

3. Образование относительных прилагательных.  Игра «Какой  дом».

Логопед:   Давайте с вами поиграем. Я буду называть материал, а вы мне отвечать, какой получится дом из этого материала.

- Если дом из песка, то он …(песочный).

- Если построен из кирпича? Кирпичный. 
- Если дом построен из панелей? Панельный. 

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из стекла?  Стеклянный

- Если дом построен из дерева?  Деревянный
- Если дом построен из брёвен?   Бревенчатый
- Если дом сделан из глины? Глиняный

- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

- Если дом сделан из бумаги? Бумажный

- Если дом сделан из картона? Картонный

- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый

- Если дом сделан из пряников? Пряничный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

- Если дом сделан из снега? Снежный

Часть ответов сопровождается картинками

Логопед: А сейчас мы  Пете  покажем нашу небольшую  зарядку.

4. Физкульминутка

Стоит в лесу избушка

Руки смыкаются домиком

А в ней живет Петрушка

Руки к носу, пальцы в сторону

К нему идут зверушки

Шаги на месте

Попрыгать – поиграть

Прыжки

Олени

Изобразить рога

Носороги

Кулачки к носу

Медведи из берлоги

Изобразить  переваливаясь медведя

Приходят друг за другом

Шаги на месте

Попрыгать - поиграть

Прыжки

Логопед : Ребята, Петя еще хочет нам позагадывать загадки.

5.  Образование сложных прилагательных.

Логопед показывает  дома на картинках  и задает вопросы.

— Дома по высоте бывают разные:

Если в  доме много этажей - он... (Многоэтажный.)

Если у дома 1 этаж, то мы его назовем — одноэтажный.

Если 2 этажа, (как мы его назовем? ) то мы его назовем двухэтажный.

Если 3 этажа…

Если 4 этажа…

Если 5 этажей…

Если 9 этажей…

Если 10 этажей…

Если  в доме многоэтажей, то мы его назовем  многоэтажный

Еще бывают высокие-высокие дома, которые называются небоскребы. (Объяснить название дома ( скребут  небо) и показать картинку)

Также дома отличаются по количеству  подъездов.

Если в доме один подъезд - он... (Одноподъездный.)

Если в доме два  подъезда – он …(Двухподъездный)

Если в доме три  подъезда – он …

Если  этом доме много подъездов - он... (Многоподъездный.)

Если в доме много квартир - он... (Многоквартирный.)

Ребята,  и квартиры тоже бывают разные.

Если в квартире одна комната, то это однокомнатная квартира

Если в квартире две комнаты

Если в квартире три комнаты –

Если в квартире четыре комнаты –

6. Пополнение  глагольного словаря  по теме.

Логопед:Ребята , давайте  с вами заглянем   в один дом, а вернее   в одину из квартир. Наш гость Петя  ещё маленький  и не знает, как называются комнаты в  квартире.  Давайте  ему   подскажем.

Открываются двери, и мы заходим куда?.. (В прихожую.)

В прихожей (что делают?) - одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают, провожают (гостей).

А в других комнатах?

В ванной комнате (что делают?) - умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д.

В кухне (что делают?) - готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д.

В столовой (что делают?) - завтракают, обедают, ужинают.

В гостиной (что делают?) - смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.

В спальне (что делают?) - спят, отдыхают.

В детской (что делают?) - играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д.

Молодцы. Давайте с вами немного разомнем руки, так как вскоре нам предстоит стать строителями.

7. Пальчиковая гимнастика     

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой

Чтоб окошко было в нём,

Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

Машем руками как веточками

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой соединили кольцом

Пёс ворота охранял,

Руки сложили ладонью, большой палец вверх, мизинец  отставляем (как будто собачка лает)

Чтоб на травке жил жучок

бегал быстрый паучок

Сначала по одной ладошке бежит жучок

Потом по другой – паучок

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

Чтоб тюльпан в саду расцвел!

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Чтоб флажок на доме был

Правая рука –флагшток, левая приставляется как флаг

А за домом ежик жил

Соединить пальцы ёжиком

8. Работа со счетными палочками.  

Логопед:А сейчас мы с вами  на некоторое время станем строителями и постоим дома из  счетных палочек.

Дети выкладывают на столах из счетных палочек дом, ориентируясь на  схему на картинке (квадрат и треугольник = стены и крыша). Напоминаем детям, что сначала возводят стены, а потом крышу.

Логопед: Молодцы ребята. Мы с Петей посмотрели: хорошие дома у вас получились !

9.   Учим образовывать существительные множественного числа.  Игра «Один-много». Игра проводится с мячом.

Логопед: Давайте  встанем в круг и поиграем в игру . Я называю предмет , когда он один, а вы ответ, когда этих предметов много.

1. Дом- дома                

2. Дверь – двери

3. Подъезд – подъезды

4. Ступенька- ступеньки

5. Этаж - этажи

6. Квартира – квартиры

7. Крыша- крыши

8. Труба – трубы

9. Стена – стены

10 Кухня- кухни

11. Спальня – спальни

12. Окно – окна

13. Ключ – ключи

14. Замок – замки

15. Строитель- строители

Дети садятся на места.

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, скажите, понравилось вам наше занятие?

Что нового сегодня для себя узнали? А какие слова вам запомнились?

Подготовила учитель-логопед

Мощенко Юлия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ", II часть.

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), IIчасть....

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Человек и части его тела».

Тема: «Человек и части его тела». Цели: -  уточнить представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела;  - закрепить признаки сходства и различи...

Электронное пособие для детей старшего дошкольного возраста "Деревья" (2 части)

Данная презентация создана  на основе  методического пособия  «Деревья. Какие они?» /Т.А.Шорыгина/, состоит из 2 частей.  Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих  и об...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая)

В презентации  наглядно представлена последовательность работы  в нетрадиционных художественных техниках: монотипия; рисование ладошкой, пальчиком; оттиск пробкой; рисование тампоном....

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть вторая)

В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: тычкование, рисование тампоном, набрызг. ...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть третья)

В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: кляксография с трубочкойЮ рисование по сырому на мятой бумаге, граттаж....