Автоматизация звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Марина Владимировна Полушина

Автоматизация звука Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука Р24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: автоматизации звука [р] в слогах и словах на материале лексической темы «Зима. Зимующие птицы».

Цель: автоматизации звука [р] в слогах и словах на материале лексической темы «Зима. Зимующие птицы».

Основные задачи:

Образовательные:

  1. систематизировать и закреплять представления о времени года «зима», о зимующих птицах;

Коррекционно-развивающие:

  1. работать над автоматизацией звука [р] в слогах и словах;
  2. расширять и систематизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»;
  3. развивать мелкую моторику рук (кинестетический праксис).

Воспитательные:

  1. воспитывать усидчивость, трудолюбие и интерес к занятиям.

Оборудование занятия: снежинки; картинки с изображением птиц (воробей, ворона, синица, сорока); колокольчик; коробка; елка из ткани; липучки; игрушки для елки из картона; конверты; шарики для игры «Собери шарики».

План занятия:

  1. Организационный момент «Потерянные шарики».

  2. Основная часть:

  1. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

  2. Голосовая гимнастика «Согреем ручки».

  3. Артикуляционная гимнастика «Чай с вареньем».

  4. Развитие фонематического восприятия (игра «Ловишки»).

  5. Автоматизация звука [р] в слогах (игра «Повторяшка»)

  6. Автоматизация звука [р] в словах (игра «Повтори за мной»).

Физминутка «Снег»

  1. Работа над автоматизацией звука [р] в словах (игра «Собери шарики»).

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

  1. Развитие мелкой моторики (игра «Украсим елочку»).

  1. Подведение итогов занятия.

Речевой материал:

существительные: снежинка, зима, сорока, ворона, синица, воробей, снег;

прилагательные: холодный, зимний;

глаголы:лететь.


Ход занятия

Деятельность дефектолога

Деятельность ребенка

1. Организационный момент «Потерянные шарики»

Здравствуй, Ксюша. Как твои дела? Это хорошо, потому что сегодня у нас будет очень необычное занятие. Ксюша, скажи, пожалуйста, какая сейчас пора года? А какой сейчас месяц?

Правильно. А какой самый главный праздник зимой? Правильно, Новый год. А какое дерево украшают на новый год?

Сегодня я хотела попросить тебя помочь мне нарядить елку, но вот беда – я забыла, где лежат все елочные украшения. Если ты выполнишь все задания, то мы найдем их. Будешь мне помогать?

Прежде, чем мы начнем, ответь мне на один вопрос: куда улетают птицы зимой? Правильно. А все ли птицы улетают в теплые края? А где же тогда остальные птицы? А как назвать одним словом птиц, которые остаются у нас на зиму? Правильно. Вот как раз эти зимующие птицы и будут помогать нам искать украшения для елки.

Хорошо

Зима. Декабрь

Новый год

Елку

Да, буду

В теплые края

Нет. Они остаются зимовать

Зимующие.

2. Основная часть

2.1. Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Ксюша, вот ты мне сказала, что теперь зима. А почему ты так решила? Правильно. Посмотри, какая у меня красивая снежинка. Давай подуем на нее. Сначала тихонько. Теперь сильнее. А теперь еще сильнее, будто вьюга налетела и закружила снежинку.

2.2. Голосовая гимнастика «Согреем ручки»

Ксюша, скажи, зимой на улице холодно или тепло? А ручки у тебя мерзнут, когда ты идешь по улице? А давай их согреем. Дыши на ручки «ху-ху-ху-ху-ху». Грей ручки, чтобы не замерзнуть.

2.3. Артикуляционная гимнастика «Чай с вареньем».

Ксюша, а ты пьешь дома горячий чай, чтобы согреться? А покажи из какой чашки ты пьешь чай. Сделай мне из язычка чашечку.

А чай пьешь с вареньем? Покажи, какое вкусное варенье ты кушаешь.

2.4. Развитие фонематического восприятия (игра «Ловишки»)

Ксюша, ты знаешь, кто это? Правильно. Она принесла тебе коробку. Открывай. Что это? Правильно. С его помощью мы будем ловить непослушные звуки. Я тебе буду называть звуки и слова, а ты, если услышишь звук [р], звони в колокольчик и лови слово. За каждое пойманное слово будешь получать красивую снежинку.

Д, М, Р, С, Т, Р, Ш, РА, МА, ОШ, УС, УР, РАК, МАК, СЛОН, РОЗА, СТОЛ, ЛАК, РУКА, ЛАМПА, ВЕДРО, БЕЛКА, ЗАБОР.

Молодец. Все звуки словила и целую коробку снежинок собрала. Ворона дарит нам конверт с игрушками для нашей елки.

2.5. Автоматизация звука [р] в слогах (игра «Повторяшка»)

Посмотри, Ксюша. Ты знаешь, кто это? Правильно. Это один из наших помощников. Он принес нам конверт с подарком. Но воробушек просто так не отдаст нам конверт. С ним надо поиграть.

Скажи, ты умеешь повторять? Вот сейчас мы это и проверим. Слушай внимательно и красиво повторяй за мной.

РА-РА-РА

РЫ-РЫ-РЫ

РА-РА-РО

РЫ-РУ-РУ

АР-АР-АР

УР-ИР-ИР

РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ

РО-РЫ-РО

РУ-РА-РА

ОР-ОР-ОР

ОР-АР-ОР

Умничка. Все красиво и правильно повторила. Открывай конверт.

2.6. Автоматизация звука [р] в словах (игра «Повтори за мной»)

Посмотри, кто к нам прилетел. Кто это? Правильно. У нее тоже для нас есть задания. Если хорошо справишься, синичка отдаст тебе шарики для нашей елки. Слушай внимательно и повторяй за мной.

РА-РА-РА - начинается игра.

РУ-РУ-РУ - в роще бродит кенгуру.

РЫ-РЫ-РЫ - Жора прыгает с горы.

РО-РО-РО - быстро строится метро.

АР-АР-АР - Роме нравится загар.

УР-УР-УР - у розетки черный шнур.

ИР-ИР-ИР - в кружке с сахаром кефир.

ОР-ОР-ОР - красит Верочка забор.

РА-РА-РА - вот и кончилась игра.

Молодец, справилась. Вот тебе конверт. Открывай.

Физминутка «Снег»

Ну, что ж. Чтобы не замерзнуть зимой, нам надо согреться.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

Молодец. Отдохнула? Согрелась? Тогда давай продолжать.

2.7. Работа над автоматизацией звука [р] в словах (игра «Собери шарики»)

Посмотри, к нам прилетел ещё один помощник. Кто это? Правильно. Она нам тоже принесла игрушки для украшения нашей елки. Вот только все игрушки нам не нужны. Видишь, на каждой игрушке картинка. Нам надо отобрать только те шарики, на которых есть картинка со звуком [р]. Понятно?

Молодец. Эти шарики мы отдадим сороке, а взамен она дала нам вот эти.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Все игрушки собраны. Но прежде, чем украшать нашу елку. Давай разомнем пальчики.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

2.7. Развитие мелкой моторики (игра «Украсим елочку»)

Теперь давай приступать к украшению нашей ёлочки.

Потому что лежит снег

Дует на снежинку

Холодно.

Мерзнут

Произносит «ху-ху-ху-ху-ху»

Да, пью

Упражнение «Чашечка»

Упражнение «Варенье»

Ворона

Это колокольчик

Открывает конверт

Это воробей.

Да

Открывает конверт и достает новогодние игрушки

Это синица.

Открывает конверт и достает новогодние игрушки

На носках руки вверх

Приседания

Встать, руки в стороны

Обхватить себя руками

Покачивания в стороны, руки согнутые в локтях

Пальчик к губам, шепотом

Сорока.

Выполняет упражнение

сжимают и разжимают кулачки

на каждое название птицы загибают по пальцу

сжимать и разжимать кулачки

Украшает елочку

3. Подведение итогов занятия.

Вот какая красивая елочка у нас получилась. А давай вспомним тех птиц, которые помогали нам искать украшения для нашей ёлочки.

Ты молодец, Ксюша, справилась со всеми заданиями, нарядила красивую ёлочку. А под ёлочкой тебя ждет подарок.

Понравилось занятие?

Занятие закончено.

Называет птиц на картинках

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....