Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
статья

Хука Валентина Николаевна
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. 
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. 
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления: ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

В.Н. Хука педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Дюймовочка»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления: ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры,  за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности в воспитании бездуховного, безнравственного человека. Не секрет, что каждое государство, каждая страна сильна не только своими природными ресурсами, военной мощью и производственным потенциалом, но в первую очередь — своей высокой культурой и духовностью.

Что  такое духовность?

по  Википедии:

«Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы».

В научно-педагогических исследованиях ученые  обращают внимание на проблемы становления ценностно-смысловой сферы человека, что закономерно выводит их на проблемы духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. При многообразии подходов к пониманию источников, механизмов и стадий развития духовности, общим для большинства исследований является тезис о том, что духовность не бывает спонтанной и достигается в процессе работы человека над собой. Если обозреть роль педагога  в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешного развития,  как личности, так и всего образовательного процесса в образовательных учреждениях является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека. Сегодня педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное и гражданское воспитание

молодежи, гуманизирует процесс воспитания и одновременно преобразует саму социальную действительность, учитывая весь человеческий опыт духовной культуры, народной мудрости поколений. Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Ф.М. Достоевский, лучше других познавший и бездны русской души, и вершины русского духа,  был убежден в том, что  «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным».  Прекрасное и истинное - зарождается в  семье. Главная моральная обязанность родителей — вырастить достойную и социально адаптированную личность. Взрослые прививают детям духовные ценности, передают им свой жизненный опыт, обучают и воспитывают их, помогая стать полноценными членам общества.

Как известно семья – это  оплот и сила государства, хранящая традиции веков... Дерево держится корнями, а человек - семьёй. Семья является ячейкой общества, без которой социальные связи не могли бы существовать, а так же вся в целом человеческая цивилизация.

Современное российское государство во многом строит свою доктрину как раз на данной преамбуле, рассматривая любую угрозу изменения традиционного формата семьи, как угрозу для общества. Об этом свидетельствуют достаточно свежие поправки в законодательство, к примеру закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» где к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация, которая «отрицает традиционные семейные ценности», и статья 6.21 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Замечено,  что дети и внуки наших правителей  учатся и живут на Западе.

Можно предположить, что управленцы заботятся о будущем России и, как в Петровские времена, отправляют детей набираться уму-разуму, чтобы те потом вернулись на родину – поднимать отечественное производство, экономику, науку и искусство.

Но невольно возникает вопрос, что детям может дать запад в плане духовности?

На сегодняшний день запад испытывает в духовной сфере самый глубокий кризис. Это  проявляется в упадке искусства, духовно-нравственных устоев, науки, религии.

Массовая культура запада реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности. Примитивизируется всё: театр, кино, литература, живопись, музыка,  попирается институт семьи. На западе плодится все больше и больше дармоедов, паразитов и нахлебников, граждан страны не желающих работать, а требующих только хлеба, зрелищ и соблюдения своих прав.

С каким багажом знаний, морально – этических установок вернутся на родину дети, проходящие обучение на западе? Какими будут их отношения в собственной семье, что они смогут дать своим детям? О каких морально – этических нормах, духовно – нравственном воспитании может идти речь в данной ситуации?

Великий ученый Д. И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».

Как известно, главное преимущество России перед остальным миром и в особенности Западом всегда была особая Русская Духовность.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

.

Список использованной литературы

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  2.  Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020 г)
  4. Нариманова, З. К. На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / З. К. Нариманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42816/ (дата обращения: 05.08.2020).
  5. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.