«Снежная красавица»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Андреева Ольга Ивановна

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие:

* Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.

* Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.

* Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Познавательное развитие:

* Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

* Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

* Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Речевое развитие:

* Способствовать формированию связных монологических высказываний, развивать слуховое внимание.

* Обогащать словарь детей.

Художественно- эстетическое развитие:

* Продолжать совершенствовать умение рисовать гуашью и красками. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Физическое развитие:

* Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.

* Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.

Материал:

Картинки  с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид.игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т.д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др.мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз.композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

1.     Беседа о зиме.

* Дети сидят на паласе на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Какие зимние признаки вы знаете?

* Дети называют признаки зимы и прикрепляют их на мольберте.

* Воспитатель задает вопрос и прикрепляет соответствующую картинку на мольберте.

- Как называются кучи снега на земле?(сугробы)

- Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий,  мягкий и т.д.)

- Из чего состоит снег? (из снежинок)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.(снежинка)

2.     Физминутка.

Я мороза не боюсь! (грозят пальцем)

С ним я крепко подружусь! (ладони скреплены)

Подойдет ко мне мороз. (ходьба на месте)

Тронет руку, тронет нос!(показывают)

Значит, надо не зевать:

Бегать, прыгать и скакать! (прыжки на месте).

Опытно- экспериментальная деятельность.

* Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Слышал я , что вы здесь говорите о зиме, о снеге, о снежинках. Посмотрите, что я вам принес.

* Незнайка приглашает детей за большой стол. Выкладывает на стол банки, наполовину наполненные водой.

Дети рассматривают воду и убеждаются, что через воду все видно. Затем Незнайка в каждую банку бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и т.д.) , предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет- вода прозрачная, не имеет запаха, но ее можно сделать цветной, если добавить в нее краску. Дети набирают разную краску кисточками и растворяют ее в банках с водой. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем Незнайка обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно, из такой воды можно сделать цветные льдинки. Незнайка разливает воду по формочкам.

Незнайка: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед). В следующий раз я покажу вам, что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!

5.     Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.* Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

6.     Рефлексия.

Выставка рисунков.

Дети рассматривают узоры на рисунках, отмечают сходства и различия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация снежных фигур на конкурс "Снежный городок"

В презентации показана работа   коллектива детского сада при подготовке к конкурсу снежных фигур. ...

«Зимушка-Зима, снежная красавица!»

Формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период. Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников. Обогащение социального опыта ребенка чере...

Конкурс снежных фигур:"Снежный бум."

Зима - это одно из прекрасных времен года. На  участках детского сада появляются сказочные персонажи.В этом году наши дети слепили из снега красивую кошечку "Мурку".Создание снежных пос...

Конспект НОД "Загадки Снежной Красавицы"

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка для детей средней группы «Снежная красавица»

Данная методическая разработка ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Поможет педагогам в игровой форме провести опытно-экспериментальную работу по знакомству детей с состоянием воды зи...

Конспект НОД для детей старшей группы «Снежная красавица»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетиче...