Индивидуальное занятие по автоматизации звука -р-
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Черных Татьяна Васильевна

Конспект  индивидуального занятия

 для ребёнка   с  тяжёлыми речевыми нарушениями.

 

«Играем  с  котом по имени Фыр».

 

Автоматизация звука –Р- в словах с обратными слогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_fyr.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект  индивидуального занятия  

 для ребёнка   с  тяжёлыми речевыми нарушениями. 

«Играем  с  котом по имени Фыр».

Автоматизация звука –Р- в словах с обратными слогами.

Цель.  

Автоматизация звука [р]   в словах с обратными слогами. Расширение и закрепление представлений о профессиях людей.

Задачи. 

  1. Укрепление артикуляционной мускулатуры, коррекция нёбно-глоточной недостаточности. Формирование   правильного речевого дыхания:  выработка плавного, длительного выдоха. Совмещение навыка дыхания с навыками движения.
  2. Уточнить артикуляцию и произнесение
    звука [р].
  3. Развитие речевого внимания, фонематического восприятия. Упражнять в различение голосов детей, в определении наличия звука [р]   в словах.  
  4. Совершенствование  умения  произносить слова  сложной слоговой структуры   со стечением согласных  (шахтёр,  актёр, кассир кондуктор, композитор)
  5. Совершенствование  грамматического строя речи: закрепление навыка образования единственного числа существительных.
  6.  Развитие зрительного внимания и восприятия. Закрепление навыка составления разрезной картинки.
  7.  Развитие общей моторики, координации речи с движением.
  8. Формирование навыков сотрудничества,  взаимопонимания,  доброжелательности.

 

Оборудование.  

Логопедическая  игрушка  -кот.  Зеркало. Схемы  - алгоритмы  упражнений  для коррекции нёбно-глоточной недостаточности.  

Картинки для автоматизации звука –р-:  шар,   пар,    комар,  пожар, сахар, мусор, помидор,  хор, бор,  забор , мотор, мухомор, двор,   топор,  сыр, кефир, зефир,   командир, шнур, ковёр, костёр, веер,   катер, ветер.  

Вязанные игрушки – осьминоги  (для звукового анализа)-зелёные, красные, синие.

Картинки  с изображением  людей следующих  профессий: актёр,  шофёр,  шахтёр,   кондуктор,  доктор, композитор, кассир.  Разрезная картинка-повар.     Кусочек сыра. Картинка-раскраска «Кот». Фоторамка.

Аудиозапись-ребёнок произносит звук –р-. Магнитофон.  

1.Развитие двигательной сферы.  Расслабление мышц плечевого пояса.

(Педагог, обращаясь к ребёнку). 

У  нас  много гостей. Поздоровайся с ними.

Сегодня  вместе с нами будет заниматься кот   по имени Фыр.  Он очень любит играть, двигаться. Мы тоже с ним поиграем. Повторяй за мной движения.

Игра «Кот Фыр».

Вот открылась тихо дверь  

(небольшой наклон, движения  сначала одной, затем другой  рукой от себя в сторону)

И вошел усатый зверь      (двумя руками рисуем усы)

Потянулся сладко-сладко  (напряжение, руки вверх, потянуться)

И улегся под кроватку (расслабление, руки и плечи опустить).

Давай ещё раз повторим движения. (Повтор 2-3 раза)

А теперь возьми игрушку  и сядь   на своё место за стол.  Кота посади слева от себя.

  1. Упражнения для коррекции нёбно-глоточной недостаточности.

«Вкусное облако».  Во время прогулки, по дороге к нам,  Фыр  поднял голову и увидел, что по небу плывёт большое облако, похожее на кусочек сыра. Долго сидел он   с поднятой головой и всё жевал и жевал.  

-Попробуй и ты сделать так же. Для этого надо  поднять (запрокинуть)  голову и представить,  что ты ешь кусочек сыра или булочки.

-Выполни это упражнение.  ( Ребёнок выполняет  упражнение 2-3 секунды).

«Не выспался».  А  потом, не опуская головы,  Фыр, стал зевать.

 -Попробуй и ты позевать.    Для этого надо поднять (запрокинуть) голову. Широко открыть рот.  Язык лежит внизу.   Медленно  закрыть рот. 

- Выполни это упражнение.  ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).

- Затем кот   расправил шёрстку и проснулся и  отправился к нам на занятие. 

 «Сдуем снег».   Фыр  пришел к нам прямо с улицы и   на его шёрстке    ещё лежит снежок. Сейчас мы с тобой сдуем его.

1 Вариант упражнения. ( Педагог  рассказывает и показывает схематическое   изображение  действия)

Будем это делать так: глубокий вдох    ртом,   надуть щеки подержать воздух во рту и   мягко выдохнуть через сомкнутые губы. Посмотри, как это делаю я. (Педагог демонстрирует упражнение.)

-А теперь, ты сдуй снежок. ( Ребёнок повторяет упражнение -2 раза).

2 Вариант упражнения.  Наш гость весь в снегу.  Нужно  подуть на его шёрстку сильнее. (Педагог  рассказывает и показывает схематическое   изображение  действия).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Будем это делать так:   глубокий вдох    ртом,  задерживаем  воздух и   выдыхаем его через плотно  сжатые губы, произнося звук –п-.  

Чтобы  снежок  сдувался легче носик зажмём. Посмотри, как это делаю я. (Педагог демонстрирует).

-А теперь, ты сдуй снежок. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).

-А сейчас отпусти  носик и   попробуй сдуть снежок. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).

3.Упражнение на развитие навыков речевого дыхания.

«Согреем кота».  По дороге к нам кот Фыр   очень замёрз.    Мы с тобой согреем его.  

( Педагог  рассказывает и показывает схематическое   изображение  действия)

Будем делать это так: надо сделать тихий мягкий вдох через нос и  длительный плавный   выдох через рот  (беззвучно произнося  слог ха).  Греем     лоб,    щёки. (Педагог показывает упражнение).

-А теперь  ты,  согрей котёнка. ( Ребёнок повторяет упражнение 2-3 раза).

---во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;

— грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;

4. Коррекция звукопроизносительной стороны   речи. Артикуляция звука [р]   .

  Самое любимое слово нашего гостя это Мурррр. Чтобы верно его сказать, надо      правильно произнести звук Р.  

-Подвинь к себе зеркало, поставь  так, чтобы ты хорошо видела своё лицо.

-Будь внимательна, давай вспомним     как нужно  произносить звук –р-,  в каком положении должны находиться язык, зубы.

Инструкция педагога:

-Широко открой рот.

-Зубы на большом расстоянии.

-Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки  за верхними зубами.

-С силой подуй на кончик языка, чтобы он задрожал.

-Длительно произнеси звук Р.  

-Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.

(Ребёнок произносит звук [р])

5. Развитие фонематического восприятия.  

К нам на занятие пришли  твои друзья.  (Заходят три ребёнка из группы).

Они хотят с тобой поиграть.  Для этого встань из-за стола. Повернись к детям спиной.

Послушай задание: узнай по голосу, кто произносит звук Р.    (Дети произносят  по очереди произносят звук Р.  В  аудиозаписи  даётся произнесение  звука Р самим ребёнко ).

Вопросы:

-Скажи, кто произносил звук?....

-Чей это голос?

-Кто произносил звук?....

Молодец, ты правильно узнала свой голос и голоса   друзей. Ребята, а вам спасибо, вы можете идти к детям. (Дети уходят) 

6. Автоматизация з  звука – р- в словах с закрытым слогом.

А) «Подскажи конец слова,  повтори слово»

 Послушай следующее задание:  я  начну слово, а ты закончи его звуком  -Р-,  затем  повтори всё слово.

( Логопед начинает слово,  а ребенок договаривает  звук [р],  педагог выкладывает картинку,  ребёнок повторяет всё слово)

Слова:

ар шар  пар   комар пожар помидор сахар

ор хор забор мотор топор   двор мусор мухомор

ир, ур    сыр кефир зефир шнур командир

ер ковёр костёр бобёр

ер веер   катер ветер  

- Произнеси  имя нашего гостя…  Вспомни любимое слово кота…

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Назови первый звук в слове МУР?  Какой это звук: гласный или согласный?....Это твердый или мягкий согласный?  Каким цветом обозначают твёрдые согласные? Назови второй звук  в слове МУР.  Что ты можешь сказать об этом звуке? (Это гласный). Каким цветом обозначают гласные? Назови последний звук в слове МУР.  Какой это звук: гласный или согласный?....Это твердый или мягкий согласный?  Сколько звуков в слове МУР? Сколько гласных? Сколько слогов?  (Звуки обозначаются игрушками осьминогами)

Физкультминутка. Совмещение навыка дыхания с навыками движения.

 А сейчас мы отдохнём. Встань прямо, ноги на ширине плеч, одну руку подними вверх, другую опусти вниз. Вдохни носом, затем поменяй положение рук и с удлиненным выдохом произнеси звук «р-р-р-р-р».
Слова скороговоркой  произносит   педагог  (по строке) в паузах после  ребёнка

Чёрный-чёрный страшный кот,
Крался ночью у ворот.
В темноте горят глаза —
Он мышей и крыс гроза.
Мыши в норах затряслись,
Крысы в подпол забрались.
Кот - стрелою под забор.
Впереди — огромный двор.

 Б) «Доскажи слово со звуком –Р- в рифму».Развитие силы голоса.

Кот Фыр   очень любит слушать стихи. Послушай следующее задание: доскажи слово со звуком –Р-, так, чтобы получилось маленькое стихотворение.

Я  буду говорить тихо, а ты - громко.  

Ар-ар-ар, из чайника идёт...

Ар-ар-ар,  Вову укусил ...

Ар-ар-ар, в доме начался ...

Ор-ор-ор, на даче высокий ...

Ор-ор-ор, у машины завели ...

Ур-ур-ур, за телефоном тянется ...

Ир-ир-ир, Таня пьёт...

Ыр-ыр-ыр, мама покупает...

Ёр-ёр-ёр, папа чистит...

Ёр-ёр-ёр, машины водит...

Ор-ор-ор, в зале выступает...

В) «Много-один».

Следующая игра называется «Много-один».

Я называю много предметов, а ты - один.

Шары-  …  комары…. пожары….помидоры… заборы-….моторы-…. топоры-…  шнуры-…. ковры-…. костры- …

Г)   «Назови профессии (скажи, кто это)».

Наш гость кот  Фыр занимается тем, чем и положено заниматься котам — ловит  мышей и крыс.    

 1 вариант. Послушай предложения. Назови профессии (скажи, кто это)».

(После правильного ответа педагог открывает картинку  с изображением человека данной  профессии  и показывает  ребёнку)

Управляет  легковыми и грузовыми машинами.  

Лечит детей и взрослых.

Работает в шахте, добывает уголь.

Играет в кино и в театре.

Выдает билеты в трамвае и автобусе.

Пишет музыку.

Выдаёт  деньги.

Шофёр доктор  шахтёр  актёр   кондуктор  композитор кассир

2  вариант.  А сейчас собери картинку и назови профессию.  (Ребёнку предлагается собрать разрезную картинку - ПОВАР)

Д) «Повтори слова».

Послушай слова, повтори только те, в которых есть звук –Р-.

Шахтёр  музыкант  художник

Швея  повар машинист

Доктор   кассир  сапожник

Кондуктор учитель санитар

Композитор садовник художник

 

         8. Итог.Тебе понравилось заниматься с котом по имени Фыр?...Что тебе понравилось больше всего?....  Для нашего гостя я   подготовила сюрприз. Отгадай, что это?

 Пищевой  продукт молочный

Не творог и не кефир.

Спрятался под коркой прочной

Ноздреватый вкусный ….    (сыр).

 Верно, это сыр.   (Педагог выкладывает кусочек сыра).

Ты очень хорошо занималась. Нашему гостю понравилось с тобой играть, и он решил подарить тебе свой портрет. Ты раскрасишь его, вырежешь по линиям,  и вставишь в рамочку. (Педагог даёт ребёнку фоторамку и рисунок  с изображением кота).

 Наше занятие закончено.   Спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах. «В гостях у Песочной Феи» (старшая группа)

Конспекты индивидуальных занятий с использованием песочной игротерапии....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"

Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....