Недетские проблемы леворуких детей
статья по логопедии

проблемы леворуких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_levorukih_detey.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Одной из насущных проблем леворукости считается насильственное пе-

реучивание. Мы знаем о леворуких много и... почти ничего. На современном

этапе развития данной науки, тщательно анализируя различные исследова-

ния, ученые подтверждают, что не существует доказательств и сведений о

леворукости как патологии. Настороженность свойственна каждому челове-

ку, поэтому он относиться с опаской ко всему, что отличается от обществен-

ной картины восприятия. В наше время не настороженность, а любознатель-

ность, стремление понять и принять леворуких и узнать о них больше. Нау-

читься понимать различия и есть путь современного и цивилизованного от-

ношения к феномену леворукости. У ребенка левая рука становится ведущей

еще во время зарождения и развития плода в утробе матери. Головнoй мозг

человека состоит из левого и правого полушарий. У правшей правая рука яв-

ляется ведущей и доминирует левое полушарие. В период развития головно-

го мозга у плода в утробе матери иногда возникают некоторые изменения,

тогда левое полушарие становится более слабым, тогда правое полушарие

берет на себя ведущую функцию, и левая рука становится ведущей. Отмеча-

ется так же, что у леворуких людей лучше развиты функции левого глаза,

ноздри, уха, ноги. Ученые доказали, что левшество не является отклонением

от нормы и для беспокойства нет причин. Развитие и взросление леворукого

ребенка формируется в соответствии психологических и физических пара-

метров, а ребенок с ведущей левой рукой отличается от большинства право-

руких сверстников. При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от

переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому

вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия та-

кого вмешательства невозможно проконтролировать. Переучивание считает-

ся фактором риска потому, что вызывает нарушение баланса деятельности

полушарий мозга.

В результате переучивания левшей приводит к необратимым процессам:

нарушение сна; нарушение аппетита; головные боли (боли в животе); страхи;

энурез; заикание; тики; навязчивые движения; повышенная возбудимость,

раздражительность; укачивание в транспорте: повышенная чувствительность

к жаре, духоте, запахам; двигательное беспокойство, неусидчивость; вялость,

заторможенность.

До четырех-пяти лет дети во время приема пищи могут держать чашку в

правой или левой руке, так же они держат и ложку. Ощущая неловкость или

усталость, они перекладывают ложку из правой руки в левую, иногда держат

ложку попеременно то левой, то правой, также двумя руками дети держат

чашку. Таким образом, леворукие дети действует левой рукой, заменяя ее на

правую. В данный возрастной период – это можно считать нормой развития.

До этого возраста дети как бы пробуют, какой рукой ему удобнее совершать

те или иные действия. Конечно, педагоги и родители пытаются научить ре-

бенка держать ложку в правой руке. Если это не пoлучается у него, и малыш

испытывает неловкость в движениях, то не стоит действовать настойчиво.

Пусть действует той рукой, которой ему удобно.

Итак, не стоит переучивать ребенка-левшу действовать правой рукой,

ведь не поменяешь местами действующие функции полушарий головного моз-

га. Среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов, так как за

эмоции, образы, чувства отвечает правое пoлушарие. У леворуких развито аб-

страктное мышление, им сложнее логически рассуждать. Они более воспри-

имчивы к музыке, шумовым эффектам. Такие люди быстрее усваивают ин-

формацию, но им чаще требуется опора на визуальность. Мышление у них ин-

туитивное, большинству легче дается распознание вербальных стимулов, чем

невербальных. В разговорной речи чаще всего используется мимика, жесты.

Леворукие интуитивно ориентируются в окружающей среде, используя на-

глядность и предчувствия, хотя они часто путают левую и правую руки. Среди

левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев левша. Таблицу

химических элементов он увидел во сне. Проведенные научные исследования

доказали, что: интеллектуальное развитие левшей не отличается от интеллек-

туального развития праворуких. Даже многие левши показывали более качест-

венный результат. В различных стрессовых ситуациях левша менее подвержен

отрицательному влиянию, у него лучше получается сохранять спокойствие и

самообладание, при этом не терять положительного настроя. А это очень акту-

ально в нашем беспокойном мире, когда каждый день людям приходится пе-

реживать множество стрессов. В сложных ситуациях наших будней леворукие

люди быстрее находят решение проблемы, чем праворукие.

Наряду с этим, у ребенка левши при переучивании, часто возникают

проблемы с речью: задержка формирования лексико-грамматических катего-

рий, фонематического восприятия, умения производить звуко-буквенный

анализ (не узнавание буквы и звука на фоне слова, затруднение в определе-

нии последовательности звуконаполняемости слова), звукопроизношения.

Давно известно, что развитие речи напрямую связано с двигательной

подвижностью пальцев рук. Рекомендуется как праворуким детям, так и лево-

руким развивать пальцы рук уже с первого года жизни с помощью массажа.

Далее учить детей сгибать и разгибать пальчики, вращать кистями рук. Так же

полезны для развития различные пальчиковые гимнастики и игры.

В настоящее время существует множество различной детской и методической

литературы с такими играми. Нам всем хорошо знакома с детства народная

игра «Сорока-белобока». Также для развития мелкой моторики рук очень эф-

фективны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирaмидки, нанизыва-

ние бус, пуговиц и т. д. Необходимо в дошкольном возрасте детям больше ри-

совать, лепить, конструировать, вырезать. Кстати, сейчас продаются специ-

альные ножницы для левшей. Эти ножницы помогут ребенку-левше быстро

научиться правильно резать бумагу. Дело в том, что обычными ножницами

ребёнку с ведущей левой рукой очень трудно работать. Бумага у них не режет-

ся, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.

В дальнейшем, у ребёнка-левши возникают трудности при обучении

письму. Левая рука принимает неправильное положение, закрывается обра-

зец написания, а затем рука движется по написанному, и ребенок не видит,

что уже написал. Так как они держат ручку под другим наклоном, то не все

ручки пишут у ребёнка, а просто царапают бумагу. Поэтому на начальном

этапе дети-левши пишут не так аккуратно и медленно. Не рекомендуется

требовать от них быстрого и безотрывного письма. Необходимо помнить, что

для левшей освещение должно быть с правой стороны. Наклон тетради дол-

жен быть направлен вправо. Ручку необходимо научить держать примерно на

расстоянии 4-х см от наконечника, и ручка должна принимать направление

руки, т. е. быть ее продолжением. При организации рабочего стола необхо-

димо учесть индивидуальность и все особенности ребёнка-левши при письме

и чтении. При письме ребенок может изображать буквы и цифры зеркально,

то есть ребёнок пишет справа налево, еще левша может и читать справа на-

лево. Однако такие моменты возникают только на начальном этапе обучения

грамоте и достаточно быстро проходят. Так что надо запастись вниманием и

терпением к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.

Конечно, сложно родителям и педагогам с правой ведущей рукой обучать

леворукого ребенка, т. к. такие дети испытывают определенные трудности при

обучении и развитии. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помогать ма-

лышам не чувствовать себя подавленными, тревожными, не такими как все.

Хотелось бы порекомендовать, не заострять внимание на леворукости

ребёнка и не совершать никаких действий, что-либо изменить. Главное это

развить в ребёнке уверенность в собственных силах и возможностях. Взрос-

лым необходимо создать благоприятные условия для полноценного развития

маленького человечка, такого особенного и, наверняка, творческого и очень

талантливого.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Проблемы леворукости у детей

Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, постоянно притягивающей внимание....

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей. Особенности речевого развития устной речи у леворуких детей.

Леворукость ребенка отражает сложившуюся систему работы полушарий головного мозга. Принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Часто переученные дети имеют склонност...

Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"

Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"...

Проблемы переучивания леворуких детей

Автором представлен материал по проблемам, возникающим при  переучмвании левшей....