Дидактические игры для развития фонематического слуха
консультация по логопедии (средняя группа)

Кабышева Елена Алексеевна

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический,  он позволяет нам слышать звуки окружающего мира  журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

Дидактические игры для развития  фонематического слуха

        Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический,  он позволяет нам слышать звуки окружающего мира  журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Под фонематическим слухом (основным компонентом восприятия речи) понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове. Так ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т.е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать "кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка.

        Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоте,  Наиболее эффективной формой обучения  в детском саду является – дидактическая игра. В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует с взрослыми.

             Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера.                                                              Вот примеры некоторых дидактических игр по формированию фонематического слуха, которые несложно провести с детьми на досуге.

“Найди одинаковые звуки”

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук  {например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант}.

 “Что лишнее?”

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком.

Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}

Например: бабочка, бант, заяц, бочка

                     кот, ель, козел, колобок

                     зонт, замок, шар, заяц

Варианты игры:

обратить внимание на конечный звук {соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус};

на количество слогов {например: кот, мак, рак, лиса};

на гласный или согласный звук начинается слово {например: азбука, дерево, стол, медведь};

на мягкий или твердый согласный начинается слово {например: зуб, свеча, лампа, лиса};

“Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты  мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую {можно использовать фишки, флажки разного цвета}

Варианты игры:

определить местонахождение определенного звука в слове {где он находится- в начале, середине ,конце слова}, его наличие в слове;

различение количества слогов в слове {один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка};

определение мягкости или твердости начального звука слова.

“Путаница”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т.д.)

“Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха.

Задание : подбери слог  к заданному слогу так, чтобы получилось слово {например: ва-за,ня,ся,та; ро-за, ща,та}

Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

“Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно {например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т.д.}

 “Необычные цветы”

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.

Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук {например: Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков}.

“Составь слово по картинкам”

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово {коза, облако, топор – кот;  лимон, индюк, светофор, арбуз –  лиса и т.д.}

Вариант: составить слово на слух, без картинок.

“Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}

Вариант: можно использовать подбор картинок.

“Кубики”

Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.

Ход игры: играющие по очереди бросают кубики {два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.

“Найди слова в слове”

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры: перед играющими демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”.  Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Желаем успехов!

Консультацию подготовила учитель-логопед Кабышева Е.А. с использованием интернет ресурсов www.boltun-spb.ru/sluh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха"

Представлена дидактическая игра "Найди два слова на один звук". Дети учатся выполнять задания по инструкции. Совершенствуются их фонематический слух и звукопроизношение....

Музыкально - дидактические игры на развитие динамического, регистрового, ритмического слуха у детей дошкольного возраста "Музыкальные кубики"

Дидактический  материал  для  детей  младшего,  среднего  и  старшего  возраста  на  развитие  метрической  пульсации  речи, музыкально...

Дидактические игры на формирование фонематического слуха

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта....

Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

Консультация для родителей на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В консультации раскрыта актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

Дидактические игры на развитие слуха, внимания, памяти

Дидактические игры на развитие слуха, внимания, памяти...