Конспект НОД "Загадки Снежной Красавицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zagadki_snezhnoy_krasavitsy.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №  17     компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга

                     Конспект НОД «Загадки Снежной Красавицы»

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, квалифицированная коррекция детей с ограниченными возможностями, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированные, игровые

                                                                                                Учитель-логопед

                                                                                                   Филиппова В. Г.

 

Цели занятия.

Коррекционно-образовательные:

- учить подбирать подходящие по смыслу слова, слова-синонимы и антонимы, составлять с ними предложения с противительным союзом «а»;

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- устанавливать последовательность слов в коротких предложениях.

Коррекционно-развивающие:

- расширять, активизировать словарь по теме;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

- подбирать действия к названиям предметов;

- закреплять образование прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период;

- воспитывать умение слушать вопрос до конца и отвечать на него полным предложением;

- воспитывать самоконтроль за произношением поставленных звуков.

Оборудование.

Снежинки из бумаги и картона большие и маленькие, предметные картинки, карточки-схемы со значением предлогов, игрушка-«комок снега», картинка со снеговиками, цветные фишки для звуковой схемы, домик, кукла «Снегурочка».


Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Показывает конверт.) Вы узнаете, что там, если отгадаете загадку:

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки

Эта снежная пушинка,

Серебристая ….

Дети:

- Снежинка!

Л. достает из конверта «снежинку».

- Её прислала нам Снежная Красавица, а еще она отправила другие загадки. Если мы с ними справимся, то увидим саму снежную Красавицу.

2. Игра «Какие слова подходят к картинке?»

Л.:

- Вы справились с этим заданием. – прикрепляет маленькую снежинку к ковролину. И далее после каждого выполненного задания прикрепляется снежинка.

3. Подбор слов, похожих по звучанию и смыслу на слово «снег» (родственные слова).

Подходят к стенду с картинками.

Л.:

- А здесь мы найдем «снежные» слова. Назовите их.

Дети называют: снег, снегопад, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегокат, снегоход, снегирь. Логопед помогает назвать слова «снежный», «снежная», «снежное» по картинкам «ком», «горка», «облако».

Л.:

- У нас получилась целая семейка «снежных» слов. – прикрепляет еще одну «снежинку».

4. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Л.:

- Скажите, какой цвет зимой самый главный и почему?

Д.:

- Белый, потому что всё в снегу.

Л.:

- Про что можно сказать «белая»? «Белое»? «Белый»? «Белые»?

Дети по картинкам подбирают слова «снежинка», «шапка», «шуба»; «ведро»; «снег», «сугроб», «шарф», «снеговик»; «перчатки», «комки», «варежки». Ставится еще одна «снежинка».

5. Усвоение категории предложного падежа с предлогом «на». «Где это бывает?»

Л.:

- Всё вокруг белое от снега. Скажите, на чем лежит снег?

Д.:

- На дороге, на домах, на земле, на деревьях, на машинах, на окнах, на людях, на скамейках, на площадках…

Л.:

- Какое «маленькое» слово вы сейчас говорили?

Д.:

- «Маленькое слово» «на».

Л.:

- Покажите мне это слово.

Дети находят среди символов-схем предлогов соответствующий предлогу «на».

- А теперь ответьте на вопросы Снежной Красавицы, используя слово «на».

Где лежит снежинка?

Где висит сосулька?

Где замёрз лёд?

Где катаются дети?

Где висит игрушка?

Где слепили снеговика?

Где стоят санки?

6. Пальчиковая гимнастика.

Л.:

- Снежинки холодные, и руки наши немного замерзли. Сдуем с них снежинки (дуют узкой струйкой на ладони), подышим тёплым воздухом (выдох на ладони через широко открытый рот). Наденем тёплые перчатки (массируют каждый палец, начиная с мизинца) на левую руку, потом на правую. Стряхнем с перчаток снег (проводят другой рукой по обеим сторонам ладоней, опустили кисти и слегка потрясли).

7. Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Л.:

- Выглянул солнечный лучик. Снежинки засверкали, стали ещё красивее. Давайте наши «зимние слова» ласково. Передавайте снежинку друг другу, чтоб она не успела растаять, и называйте при этом «ласково» слово, которое я вам скажу.

Снег – снежок, ветер - …, мороз - …, сугроб - …, холод - …, лёд - …, белый - …, пушистый - …, мягкий -..., короткий - …, тёплый - …, холодный - …, тонкий - … .

- Снежинка не успела растаять от ваших теплых слов. А слова могут быть теплыми?

Как по-другому можно сказать? (ласковые, приятные, добрые). Это слова-приятели, они дружат друг с другом. Давайте и нашим зимним словам найдем друзей. Мороз – холод, туча - облако, метель – вьюга, веселится – радуется, светлый – белый, облачное – пасмурное, рассыпчатый – мягкий, искристый – блестящий, грязный – серый, холодный – морозный, крепкий – сильный, липкий – мокрый.

8. Физминутка.

Снег сегодня шел с утра.            Поднять руки вверх и медленно опускать 

                                                       их, быстро пошевеливая пальцами.

Рада снегу детвора.                     Хлопают в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках      Руки вверх, ладони параллельно друг 

                                                       другу, плавные движения вправо-влево.

На носах и на ладошках.             Дотрагиваются до носа. Показывают

                                                       ладошки.

Ветер ветками играет,                 Руки вверх, покачивают ими.

Снегом землю засыпает.             Опускают, плавно двигая кистями рук

                                                       вправо-влево.

Сыплет снежная пороша            «Снег».

Прямо в детские ладоши.           Хлопают в ладошки, затем показывают

                                                      их.

Л.:

- Ребята, какой может быть снег?

Д.:

- Белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, блестящий, липкий…

Л.:

- А какой должен быть снег, чтоб можно было из него лепить?

Д.:

- Липкий, влажный.

Л.:

- Давайте слепим по комочку (изображают лепку).

Давай, дружок, смелей, дружок,    Идут по кругу друг за другом,

                                                           изображая,

Кати по снегу свой снежок.           что катят перед собой «снежок».

Он превратился в толстый ком,    «Рисуют» руками ком.

И станет он снеговиком                 «Рисуют» снеговика из трех кругов

                                                          разного размера.

Его улыбка так светла!                   Показывает руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.         Показывают глаза, прикрывают голову

                                                           ладошкой, встают прямо, держат

                                                           воображаемую метлу.

9. Подбор слов-антонимов.

На картинке – два снеговика.

Л.:

- Посмотрите, какие снеговики у нас получились! Одинаковые они? Чем они отличаются?

Д.:

- Слева снеговик веселый, а справа грустный. Один снеговик большой, другой маленький. У этого снеговика руки длинные, а у того короткие. Шарф широкий – узкий. Шляпа высокая – низкая. Глаза светлые – тёмные.

Л.:

- Какие слова мы назвали сейчас, когда сравнивали снеговиков?

Д.:

- Слова-«неприятели».

10. Подбор слов-действий.

Л.:

- Ребята, у на сесть хороший ком снега. Давайте его покатаем и поиграем в «Кати-говори».

Дети подбирают действия к словам: солнце – светит, прячется; ветер – дует, воет, задувает; мороз – трещит, щиплет, кусает; метель – вьется, бушует, метёт; снег – летит, падает, идёт; дети – гуляют, катаются, играют, веселятся, смеются…

11. Звуковой синтез обратного, прямого слогов, слова из трёх звуков.

Л.:

- Снежная Красавица прислал ещё волшебные льдинки. Какого они цвета?

Д.:

- Красного и синего.

Л.:

- Что мы обозначаем этими цветами?

Д.:

- Гласные и согласные звуки.

Л.:

- Льдинки звенят. Давайте послушаем их песенки и «нарисуем» их на снежных дорожках. Соедините звуки «о», «м». Что получилось? («Ом».) Какого цвета будет первая льдинка? (Красного.) Почему? (Потому что «о» - гласный звук.) Вторая? (Синего, потому что «м» - согласный звук.)

Аналогично – синтез и анализ слога «ко». Дети выкладывают графические схемы слогов на белых полосках бумаги из прозрачных пластиковых фигурок.

Л.:

- Мы нарисовали «песенку» «ко». Если добавим «м», что получится? Сколько звуков в слове «ком»? Какую льдинку нужно добавить?

12. Анализ предложения.

- Нам нужно проложить дорожку к домику. Путь у нему закрыт сугробами. Сколько вы видите сугробов? (Четыре сугроба.) Послушайте: «Выпал белый пушистый снег.» (При каждом слове показывает на сугроб.) сколько слов я сказала? Какое слово первое? («Выпал».) Уберём первый сугроб. Что осталось? («Белый пушистый снег».) А сейчас первое слово («сугроб»)? («Белый».) Уберём этот сугроб. Сколько слов-«сугробов» осталось? (Два.) Назовите их. («Пушистый снег».) Какое следующее слово убираем? («Пушистый».) И осталось? («Снег».) Убрали последний сугроб – открывается небольшой домик.

13. Окончание занятия.

Л.:

- Кто может сосчитать, сколько снежинок у нас появилось? (11 снежинок). Вы справились со всеми заданиями Снежной Красавицы. – достаёт из-за домика куклу Снегурочку. – Узнаёте, кто это?

Дети называют её (знакомы с русской народной сказкой «Снегурочка»).

Л.:

- Снегурочка дарит вам зимние картинки и говорит, что настоящая зимняя красавица у нас за окном. А что сейчас за окном?.. Зима ещё долго нас будет радовать, а с вами мы прощаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Русская красавица рябина"

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы (на основе интеграции изобразительной деятельности и ознакомлением с окружающим миром)...

Конспект занятия «Веточка красавицы Рябинки».

В конспекте описано изготовление поделки в технике оригами....

Конспект занятия «Веточка красавицы Рябинки».

В конспекте описано изготовление поделки в технике оригами....

«Зимушка-Зима, снежная красавица!»

Формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период. Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников. Обогащение социального опыта ребенка чере...

«Снежная красавица»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое ...

Методическая разработка для детей средней группы «Снежная красавица»

Данная методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Поможет педагогам в игровой форме провести опытно-экспериментальную работу по знакомству детей с состоянием воды зи...

Конспект НОД для детей старшей группы «Снежная красавица»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетиче...