Организация работы и взаимодействие специалистов в группе компенсирующей направленности
консультация по логопедии (старшая группа)

Рябова Наталья Георгиевна

освещены практические аспекты работы в логопедической группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»

Консультация для родителей
«Организация коррекционной работы в старшей группе
для детей с ТНР «Леопольд»

Подготовила: Тимонина Т.А. – учитель-логопед

 Рябова Н.Г. – воспитатель

Рязань 2020

          Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных - логопедических - групп детского сада.

Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста.

В логопедическую группу детей с тяжёлыми нарушениями речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, с общим недоразвитием речи 1,2,3 уровня, обусловленным недоразвитием многих компонентов языка). В нашем случае большинство детей имеют общее недоразвитие речи и задержку психического и речевого развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи (1 уровень речевого развития) до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (4 уровень речевого развития). 

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Срок коррекционно-развивающей работы 2 года.

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей.

Организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:

1) отбор и комплектование групп;

2) комплексное обследование детей;

3) составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;

4) основной этап, связанный с реализацией планов занятий;

5) контроль - обеспечение промежуточного и итогового контроля;

6) результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения).

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы

являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

Индивидуальные занятия проводятся два-три раза в неделю.

Продолжительность группового логопедического занятия: в старшей группе - 20-25 минут; в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.   Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

 Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.

Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психологомедико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется наличие у детей фразовой речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико-грамматического анализа, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, сформированность слоговой структуры, строение и сохранность артикуляционного аппарата.

Индивидуальные тетради детей  заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание.

На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются логопед и  воспитатели.

Работа логопеда включает много критериев развития речи, не только исправление звуков.

1. Коррекция звукопроизношения. Разумеется, исправление звуков, постановка отсутствующих звуков. Эта работа проводится индивидуально. Иногда на закрепление звуков в речи детей с одинаковыми нарушениями берут на занятие по 2 - 3 человека.

2. Групповые занятия имеют свои особенности:

-расширяют словарный запас, учат изменять слова, правильно употреблять их;

- обучают связной речи, пересказу, составлению рассказу;

- обучают грамоте (дети учатся слышать, различать в словах звуки, учат буквы, составляют предложения).

Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. Основная задача занятий, проводимых логопедом, состоит в формировании у детей речевых навыков, в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.

Обычно в логопедической группе занятия планируются на неделю по 1 лексической теме. Одну неделю изучают овощи, вторую - фрукты, на третьей говорят про ягоды или грибы, про мебель, инструменты, птиц, животных, времена года, одежду, посуду. Воспитатели свои занятия по математике, ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию тоже посвящают изучению  этой же теме. Такой способ позволяет деткам лучше запомнить учебный материал, знания их систематизируются.

Логопед дает задания воспитателю, чтобы он после сна с детьми проводил беседы, игры на закрепление нужной темы. Повторяют с дошкольниками стихотворения, скороговорки, пословицы.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей.

Учёными доказано, что дети - выпускники логопедических групп были более подготовлены к школе, чем их сверстники из обычных массовых групп. Дети из логогрупп имеют большой словарный запас, развитое слуховое внимание, умеют составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие тексты. Всё это важно для успешного обучения в школе.

Таким образом, стоит отметить очевидные плюсы логопедической группы:

  1. занятия с логопедом проводятся ежедневно, 3 раза в неделю индивидуальные и 2 раза - групповые по 3-5 человек. Логопед прикреплен к группе, т.е. детей за два года она уже знает, к каждому есть свой подход.
  2. Активная речевая среда в группе и постоянная корректировка речи детей воспитателями в течение дня.
  3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы логоритмики, развитие мелкой моторики - все это входит в распорядок каждого дня у детей.
  4. Детки выходят из логопедических групп лучше подготовленными к школе, чем из обычных. Это подтверждают не только сами логопеды и воспитатели, но и мамы детей, которые прошли через них. Уже сейчас, в старшей группе, они активно занимаются звуко-буквенным анализом, учатся правильно строить предложения, давать полный ответ на вопрос, пересказывать и составлять рассказ по картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности...

Перспективно- тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от 5 до 6 лет

В плане можно видеть общие лексические темы, конкретные темы занятий специалистов по коррекционно-образовательной работе...

Перспективно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от4 до 5 лет

В плане показана коррекционно-образовательная  работа специалистов с детьми среднего возраста с ЗПР....

Календарно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития

Планирование раскрывает коррекционно-образовательную работу учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР....

Календарно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития

Планирование раскрывает коррекционно-образовательную работу учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР,...