Картотека игр и упражнений при работе с песком.
картотека по логопедии

Шмитгейслер Мария Александровна

картотека игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  упражнений и игр с песком.

  Использование игр с песком является очень эффективным средством в образовательной  и коррекционно-развивающей работе с детьми. Я использую упражнения с песком  в индивидуальной логопедической работе,  и как элемент подгруппового занятия,  в процессе которых решаются многие  логопедические задачи:

  1. Развитие дыхания;
  2. Регуляция мышечного тонуса;
  3. Автоматизация звуков;
  4. Развитие фонематических представлений;
  5. Формирование слоговой структуры слова;
  6. Совершенствование грамматического строя речи;

            7 . Развитие  связной речи.

              В картотеку,  для удобного использования, я собрала упражнения и игры разных авторов, какие-то упражнения были смоделированы  мною  в процессе игры с ребенком,  а что-то целенаправленно разрабатывалось для решения определённых коррекционных задач.

Упражнения на развитие  дыхания

  При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

   «Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке.

   «На встречу к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной, плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.

  «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (животное, человечек). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает ее, помогая герою продолжить свой путь.

  «Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

  «Что под песком?»- На  дно песочницы подкладывается картинка,  стекло песочницы засыпается тонким слоем песка. Раздувая песок через соломинку, ребенок открывает изображение.

«Сдуй с буквы». На  дно песочницы подкладывается карточка с буквой. Гребенкой по поверхности стекла формируются волны, чтобы просвечивалась буква.

 Песок сдувается ребенком через трубочку по контуру буквы.

«Следы»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается игрушечная  лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Дорога»-от игрушечной машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Секрет» В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

      Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

  • - положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • - погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • - погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • - погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • - погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
  • -при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
  • «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.

-Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.

Игры и упражнения на совершенствование мелкой моторики.

  • «Песочный круг» - пальцами нарисовать с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше – и до тех пор, пока в центре кругов не образуется точка. Далее предложить ребенку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т.д.
  • «Необыкновенные следы»:
  • - «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  • «жучки, паучки» - ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
  • «Узоры на песке». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.
  • «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек – пусть малыш ее отремонтирует.
  • «Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.
  • «Вслепую». Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.

  «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет   песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

           Упражнения на автоматизацию изолированных звуков.

«Сильный мотор» - произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик» - произносить звук [р] мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песок игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок произносить этот звук, засыпая ее.

«Дорожка» - «прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические фигуры), произнося коррегируемый звук.

«Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки с коррегируемым звуком так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком/ затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть данный звук. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой

  • На  дно песочницы подкладывается картинка, поверхность стекла засыпается песком. Одним, двумя или тремя пальцами  (кисточкой) сдвигается песок с картинки и проговаривается ребенком необходимый звук: С-С-С-С.

  • На  дно песочницы подкладывается картинка со звуковой дорожкой «Песенка комара»…..

       Логопедом обмечается старт звуковой дорожки. Далее ребенок продолжает своим пальцем дорисовывать  дорожку в произвольной форме пропевая «Песенку комарика»: З-З-З….

Можно использовать  прием «Рука в руке», а в дальнейшем ребенок выполняет задание самостоятельно.

  • На дно песочницы подкладывается  карточка с буквой. Задание: «Возьми в кулачок  песок и насыпь его по контуру произнося  при этом  звук: «с-с-с-с».
  • Рисуем гласные буква на красном фоне разными способами (камушки, пуговицы, фасоль)
  • На  дно песочницы подкладывается  карточка с буквой или другим необходимым контуром. Гребенкой на стекле формируются волны, чтобы просвечивалась  буква.

 Прорисовывается контур буквы пальцем ребенка или кистью для рисования.

Можно выложить букву             или контур на карточке     цветными камушками, пробками.

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

«Подарки Соне и Мише» - песочница делится перегородкой на две части. Ребенок дарит предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками девочкам (Соне со звуком «С» или Маше со звуком «Ш»).

 «Мой город» - подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.

«Выложи бусы» - ребенок выкладывает на песке бусы из цветных камешков (красные, синие, зеленые) в зависимости от того, какой звук он услышал в слове.

«Клад» - логопед закапывает в песок зеленые, синие, красные камешки. Ребенок достает камешек и в зависимости от цвета камешка называет слова на данный звук (гласный, согласный твердый, согласный мягкий).

«Водолаз» - со дна песочницы с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

«Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

          Игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова.

«Следы на песке» - сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

«Гора» - ссыпать из кулачка столько кучек «гор», сколько частей в слове и посчитать.

«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), или выкладывает камушками, сколько слогов в слове.

Игры и упражнения на совершенствование лексико-грамматического строя речи.

«Чего не стало» - логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребенок узнает, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род.п., ед. или мн. числе.

«Лодочка» - создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

- приставочных глаголов (отъехать, подъехать, пристроили, надстроили);

- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

«Подбери слово» - находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

«Цветные дорожки»

  • На дно песочницы подкладывается цветной картон. Стекло засыпается песком. Ребенку предлагают сдуть или смахнуть песок с дорожки , на которой будут располагаться все предметы заданного цвета (красного).
  • Ребенок располагает на дорожке предметы, называя их с прилагательным.
  • В игре отрабатывается согласование существительного с прилагательным. Можно работать в паре, с двумя дорожками.

 «Найди пару»

Парные картинки на некотором расстоянии  раскладываются на  дне песочницы. Промежуток между картинками засыпается песком. Ребенок ищет пару рисуя дорожку по песку пальцем  кисточкой, камушками и др.

Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощутить себя успешным.

Упражнения на развитие Связной  речи

   При рисовании картины из песка можно отработать умение строить простые предложения.

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Катя держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

 «Что под песком?»- На дно песочницы подкладывается картинка. Стекло засыпается песком. Ребенку предлагается смахнуть песок с картинки кистью, гребнем, ладонью открывая изображение. Логопедом  проводится беседа по картинке.

 «Угадай-ка» - ребенок закапывает в песок предмет и описывает его, не называя. Логопед должен догадаться о каком предмете идет речь.

«Найди и опиши игрушку» - ребенок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

«Две игрушки» - ребенок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.

«Нарисуй и расскажи» - ребенок создает картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

«Покажи сказку» - ребенок составляет рассказ по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Благодаря использованию игр с песком, у детей возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными и сами занятия проходят более увлекательно и интересно. Играя с песком, ребенок освобождается от напряжения  и беспокойства, так свойственного детям нарушениями речи.

Обучение грамоте.

«Найди буквы и назови» - логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребенок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнять, давая инструкции типа: - «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово» - ребенок достает спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай, напиши слово» - логопед пишет слово на песке. Ребенок читает. Затем меняются ролями.

«Буква потерялась» - ребенок 7 лет «пишет» на песке слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

«Добавь деталь» - логопед «пишет на песке букву упустив один элемент. Ребенок добавляет недостающий элемент буквы и называет ее.

«Волшебник» - ребенок лепит букву из песка, сгребая его ребрами ладоней, а затем превращает ее в другую (например букву А превращает в букву Л)

 Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

 Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

 При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений для работы с коррекционными группами

В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах....

Картотека динамических упражнений для работы с коррекционными группами

В данной публикации содержится большая подборка динамических игр, используемых на занятиях в коррекционных группах....

" Музыкальные игры, упражнения"/ опыт работы/

Музыкальные игры, упражнения, приговорки для детей дошкольного возраста, из опыта работы....

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...

Картотека Игры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп детей.

КартотекаИгры-упражнения по психогимнастике для разных возрастных групп детей....

Картотека "Игры - упражнения на развитие коммуникативных способностей детей 2-3 лет"

   Цель: формирование коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе организации игровой деятельности. Задачи: Подобрать и систематизировать методическое и дидактическое обе...

Дидактические игры-упражнения по работе с песком

Дидактические игры-упражнения по работе с песком...