Принцип систематичности в логопедической работе
материал по логопедии (младшая группа)

Хан Елена Юрьевна

В публикации рассматривается ситуация нарушения принципа систематичности в логопедической работе и её влияние на результативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Хан Елена Юрьевна

                                             учитель-логопед

                                                            МБДОУ города Иркутска

                                              детский сад № 96

Принцип систематичности в логопедической работе

В группе для детей компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В группе систематически проводилась работа по коррекции  произносительной (фонетической, фонематической) и смысловой (лексической, грамматической) сторон речи, проводилась профилактика нарушений письменной речи, работа по развитию связной речи. В основу коррекционной работы легла «Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 4 до 7 лет)».

Решение коррекционных задач осуществлялось через индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, направленные на:

  • Обеспечение практического усвоения лексических и грамматических средств языка (обогащение и активизация словаря, использование различных вариантов словоизменения и словообразования);
  • Формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры слов, развитие фонематического слуха и восприятия);
  • Подготовка ребенка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты (ознакомление с основными понятиями: звук,  буква, слог, слово, предложение; развитие навыка звуко-буквенного анализа слов, навыка анализа предложений);
  • Развитие навыков связной речи (обучение разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составление разных видов рассказов (описание по серии сюжетных картин и  одной сюжетной картине, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.д.);
  • Совершенствование мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственно-временных ориентировок;
  • Развитие психических процессов, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • Формирование умения планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • Овладение способностью к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Результативность коррекционной логопедической работы определяется одним из основных дидактических принципов – систематичностью. Согласно табелю учета рабочего времени учителя-логопеда, в таблице № 1 отражено количество рабочих дней, в которые проводились очные коррекционные логопедические занятия с детьми группы ТНР.

Таблица 1

Учёт рабочих дней учителя-логопеда с очными коррекционными занятиями (без учета дней диагностики детей)

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Дни по плану

11

23

20

22

17

19

21

Фактически отработанные дни

11

10

13

19

17

19

21

Дни по болезни логопеда

0

0

7

0

0

0

0

Дни учебы логопеда

0

0

0

3

0

0

0

Дни отпуска логопеда

0

10

0

0

0

0

0

Консультационные дни логопеда

0

2

0

0

0

0

0

% дней с коррекционными занятиями

100

43

65

86

100

100

100

Средний показатель % дней учителя-логопеда с коррекционными занятиями

85

дистанционно

дистанционно

IV (высокий уровень) – 100-80%

III (средний уровень) – 79,9-65%

              II (низкий) – 64,9-50%

              I (очень низкий) – 49,9% и ниже

Применение уровневой оценки процентного выражения количества дней учителя-логопеда с коррекционными занятиями свидетельствует о достаточности рабочего времени для достижения положительных результатов у детей группы ТНР. Таким образом, принцип систематичности в коррекционной работе учителем-логопедом соблюдался.

Еще одним показателем, оказывающим влияние на результативность коррекционной работы, является соблюдение регулярности посещения логопедических занятий детьми. В таблице № 2 отражен процент посещаемости логопедических занятий детьми группы ТНР.

Таблица № 2

Процент посещаемости детьми группы ТНР № 3 «Калинка» логопедических занятий

       Месяц

ФИО ребенка

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Средний % посещаемости логопедических занятий

Уровень посещаемости

апрель

май

Средний % посещаемости логопедических занятий по группе

71

66

46

67

76

52

65

63

III

дистанционно

дистанционно

Средний уровень посещаемости логопедических занятий по месяцам

III

III

I

III

III

II

III

II

III

дистанционно

дистанционно

Итого по группе ТНР % посещаемости логопедических занятий

Критерии оценки:

IV (высокий уровень) – 100-80%

III (средний уровень) – 79,9-65%

                 II (низкий) – 64,9-50%

                 I (очень низкий) – 49,9% и ниже

Показатели по группе

дистанционно

дистанционно

Уровень

Количество человек

% по группе ТНР

IV

3

13

III

8

33

II

11

46

I

2

8

IV-III уровни посещаемости – 46 %

II-I уровни посещаемости – 54%

Анализ процента посещаемости логопедических занятий показал, что на ноябрь и февраль приходится очень низкий и низкий процент посещаемости логопедических занятий. Это обусловлено всплеском ОРВИ в данные периоды. Средний арифметический показатель посещаемости логопедических занятий в группе ТНР свидетельствует об отсутствии регулярности посещения логопедических занятий детьми группы ТНР (переход от III ко II уровню – от среднего к низкому уровню посещаемости занятий логопеда). Менее половины детей группы имеют высокий и средний процент посещаемости логопедических занятий (46% детей группы ТНР). В условиях отсутствия регулярности посещения логопедических занятий в группе ТНР, нельзя ожидать положительных результатов в плане преодоления речевых нарушений у детей, а, следовательно, и готовности детей успешно освоить программу ДОУ в образовательной области «Речевое развитие».  В данной ситуации судить о результативности коррекционной работы учителя-логопеда в группе можно только по детям, регулярно посещающим логопедические занятия.

Учителем-логопедом разработано перспективное планирование по формированию фонетической и фонематической составляющей произносительной стороны речи, а также лексико-грамматической составляющей смысловой стороны речи. Разработано планирование по обучению грамоте и развитию речи детей. Составлено расписание групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий детей с учителем-логопедом.

В связи с эпидемиологической обстановкой, возникшей не только в РФ, но и в других странах мира, в апреле и мае данного учебного года коррекционная работа проводилась в дистанционном режиме. На официальном сайте детского сада ( https://rused.ru/irk-mdou96/ ) в рубрике «Онлайн детский сад» ( https://rused.ru/irk-mdou96/category/ds_online/ ) размещены задания учителя-логопеда по 8 темам образовательной области «Речевое развитие» в рамках АП группы ТНР: «Космос», «Правила дорожного движения», «Транспорт», «Человек», «Весенние цветы и травы. Праздник весны и труда.», «Животные жарких стран. День семьи», «Насекомые. День победы», «Флаг и герб РФ. Флаг и герб города Иркутска. Наш город.». Также даны 8 заданий, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей с ТНР, и 8 заданий по основам обучения грамоте. Отсутствие механизма и средств контроля за выполнением детьми совместно с родителями домашних занятий в дистанционном режиме, не позволяет отследить результативность работы в дистанционном режиме.

Итак, соблюдение принципа систематичности проведения логопедических занятий способствует эффективной логопедической работе по преодолению речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называе­мого первого уровня речевого недоразвития. При относитель­ной сформированности импре...

Принципы организации логопедической работы.

Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных спосо...

Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.

Принципы организации логопедической работы  с моторными алаликами.            Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Никол...

Развивающие принципы педагогики оздоровления в логопедической работе.

В статье раскрыты принципы педагогики оздоровления и использование в логопедической работе....

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....