Проведение круглого стола для педагогов
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Евтушенко Людмила Павловна

Круглый стол для воспитателей

Фонетико-фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_fonem.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для воспитателей 

Фонетико-фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста

учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 11 г. Шебекино

Евтушенко Людмилы Павловны

          Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих раздражений поступают к коре головного мозга. И.П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой.

Словарь: Фонетическое нарушение — нарушение артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнить движения языком, в результате чего звук искажается. Фонематическое нарушение — это замена одной фонемы на другую, вследствие чего нарушается смысл слова. (рак –«лак», рожки – «ложки»). Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы - искажаются. Такие нарушения называются фонетико –фонематическими. Фонематический слух — умение выделять звуки из слова и дифференцировать их. Нарушения фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию звуков речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же самой причине идет отставание грамматического строя. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми.

Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико- фонематические (ФФНР) и лексико – грамматические, что повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Систематические занятия по развитию речи в ДОО проводятся, начиная с первой младшей группы и кончая подготовительной. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает фонематический слух.

Каковы этапы работы над звуками, и какая профилактическая работа воспитателя в группе, мы уточним с вами, проведя блиц — опрос.

Блиц – опрос: (воспитатели получают памятки с задачами по развитию фонематического слуха. Их задача: определить возрастную группу, проходит  дискуссия.

Таким образом, четко построенная работа по формированию правильного произношения помогает решить следующие задачи:

- добиваться правильного произношения всех звуков;

- способствует развитию фонематического слуха;

- расширить активный словарь ребенка;

- помочь овладению грамматическими навыками;

- способствовать обучению грамоте;

Необходимо как можно раньше выявить тяжелые нарушения речи, оказав своевременную помощь, направив в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия. Актуальная потребность и задача педагогов дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно — содержательных аспектов не только логопедической, но и профилактической помощи. Использование занимательного наглядного материала в обучении детей фонематическим процессам. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных его характеристик.

У детей старшего дошкольного возраста недоразвитие фонематического восприятия препятствует качественному формированию навыка звукового анализа и синтеза. Для решения этой проблемы я ежедневно в течение длительного времени использую специальные упражнения. В связи с тем, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, можно применять пособия в виде игр — схем, позволяющих в доступной форме представить абстрактные понятия, которыми и являются звуки, слова, предложения. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесение собственных ощущений с изображением на карточках- символах. Затем детям предлагается дать характеристику звука, отбирая необходимые символы. Фея гласных звуков в красном платье, гном в синем костюме – твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки, колокольчик — звонкие звуки, колокольчик перечеркнутый – глухие. Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружками, при знакомстве с гласными я использую символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук /а/ обозначаю большим кругом, звук/у/ маленьким кружочком, /о/ овал и т.д. Использование данного наглядного пособия целесообразно на всех этапах работы. Это и изолированное произношение, и составление слогов, и определение позиции звука в слове, и подбор картинок к зашифрованным звукам. Пособие «Звуковой автобус» — используется с целью определения позиции звука в слове. В 1-ое окошко помещаем картинки, в названии которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-ое если звук в середине слова, в 3-е с данным звуком в конце слова. Немаловажную роль использование наглядного материала имеет в работе по делению слов на слоги. При делении слов на слоги я использую приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Окошки» дети делят слово на слоги (части), подбирая количество окошек на карточке. Задачи по развитию фонематического восприятия мы решаем при использовании прищепок, так называемая «модульная гимнастика».

Это игровое пособие многофункционально. Можно закреплять изучаемый звук с проговариванием потешки, выполняя ритмичные нажимы на прищепку. Помимо развития мелкой моторики пальцев рук пособие можно использовать при звуковом анализе слов. Упражнение «Цепочка» дает возможность выложить слово из звуков, сосчитать количество звуков в слове. При знакомстве с графическим обозначением звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Нетрадиционные приемы по изображению буквы: это рисование на песке, пальцем на ладошке, работа с изографами, обводка буквы пальцем по рельефной поверхности (наждачной, бархатной бумаги). При подготовке к занятию педагогу необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом. К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения речи детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе педагога.

  Памятки для блиц-опроса.

- К какой возрастной группе относятся эти задачи? Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса. Вызывать правильное произношение звуков.

-К какой возрастной группе относятся эти задачи? Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

-К какой возрастной группе относятся эти задачи? Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с ’, з, з‘, ц. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

- К какой возрастной группе относятся эти задачи? Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и спорных л, л’, р, р’. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

-К какой возрастной группе относятся эти задачи? Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях. Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

 От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия. 
Почему необходимо обращать внимание на эту тему? Потому что, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Что же такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с разными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков речи).
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:
- звукопроизношение (может быть: отсутствие звука, замена звука, искажение или смешение);
- фонематический слух – узнавание звука в потоке речи;
- фонематическое восприятие – действия по звуко - слоговому анализу и синтезу.
Вот три составляющих фонетико-фонематического недоразвития. Но, следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.
2 Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Своевременное обучение позволяет сформировать фонематический слух и восприятие и подготовить ребёнка к обучению в школе.
Слушая речь взрослых, произнося слова сам, ребенок внимательно вслушивается в звучание слов, различает сходные и различные по звучанию слова. Дошкольники различают звуки на слух, могут назвать слова с определенным звуком, найти место звука в несложном слове, то есть провести звуковой анализ. Умение слышать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности в обучении письму. Программа обучения ребенка в детском саду предусматривает очень подробное знакомство детей со звуковой стороной языка. 
Однако программа программой, а в реальной жизни большая часть первоклассников не только не имеет понятия о звуковом строении слова, но и страдает так называемой фонематической глухотой. Многие дети слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию (б-п, г-к, д-т), третьим трудно вычленить один звук и т. п. Это вызывает комплекс трудностей при обучении письму.
Для нас письмо – единый автоматизированный процесс. Для маленького же дошкольника – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Сначала ребенок слово слышит, затем понимает его значение и раскладывает на звуки. Теперь нужно синтезировать из звуков графический образ этого слова и перевести его в моторный акт, то есть написать. Если на одном из этапов произошел сбой, то страдает весь процесс. Корректировать нужно то, что нарушено.
На этапе звучания слова нужно быть уверенным, что ваш ребенок правильно его слышит. Есть слух физиологический – тот, при помощи которого мы воспринимаем все окружающие звуки: мерный стук колес, поезда, шум прибоя, барабанную дробь дождевых капель по стеклу. Музыкальный слух позволяет нам улавливать различные по тону звуки. И, наконец, есть слух речевой – тот, который мы используем при восприятии человеческой речи. Если таковой у ребенка оказывается нарушенным, тогда малыш не в состоянии отличить сходные, близкие по артикуляции звуки. А ведь именно один звук способен исказить, а то и полностью изменить значение слов и даже целого высказывания! Сравните: полка – полька, лук – люк, коза – коса. Обучить грамоте ребенка с нарушением речевого (фонематического) слуха бывает крайне трудно. Очень важна и слухоречевая память, при помощи которой мозг «удерживает» звуки и их написание. А ведь научить этому необходимо! Когда малыш только учится писать, все его внимание направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски правильного написания букв. При уже сложившемся навыке письма эти моменты отступают на второй план, а взрослый человек выполняет их автоматически. 
Если все в порядке, то в начале обучения письму ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают. Но нередко бывает так, что ошибок на письме становится все больше и больше, они начинают повторяться и не корректируются простыми тренировками.
Проводя занятия или играя с ребенком, взрослые должны быть очень терпеливы, доброжелательны. Ребенок должен чувствовать поддержку и понимание. Поэтому не жалейте похвал, оценивайте положительно любой, даже самый маленький успех. Нужно многократно повторять звуки, слоги, слова вызывающие затруднения. Это довольно трудоемкое и нудное дело, но постарайтесь быть при этом не в роли строгого судьи, а в роли доброго помощника.
Игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам подготовить ребёнка к школе. 
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …
Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук: 
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр, 
Кладовка, калитка, комод, коридор…
А вот, что на Т вы сумеете назвать?
(Стихотворение Л.Куклина)
А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д.
Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука; вторую – звук в середине слова; третью – звук в конце слова. 
Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.
«Цветы и пчёлка». Ребёнку дать два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Взрослый называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей. Например: дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба. 
Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.
Игра – загадка. Мы загадываем слово (например: модель слова лиса). Оно состоит из таких звуков: первый – мягкий согласный (зелёный квадратик), второй гласный(красный квадрат), третий – твёрдый согласный (синий квадрат), последний снова гласный (красный квадрат). Ребёнок должен угадать слово. Чтобы отгадать, он должен знать, про что загадана загадка. Должен спросить: живое это или нет, сразу станет легче отгадывать. Если это живое, то какой следующий вопрос можно задать? Кто это может быть? И т.д. 
Игра «Придумай сам». А какие ещё слова могут подойти к этой схеме. Пусть попробует подобрать. (Река, небо, тина, кино, зима, лето, бегу, несу, пеку…). Если затрудняются дети – помощь родителей.
Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него будем собирать слова, которые заканчиваются на –ок: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, бок, зубок, роток, молоток, пирожок, бугорок…
Игра «Соберём слова».
- Назови овощ на гласный звук;
- Назови птицу на звук В;
- Назови фрукт на звук Г;
- Назови игрушку на звук С;
- Назови мебель на твёрдый согласный звук;
- Назови дерево на мягкий согласный звук;
- Назови цветок на звук К;
- Назови животное на звук Бь.
Для воспитателей приготовлены буклеты с играми и упражнениями на развитие фонетико-фонематических процессов для детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"

Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Памятка для педагогов "Проведение круглых столов"

laquo;Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Основное предназначение круглых с...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Круглый стол для педагогов: «Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста» (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)

laquo;Методика проведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»  (Профилактика сколиоза, дыхательные упражнения)...

Методический материал для проведения круглого стола педагогов ДОУ "Социально коммуникативное развитие в дошкольном учреждении"

Вести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей,формируя у них определенные психологические кач...