Фонематическое восприятие
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для родителей по развитию фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие восприятия42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы для развития фонематического восприятия .

Подготовила учитель-логопед МАУ Центра «ЛОГОС»

Зудина Наталья Равилевна

Развитие фонематического анализа предполагает обучение ребенка выделению:

  • звука на фоне слова
  • вычленение звука в начале, в конце слова
  • определение его места (начало, середина, конец)
  • определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам

Любое обучение можно сделать интересным и увлекательным. Развитие фонематического анализа и синтеза можно осуществлять на основе игр. Поиграть в них интересно не только детям, но и взрослым.

Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический (речевой) слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т.п., то есть, развиваем мышление дошкольников.

У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение. Расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки.

Приведенные ниже игры повысят интерес детей к звуковой стороне речи.

« Подберем игрушки»

Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображениями животных и птиц.

Правила игры: В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть звук Ж:

Флажок, кружок, ножницы, ежик, жираф и т.д.

Показываем детям куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).

Как зовут куклу? – (ЖЕНЯ,ЖАННА)

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть тоже звук Ж.  Какие  игрушки  дадим кукле?

Если ребенок затрудняется ответить, то ищем нужные предметы в комнате. Звук  Ж очень хорошо интонируем, т.е. выделяем голосом.

«Ищем песенку жука в словах»

Как разговаривает жук? – Ж

Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж)аба, моро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.

А в слове суп есть песенка жука?

А в слове торт?

А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.

Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.

«Подскажи кукле звук»

Игровой материал: кукла.

Правила игры: Кукла очень торопится, поэтому  некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны. Просим поправить, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено…(К).

На него смотрел белолапый щено…(К).

Он хотел его догна…(Т).

А рядом по двору гулял важный пету…(Х).

За ним бегали куриц..(Ы) и цыплят…(А).

Хозяйка вынесла им кор..(М).

«Кто заметит?»

Молча рассматриваем игрушки, мебель, предметы, находящиеся в комнате. Ищем такие, в названии которых есть звук Р: корова, пирамидка, ролики, кресло и т.д.

За правильные ответы можно давать фишки.

Аналогично играем с любыми согласными.

«Заблудились в лесу»

Игровой материал: куклы, игрушки – зверята.

Правила игры: В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Ребенок их  зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

Ми-и-и-ша – (И)

Ры-ы-ыбка – (Ы)

Ко-о-о-тик – (О)

Э-э-э-дик – (Э) и т.д.

Постепенно проигрываем все гласные звуки.

«Найди общий звук»

Правила игры: Произносим 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук. Какой звук встречается во всех словах?

Чайник, очки, ключи.

Жаба, лыжи, жук.

Липа, лес, соль.

Репа, букварь, крепость.

Зима, вазелин, зеркало.

Стул, павлин, иволга.

Просим ребенка самого придумать аналогичные задания.

«Найди лишнее слово»

Правила игры: В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Дети находят это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

«Цепочка слов»

Правила игры: Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.

Например: зима, - «Артек»- кочегар – рот – топор – радуга и т.д.

«Кто больше?»

Игровой материал: картинки.

Правила игры: Предлагаем ребенку придумать слова, в которых звук С был бы:

В начале – сахар, слон, сушка;

В середине – миска, мост, маска;

В конце слова – овес, автобус, насос.

Аналогично играем с другими согласными звуками.

«Добавь звук»

Игровой материал: листы бумаги и ручки.

Правила игры: Читаем стихотворение об озорных звуках:

Не давали звукам дела,

Им безделье надоело!

Надоело им скучать,

И – пошли озорничать…

К в карман к монтеру – прыг!

А в кармане – ролики.

Из кармана в тот же миг

Выскочили…(кролики).

(К слову  «ролики» прибавили звук к и получилось новое слово «кролики».)

После этого говорим слова, а ребенок  добавляет звук. Каждое новое слово получится, если добавить звук  К:

Вол – вол(К)        завтра -

Рыба –         пар -

Моря -

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

Спор – спор(т)               сор -

Бор –         стар -

Бра -

«Вставь пропущенный звук»

Правила игры: ребенок должен вставить звук Л так, чтобы он стал вторым в слове, которое произносит взрослый.

Кок – к(Л)ок         сова -

Пот –           кубок -

Бок –         сух_

Сон –         газ -

Куб -          пан -

Вставить в слово после первого звука Р:

Ковать  -к(Р)овать        такт -        кот -

Кошка –        дама                битва -

Топка –        дать -        тон -

Гаммы –        пуд -                койка -

Каска -        сок -                мак -

«Отними звук»

Правила игры:

Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы           зверь -

Смех         клей -

Крот –        скот -        

Гром –        плуг -

Шмель -        укол –

«Назови старшего братца»

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Называем твердый согласный звук  и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького братца) и бросает мяч родителям.

Например:

Б – Б

Н – Н

К - К

Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого  «братца», т.е. твердую пару названного звука:

Ф – Ф

З – З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".

Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического  восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной реч...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....