Индивидуальное занятие по автоматизации звука -р-
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия
для ребёнка с тяжёлыми речевыми нарушениями.
«Играем с котом по имени Фыр».
Автоматизация звука –Р- в словах с обратными слогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия
для ребёнка с тяжёлыми речевыми нарушениями.
«Играем с котом по имени Фыр».
Автоматизация звука –Р- в словах с обратными слогами.
Цель.
Автоматизация звука [р] в словах с обратными слогами. Расширение и закрепление представлений о профессиях людей.
Задачи.
- Укрепление артикуляционной мускулатуры, коррекция нёбно-глоточной недостаточности. Формирование правильного речевого дыхания: выработка плавного, длительного выдоха. Совмещение навыка дыхания с навыками движения.
- Уточнить артикуляцию и произнесение
звука [р]. - Развитие речевого внимания, фонематического восприятия. Упражнять в различение голосов детей, в определении наличия звука [р] в словах.
- Совершенствование умения произносить слова сложной слоговой структуры со стечением согласных (шахтёр, актёр, кассир кондуктор, композитор)
- Совершенствование грамматического строя речи: закрепление навыка образования единственного числа существительных.
- Развитие зрительного внимания и восприятия. Закрепление навыка составления разрезной картинки.
- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование.
Логопедическая игрушка -кот. Зеркало. Схемы - алгоритмы упражнений для коррекции нёбно-глоточной недостаточности.
Картинки для автоматизации звука –р-: шар, пар, комар, пожар, сахар, мусор, помидор, хор, бор, забор , мотор, мухомор, двор, топор, сыр, кефир, зефир, командир, шнур, ковёр, костёр, веер, катер, ветер.
Вязанные игрушки – осьминоги (для звукового анализа)-зелёные, красные, синие.
Картинки с изображением людей следующих профессий: актёр, шофёр, шахтёр, кондуктор, доктор, композитор, кассир. Разрезная картинка-повар. Кусочек сыра. Картинка-раскраска «Кот». Фоторамка.
Аудиозапись-ребёнок произносит звук –р-. Магнитофон.
1.Развитие двигательной сферы. Расслабление мышц плечевого пояса.
(Педагог, обращаясь к ребёнку).
У нас много гостей. Поздоровайся с ними.
Сегодня вместе с нами будет заниматься кот по имени Фыр. Он очень любит играть, двигаться. Мы тоже с ним поиграем. Повторяй за мной движения.
Игра «Кот Фыр».
Вот открылась тихо дверь
(небольшой наклон, движения сначала одной, затем другой рукой от себя в сторону)
И вошел усатый зверь (двумя руками рисуем усы)
Потянулся сладко-сладко (напряжение, руки вверх, потянуться)
И улегся под кроватку (расслабление, руки и плечи опустить).
Давай ещё раз повторим движения. (Повтор 2-3 раза)
А теперь возьми игрушку и сядь на своё место за стол. Кота посади слева от себя.
- Упражнения для коррекции нёбно-глоточной недостаточности.
«Вкусное облако». Во время прогулки, по дороге к нам, Фыр поднял голову и увидел, что по небу плывёт большое облако, похожее на кусочек сыра. Долго сидел он с поднятой головой и всё жевал и жевал.
-Попробуй и ты сделать так же. Для этого надо поднять (запрокинуть) голову и представить, что ты ешь кусочек сыра или булочки.
-Выполни это упражнение. ( Ребёнок выполняет упражнение 2-3 секунды).
«Не выспался». А потом, не опуская головы, Фыр, стал зевать.
-Попробуй и ты позевать. Для этого надо поднять (запрокинуть) голову. Широко открыть рот. Язык лежит внизу. Медленно закрыть рот.
- Выполни это упражнение. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).
- Затем кот расправил шёрстку и проснулся и отправился к нам на занятие.
«Сдуем снег». Фыр пришел к нам прямо с улицы и на его шёрстке ещё лежит снежок. Сейчас мы с тобой сдуем его.
1 Вариант упражнения. ( Педагог рассказывает и показывает схематическое изображение действия)
Будем это делать так: глубокий вдох ртом, надуть щеки подержать воздух во рту и мягко выдохнуть через сомкнутые губы. Посмотри, как это делаю я. (Педагог демонстрирует упражнение.)
-А теперь, ты сдуй снежок. ( Ребёнок повторяет упражнение -2 раза).
2 Вариант упражнения. Наш гость весь в снегу. Нужно подуть на его шёрстку сильнее. (Педагог рассказывает и показывает схематическое изображение действия).
Будем это делать так: глубокий вдох ртом, задерживаем воздух и выдыхаем его через плотно сжатые губы, произнося звук –п-.
Чтобы снежок сдувался легче носик зажмём. Посмотри, как это делаю я. (Педагог демонстрирует).
-А теперь, ты сдуй снежок. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).
-А сейчас отпусти носик и попробуй сдуть снежок. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).
3.Упражнение на развитие навыков речевого дыхания.
«Согреем кота». По дороге к нам кот Фыр очень замёрз. Мы с тобой согреем его.
( Педагог рассказывает и показывает схематическое изображение действия)
Будем делать это так: надо сделать тихий мягкий вдох через нос и длительный плавный выдох через рот (беззвучно произнося слог ха). Греем лоб, щёки. (Педагог показывает упражнение).
-А теперь ты, согрей котёнка. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).
---во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
— грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;
4. Коррекция звукопроизносительной стороны речи. Артикуляция звука [р] .
Самое любимое слово нашего гостя это Мурррр. Чтобы верно его сказать, надо правильно произнести звук Р.
-Подвинь к себе зеркало, поставь так, чтобы ты хорошо видела своё лицо.
-Будь внимательна, давай вспомним как нужно произносить звук –р-, в каком положении должны находиться язык, зубы.
Инструкция педагога:
-Широко открой рот.
-Зубы на большом расстоянии.
-Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
-С силой подуй на кончик языка, чтобы он задрожал.
-Длительно произнеси звук Р.
-Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.
(Ребёнок произносит звук [р])
5. Развитие фонематического восприятия.
К нам на занятие пришли твои друзья. (Заходят три ребёнка из группы).
Они хотят с тобой поиграть. Для этого встань из-за стола. Повернись к детям спиной.
Послушай задание: узнай по голосу, кто произносит звук Р. (Дети произносят по очереди произносят звук Р. В аудиозаписи даётся произнесение звука Р самим ребёнко ).
Вопросы:
-Скажи, кто произносил звук?....
-Чей это голос?
-Кто произносил звук?....
Молодец, ты правильно узнала свой голос и голоса друзей. Ребята, а вам спасибо, вы можете идти к детям. (Дети уходят)
6. Автоматизация з звука – р- в словах с закрытым слогом.
А) «Подскажи конец слова, повтори слово»
Послушай следующее задание: я начну слово, а ты закончи его звуком -Р-, затем повтори всё слово.
( Логопед начинает слово, а ребенок договаривает звук [р], педагог выкладывает картинку, ребёнок повторяет всё слово)
Слова:
ар шар пар комар пожар помидор сахар
ор хор забор мотор топор двор мусор мухомор
ир, ур сыр кефир зефир шнур командир
ер ковёр костёр бобёр
ер веер катер ветер
- Произнеси имя нашего гостя… Вспомни любимое слово кота…
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Назови первый звук в слове МУР? Какой это звук: гласный или согласный?....Это твердый или мягкий согласный? Каким цветом обозначают твёрдые согласные? Назови второй звук в слове МУР. Что ты можешь сказать об этом звуке? (Это гласный). Каким цветом обозначают гласные? Назови последний звук в слове МУР. Какой это звук: гласный или согласный?....Это твердый или мягкий согласный? Сколько звуков в слове МУР? Сколько гласных? Сколько слогов? (Звуки обозначаются игрушками осьминогами)
Физкультминутка. Совмещение навыка дыхания с навыками движения.
А сейчас мы отдохнём. Встань прямо, ноги на ширине плеч, одну руку подними вверх, другую опусти вниз. Вдохни носом, затем поменяй положение рук и с удлиненным выдохом произнеси звук «р-р-р-р-р».
Слова скороговоркой произносит педагог (по строке) в паузах после ребёнка
Чёрный-чёрный страшный кот,
Крался ночью у ворот.
В темноте горят глаза —
Он мышей и крыс гроза.
Мыши в норах затряслись,
Крысы в подпол забрались.
Кот - стрелою под забор.
Впереди — огромный двор.
Б) «Доскажи слово со звуком –Р- в рифму».Развитие силы голоса.
Кот Фыр очень любит слушать стихи. Послушай следующее задание: доскажи слово со звуком –Р-, так, чтобы получилось маленькое стихотворение.
Я буду говорить тихо, а ты - громко.
Ар-ар-ар, из чайника идёт...
Ар-ар-ар, Вову укусил ...
Ар-ар-ар, в доме начался ...
Ор-ор-ор, на даче высокий ...
Ор-ор-ор, у машины завели ...
Ур-ур-ур, за телефоном тянется ...
Ир-ир-ир, Таня пьёт...
Ыр-ыр-ыр, мама покупает...
Ёр-ёр-ёр, папа чистит...
Ёр-ёр-ёр, машины водит...
Ор-ор-ор, в зале выступает...
В) «Много-один».
Следующая игра называется «Много-один».
Я называю много предметов, а ты - один.
Шары- … комары…. пожары….помидоры… заборы-….моторы-…. топоры-… шнуры-…. ковры-…. костры- …
Г) «Назови профессии (скажи, кто это)».
Наш гость кот Фыр занимается тем, чем и положено заниматься котам — ловит мышей и крыс.
1 вариант. Послушай предложения. Назови профессии (скажи, кто это)».
(После правильного ответа педагог открывает картинку с изображением человека данной профессии и показывает ребёнку)
Управляет легковыми и грузовыми машинами.
Лечит детей и взрослых.
Работает в шахте, добывает уголь.
Играет в кино и в театре.
Выдает билеты в трамвае и автобусе.
Пишет музыку.
Выдаёт деньги.
Шофёр доктор шахтёр актёр кондуктор композитор кассир
2 вариант. А сейчас собери картинку и назови профессию. (Ребёнку предлагается собрать разрезную картинку - ПОВАР)
Д) «Повтори слова».
Послушай слова, повтори только те, в которых есть звук –Р-.
Шахтёр музыкант художник
Швея повар машинист
Доктор кассир сапожник
Кондуктор учитель санитар
Композитор садовник художник
8. Итог.Тебе понравилось заниматься с котом по имени Фыр?...Что тебе понравилось больше всего?.... Для нашего гостя я подготовила сюрприз. Отгадай, что это?
Пищевой продукт молочный
Не творог и не кефир.
Спрятался под коркой прочной
Ноздреватый вкусный …. (сыр).
Верно, это сыр. (Педагог выкладывает кусочек сыра).
Ты очень хорошо занималась. Нашему гостю понравилось с тобой играть, и он решил подарить тебе свой портрет. Ты раскрасишь его, вырежешь по линиям, и вставишь в рамочку. (Педагог даёт ребёнку фоторамку и рисунок с изображением кота).
Наше занятие закончено. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах. «В гостях у Песочной Феи» (старшая группа)
Конспекты индивидуальных занятий с использованием песочной игротерапии....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21456.jpg)
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-47562-1385990724.jpg)
Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"
В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-86662-1358784324.jpg)
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.
Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С
Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142630-1352739510.jpg)
Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"
Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....