Конспект "В поисках Золотой Рыбки""
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Логопедическое занятие  в старшей речевой группе по развитию фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tekst_2020.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 17 компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ

«Современные игровые технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с ТНР»

                                                             Конспект НОД в

                                               старшей логопедической группе

                                                      «В поисках Золотой рыбки»

                                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                                    учитель-логопед

                                                                                                                     Филиппова В.Г.

                                                                                     

   

                                         

                                                       2019 - 2020 учебный  год

Цель.    Развитие фонетико-фонематической стороны речи дошкольников с ТНР.

Задачи.

      Коррекционно-образовательные: закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов из трёх звуков, выделения гласных звуков в словах из одного и двух слогов; закрепление умения подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде и числе; формирование навыка давать ответы полным предложением, обосновывая свою мысль.

     Коррекционно-развивающие: развитие фонематических процессов; формирование слоговой структуры слова; развитие внимания, памяти и логического мышления; развитие общей, ручной и артикуляционной моторики; развитие  связной речи.

     Коррекционно-воспитательные: воспитание навыка самоконтроля над произношением поставленных звуков; воспитание интереса и уважения к труду, интереса к обитателям природы, желания защищать и оберегать их.

      Материалы и оборудование: мультимедийная презентация с использованием телевизора-смарт и компьютера и применением сюжетных и предметных картинок-слайдов, звуковых и видео файлов; ковролин, карточки с символами звуков, предметные картинки; куклы и ширма для кукольного театра: шкатулка-«раковина», декоративные камешки-«жемчужины».

Ход занятия.

  1. Оргмомент. Включен 1-й титульный слайд с самого начала. Вход в группу. Мы заходим в группу и встаём у стены напротив окон. 2-й слайд без звука. Здороваемся. Включаем звук.
  2. Введение в тему. Развитие слухового внимания. Ответы на вопросы по знакомой сказке полными предложениями. Здесь и далее: Л. – учитель-логопед; Д. – дети.

Л.  – Ребята, вы слышите? (Звук волн, шум моря…) Поворот к экрану. Да, это волны набегают на берег. Давайте присядем на этом берегу. Садятся на стульчики. А вы помните сказку, которая начинается так: «Жил старик со своею старухой у  самого синего моря…»?  

Ответы детей.

      -Кто приходил к морю звать рыбку? После правильного ответа слайд 3. А кто его посылал к рыбке? … 4-й слайд. Отодвигается шторка кукольного театра и появляются куклы старик и старуха. Это старик, старуха.

     А сегодня нужна помощь самой рыбке. Слайд 5. Помните, старуха пожелала   быть владычицей морскою? Выполнила рыбка это пожелание? («Нет, и осталась старуха у разбитого корыта.»). Слайд 6.

 Не понравилось это настоящему морскому царю (слайд 7) и взял он в плен золотую рыбку. (Дальше до упоминания рыб держим этого царя.) Чтоб её выручить, нам нужно наполнить эту раковину жемчужинами, которые после шторма разбросало по морскому берегу. (Л. показывает шкатулку в форме морской раковины.) Поможем, ребята, рыбке? … Где же нам искать эти жемчужины?

 

3.Формирование слоговой структуры слова. Соотнесение предмета, изображенного на картинке со зрительной моделью, содержащей символическое         изображение слогообразующих гласных звуков.

Слайд 8. Л.  Ребята, смотрите, собралась стайка рыбок -  подружек нашей рыбки. Слайд 9. Самая смелая подплыла поближе, хочет нам что-то сказать, но мы не слышим её. Но мы с вами можем определить по губам гласные звуки. Кого называют рыбки? - На стенде с ковролином  прикреплены предметные картинки. – Если мы поможем этим персонажам и  справимся с их загадками, то мы быстро наполним раковину.

Д. по схеме выбирают предметные картинки -                    рыба,                   краб,                                            кит,           старик,                      русалка, определяя по символам гласные звуки в слове. Слайд 10 – а – краб, слайд 11 – кит, слайд 12 – рыба, слайд 13 -  старик, слайд 14 – русалка. Меняем слайд, как только очередная картинка прикрепляется на ковролине.

Л.  - Ребята, задачку рыб мы уже решили,  и первая жемчужина появилась в нашей раковине.

  1. Развитие фонематического восприятия, анализ и синтеза. Слайд №15. Слайд – картинка «сом».

Л. Кто это, ребята? … А где же кит? Нам нужно выполнить цепочку превращений. (Используются символы звуков по способу артикуляции – гласные и по звукоподражанию – согласные.)  Назовите по порядку все звуки в слове «сом». На ковролине прикрепляются по порядку символы этих звуков. Если в слове «сом» вместо первого звука произнести [к], что получится? Ставится карточка «К».(«Ком», слайд). После правильного ответа слайд 16. Какой последний звук в этом слове? Если мы заменим его на звук [т], какое слово получится? (Слайд – «кот».) Слайд 17. А теперь поменяем сразу два звука. Назовите первый звук в слове «кот». Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой). А как будет звучать мягкий звук. Вместо твёрдого звука произнесите мягкий, а вместо второго звука произнесите [и]. («Кит»). Слайд 18.

Получилось! В раковине – ещё одна жемчужина от кита.

  1. Физминутка.

Л. Краб предлагает нам отдохнуть от поисков и приглашает на зарядку. Слайд 19.

 Видео «Морядка».

Л. От краба мы получаем новую жемчужину. Сколько их у нас теперь? (Три!)

  1. Подбор названий предметов к признаку, согласование существительного и прилагательного в роде и числе.

Л. Вы поняли, что значит «Морядка»? (Морская зарядка). А про что ещё можно сказать «морская»? (Морская вода, морская волна, морская звезда, морская фигура.) Про что можно сказать «морской»? (Морской воздух, морской якорь, морской лев, морской котик, морской пейзаж, морской песок, морской окунь, морской берег, морской камень.) «Морское»? (Небо, дно, побережье, чудо, чудовище.) «Морские»? (Волны, животные, птицы…)

  1. Определение слова по гласным звукам. Закрепление произношения и характеристики звуков С, Сь .

Л.  – Как вы думаете, это лесная или морская русалка? … Да, это морская русалка, или Морская Дева, дочь морского царя. Слайд 20. Ой, ребята, это, наверное, не русалка (старуха). Слайд 21. Опять появилась другая картинка. Вспомните, что нам подсказывала рыба. Какие гласные звуки в слове «русалка»? Давайте посмотрим на схему. Слайд 22. Правильно? А сейчас? Слайд 23….Слайд 24. Вот и показалась русалка.

В некоторых сказках жемчужины называют слезами Русалки, которые оказываются на берегу после шторма. Русалка любит слушать музыку ветра, волн.  Мы тоже знаем похожие песенки, воды и водички. Как они звучат? (С-с-с, сь-сь-сь.) А еще лучше они зазвучат в наших чистоговорках. Давайте их «чисто» проговорим.

Дети с помощью картинок вспоминают знакомые чистоговорки. Слайды 25-32.

У Сони коса до самого пояса.

Дайте Соне сок и ананаса кусок.

Соня готовит для нас вкусный квас.

У высокого куста Света видит аиста.

Стоит в осоке подосиновик высокий.

Кот Вася есть у Аси.

Десять гусят под осиной сидят.

Маленькую Люсю напугали гуси.

В субботу у Кости будут гости.

 Сад  в снегу, а  по снегу я бегу.

У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

Песню соловей споёт, и спокойно лес уснет.

С осени и до весны спит медведь и видит сны.

У нас сегодня гости: Стас, Семён и Костя.

Стынет суп у Сони, Светы, а они сосут конфеты.

Всех сильней на свете слон, потому спокоен он.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Л. –Русалка любит играть со своим другом дельфином. А дельфин сейчас поиграет с вами.

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «В море плавает дельфин…». Слайд 33.

Получают ещё одну жемчужину.

  1. Развитие  зрительного восприятия, логического мышления, связной речи.

Л. Ребята, а кто из наших гостей не живёт в море?  (Старик.)

 - «Старик ловил неводом рыбу…», зарабатывал на жизнь своим трудом. Он знает много пословиц о труде и хочет узнать, знаете ли вы их. Догадайтесь, какая пословица здесь изображена? – на слайдах предметные и сюжетные картинки, по которым можно определить содержание пословиц:

Не     спеши языком – торопись делом.

Ноги носят, а руки кормят.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Без работы и печь холодная.

Любишь кататься – люби и саночки возит.

Чтобы рыбку съесть – надо в воду лезть.

Глаза страшатся, а руки делают.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.

Золотые руки у того, кто обучился хорошо. По слайдам 34-43 дети определяют знакомые пословицы.

Л. – Молодцы, добрый старик даёт нам ещё одну жемчужину, и теперь их у нас…

  1. Окончание. Итоги занятия.

Л.  – Мы наполнили нашу раковину. Теперь морской царь освободит золотую рыбку. Слайд 44. Смотрите, она плывет по синему морю, гуляет себе на просторе. 45. Рыбка благодарит вас. Слайд 46. Прощается с рыбаком. Слайд 47.А старик-рыбак напоминает ещё одну пословицу: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Слайд 47 без музыки. А наша рыбка не простая, а …, и мы не ловили, а, наоборот, освободили её. Но потрудились мы тоже хорошо. Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

Дети вспоминают, что они делали на занятии и что им понравилось больше всего. Прощаются. Включается музыка на последнем слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного занятия по плаванию "Поиски золотой рыбки". Старшая группа.

Данное занятие является итоговым по обучению детей плаванию в старшей дошкольной группе. В нем используются нетрадиционные методы и приемы: единый сказочный сюжет в стихотворном сопровождении, участие...

Конспект сюжетного занятия по плаванию. Подготовительная группа. Тема: «Поиски золотой рыбки».

Цель: способствуя формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности у детей.Программные задачи:-закреплять плавательные умения и навыки:-работу ног «кролем»,-работу рук «кролем»;-п...

Конспект сюжетного занятия по плаванию. Подготовительная группа. Тема: «Поиски золотой рыбки».

Цель: способствуя формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности у детей.Программные задачи:-закреплять плавательные умения и навыки:-работу ног «кролем»,-работу рук «кролем»;-п...

Конспект занятия по математике в старшей группе "В поисках Золотой рыбки".

Итоговое занятие по математике в старшей группе.Тема: «В поисках Золотой рыбки».Цели: закрепить  с детьми умения по всему пройденному материалу : количественный и порядковый счет в пределах 10;зн...

Досуг на воде "В поисках золотой рыбки"

Досуг на воде "В поисках золотой рыбки" (старшая группа)...