Проблемы леворукости у детей
статья на тему

Пьянова Елена Евгеньевна

 

     Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, постоянно притягивающей внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_levorukosti_u_detey.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ЛЕВОРУКОСТИ У ДЕТЕЙ.

     Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, постоянно притягивающей внимание.

Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12% из них леворуких. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких людей нарастает: в 1928 году среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4, 7% леворуких мужчин. В 1973 году число женщин – до 8,8%, мужчин – до10,4%.

К 1988году – 12,4% среди женщин, 13,9% среди мужчин.

     По данным отечественных авторов количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, т.к. в течение многих лет  леворуких детей в нашей стране переучивали, не думая о том, полезно ли это.  По данным нейрофизиолога А.А.Айрапетянц в 1987 году выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4.4% девочек и 4,1% мальчиков. По данным М.М.Безруких, в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%.

      Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают условия для нормального существования, обучения, получения профессии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить нижи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машины и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей.

У нас, к сожалению, этого нет, возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание.

      О леворуких мы знаем много и… почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь  же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.

     Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и длительную историю, причем события, действия и отношения, связанные с правым и левым в различных культурах, разделенных пространством и временем, очень похожи. Как правило, в различных культурах положительные качества соотносились с правым, отрицательные – с левым. Так, древние греки ассоциировали правое полушарие с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем и светом, добром. А левое – с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.

      Однако предрассудки живучи. «Я умом все понимаю, - объясняет мама леворукого мальчика, - понимаю, что это не порок, но смотреть, как он пишет левой рукой, не могу». Негативное отношение мамы скрыть трудно, ребенок это чувствует. А эта мама смотрит на леворукость так же, как представители народности йоруба в Нигерии, где до сих пор левую руку называют негодной, а леворуких считают ненормальными.

      Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. Еще в 1924 году доктор  невролог Капустин сделал вывод, что среди левшей могут быть вполне нормальные во всех отношениях дети, но чаще всего в ¾ случаях левша все - таки дегенерат.

      К сожалению, и сейчас бытует представление о связи между леворукостью  и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом % леворуких среди у.о. детей, среди детей с трудностями в обучении письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии  в развитии мозга, как и умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у сниженных интеллектуальных способностей может быть одна причина – патология развития, а у здорового левши могут быть блестящие способности.

      Считается, что леворукие – люди творческие, эмоциональные. Известные леворукие: математик Пифагор, древнегреческий ученый Аристотель, великие художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ньютон, Наполеон, Эйнштейн, Чаплин, Черчилль и Пикассо, актриса Джулия Робертс, Билл Гейтс.

По данным Семенович, среди детей с трудностями в обучении 70% леворуких.

Левшество – функциональная проблема, проявляется в моторной и сенсорной сфере.

Причины леворукости.

1. Генетическая (наследственная) предрасположенность.

У родителей правшей вероятность рождения леворукого ребенка 10%, у одного леворукого родителя – 20%, у обоих леворуких родителей – 50% вероятность.

2. Патология развития: внутриутробного, в момент зачатия – стресс у родителей, родовой стресс (обычно определяют наличием не менее двух факторов, среди которых  низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или  затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других)– может вызвать появление детей с особенностями в развитии нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма.

      Имеются данные, которые позволяют предположить, что патология в родах лишь наслаивается  на уже имеющееся латеральное предпочтение, т.к. еще до родов некоторые матери отмечают «особое беспокойство» будущего леворукого плода.

Велик среди них высокий % речевых нарушений. Отмечается, что не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них  также, как у детей-амбидекстров, имеющих «смешанную» моторную латерализацию, причиной, которой может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.

      Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

      Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм), отмечается значительное число леворуких.  Однако тут важно учитывать тот факт, что причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, которое травмировало личность ребенка, создавая ситуацию так называемого «декстра-стресса» (декстра – с латинского – правый, стресс – давление, напряжение)- стрессовых воздействий праворукой среды.

3. Социальные факторы. Так называемая вынужденная леворукость. Это могут быть бытовые травмы, нарушение нервно-мышечной регуляции в раннем детстве, особенно в период, когда идет интенсивное формирование двигательных функций. Бывает, возникает «ненасильственное» переучивание, когда деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. А может быть и наоборот.

4. Ухудшение экологии, что ведет к повышению числа патологий и росту леворуких детей. Здоровье детей начинает разрушаться  на самой начальной стадии своего формирования. Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду солями тяжелых металлов, таких как кадмий, молибден, хром, свинец, алюминий. Каждая из них губительна по-своему. Соли кадмия и молибдена ведут, например, к тяжелым расстройствам ЦНС. А ведь кадмий постоянно находится рядом. Он широко используется  в электроприборах и механизмах, в батарейках, резине, пластмассе, фотографиях.

Цинк сам по себе необходим и полезен (в том числе и для работы иммунной системы), но в соединении с хромом становится опасным канцерогеном, отравляющим весь организм в целом.

Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец (магний его выводит), а свинец – один из вредных металлов. Врачи называют его сильнейшим нейротоксином. Свинцовое отравление приводит к тяжелым нарушениям в работе ЦНС ребенка и становится причиной многих проблем в поведении. В частности, разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Даже небольшое количество свинца в крови способно вызвать  негативные изменения.

      По данным исследований в разных странах, в организме у ребенка часто содержится алюминий. Свинец еще опасен тем, что долгое время «не хочет нас покидать». По статистике, содержание свинца в атмосфере постоянно растет. Сейчас его в несколько раз больше, чем в начале 20 века.

Серьезную угрозу представляют и диоксины – очень ядовитые вещества, которые выбрасывают в атмосферу некоторые предприятия, занятые производством и обработкой хлорированных углеводов. Они могут вызывать злокачественные опухоли.

       Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000году (по данным Аллы Леонидовны Сиротюк), здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников.

        В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что это целесообразно делать  в  4-5 лет. Начиная с 16 – 20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 – 5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.  В 6-7 лет категорически нельзя менять руку (Корнев А.Н.)

Чтобы разобраться, почему левшу нельзя переделать в правшу, стоит вспомнить теорию двуполушарности. Оба полушария тесно связаны между собой  сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом.

Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции. У праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

Левое  полушарие

Правое полушарие

Логика, абстракция, символы

Эмоции, образы, чувства

Восприятие

Частичное, дискретное

В 4-5 лет лучше рисуют девочки.

Целостное, интегративное, целостная обработка информации

Аналитико – рассудочное (второсигнальное)

Эмоциональное, чувственное (первосигнальное)

Лучше воспринимает речь и ее смысловые аспекты

Кризис  одного года

Если в комнате шумно,    левополушарный будет спать лучше.

Лучше воспринимает музыку, шумы.

Правополушарный проснется на любой шум.

Кризис трех лет

Левополушарному нельзя читать, он хорошо воспринимает, следовательно, у него появляется интерес, трудно будет засыпать.

Так как любит эмоциональную окраску, если читать ему монотонно, то быстро заснет.

Хорошо воспринимает тихие звуки высокой частотности.

Хорошо воспринимает громкую музыку, низкие частоты. Это физиологично.

Переработка информации

Переработка информации более медленная в понятиях словесно-знаково-логической последовательности.

Переработка информации более быстрая, в образах, и процесс идет так - мгновенно чувственный анализ. Интуитивная ориентация в окружающем мире.

Эмоции

Положительный эмоциональный фон, оптимизм. Эмоции преимущественно внутреннего, импрессивного характера.

Отрицательный эмоциональный фон, пессимизм, преимущественно внешнего экспрессивного плана. Это художественный тип, литература, музыка.

Сознание

Центр сознания и контроля в левом полушарии, управление произвольными

психическими процессами.

Преобладание чувства индивидуальности, выделение себя из окружающей среды (я).

Центр подсознательных и бессознательных психических процессов (когда мы требуем сознательных действий, а они еще маленькие).

Преобладание чувства общности, слитности с природой и людьми (мы)

Речь

Центр языка и речи, знаковых систем, смысловая сторона речи.

Ответственный за чтение, счет, письмо, опора на согласные звуки

Интонационная сторона речи,  мимика, жестикуляция при речи. Опора на гласные звуки.

Проблема почерка

Почерк – одно из природных свойств.

Левосторонние – флегматики, лучше подчерк.

Обладают повышенной моторной активностью, реактивны, неусидчивы, почерк хуже.

Проблемы дисграфии. Больше ошибок у правополушарных.

Мышление

Логическое, рациональное, абстрактно-логическое. Формальное программирование. Техническое, философское направление. Дедукция (определенное свойство мышления, т.е. выделение частного). Оперирование цифрами, мат. Формулами и другими знаковыми системами.

Эмоциональное, наглядно-образное, интуитивное, спонтанное. Интуиция – свойство мышления (образование общего). Использование предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров.

Менделеев – правополушарный. Таблицу увидел во сне.

Память

На цифры, формулы, слова. Произвольная память.

Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная, непроизвольная.

Интеллект

Вербальный, словесный, логический компонент. Приверженность к теории.

Вербальный интеллект – обучение.

Невербальный интеллект. Индивидуальный  компонент. Приверженность к практике.

Невербальный интеллект – природные способности.

       Тесты для определения ведущей руки.

1. Переплетение пальцев. У правшей сверху ложится большой палец, у левшей-левый.

2. Поза Наполеона. У правшей правая  кисть лежит сверху на левом предплечье.

3. Аплодисменты.

4. Одновременные действия обеих рук – рисование квадрата, круга, треугольника.

Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.

      Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой и  левой рукой. Нередко он начинает рисовать или писать и правой, и  левой рукой, перекладывает ручку или карандаш из одной руки в другую, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.  Часто позиция взрослых, – какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет. Но одно дело – выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое  функциональное превосходство».

По данным французских  ученых, в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей.

Но есть дети – амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях.

Разнообразие вариантов создает сложности  при выборе руки для письма.

Возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило – это дети – левши, но дома или в детсаду переучивали в раннем детстве, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет  легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково и левой и правой. Причиной может служить травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить писать правой рукой.

                                                                                                                            Пьянова Е.Е.

Литература:

 1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., и др. Готов ли ребенок к школе?  

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-Граф, 2005. 
  3. Брагинский В. Почему не каждому дается грамота// Интернет.

4. Деглин В.Л. Функциональная ассиметрия – уникальная особенность мозга человека// Интернет. 
5.  Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М Психофизиология ребенка: Психофизио-логические основы детской валеологии.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000 
   6.  Межполушарная ассиметрия// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.

7. Николаева Е.И. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 
  8.  Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии// Интернет.

      9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.

10. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988.  

11. Леутин В.П. Адаптационная доминанта и функциональная асимметрия мозга // Вестник Российской академии медицинских наук. – 1998.

12. Лобные доли и регуляция психических процессов.  Ред.  А.Р. Лурия, Е.Д. Лурия, Е.Д. Хомская. –  М.: Изд-во МГУ, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворукость у детей

Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человечка... левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам зубы, держит за обедом ложку, перелистывает страни...

Леворукость у детей

Консультация для педагогов и родителей...

ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети пишут и рисуют не правой, а левой рукой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачу. Ещё два или три поколения назад на левшу...

Консультация для родителей Леворукость у детей

Леворукость у детей   Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Еще дв...

Недетские проблемы леворуких детей

проблемы леворуких детей...

Феномен леворукости. Выявление леворукости у детей 3-7 лет.

Феномен леворукости. Выявление леворукости у детей 3-7 лет....