Развивающие принципы педагогики оздоровления в логопедической работе.
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Комарова Н.C.

В статье раскрыты принципы педагогики оздоровления и использование в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие принципы педагогики оздоровления в логопедической работе.

Начиная работу с детьми, я обязательно опираюсь на медицинские показатели их здоровья. На логопункте очень много детей, которые очень часто болеют простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.

  • Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения.

Развитие воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Для развития воображения на занятиях я применяю следующие формы двигательной активности детей, имеющие оздоровительную направленность:

  1. Во время физминутки я предлагаю ребенку стать деревом. Имитируя дерево, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ дерева. Ребенок напрягает мышцы спины, рук, пальцев, имитируя ствол и ветви, а затем расслабляет их, пластично изгибает, когда “дерево” гнется под порывами ветра. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на локтях и пальцах.
  2. Перед началом подгруппового занятия предлагаю детям поиграть в доктора. Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Роль доктора дети играют поочередно, таким образом, каждый ребенок входит в образ целителя. Он приказывает различным органам:

- Язычок, будь гибким, послушным, правильно произноси звуки!

- Пальчики, будьте ловкими, быстрыми!

- Ушки, слушайте внимательно!

  • Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это формирование осмысленной моторики

На занятиях этот принцип я реализую в упражнениях на выработку правильного, рационального речевого дыхания. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь. Параллельно с этим я решаю и ряд оздоровительных задач, таких как:  насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов, нормализация  психо-эмоционального состояния, повышение иммунитета.

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к  коррекционному процессу.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в структуру каждого логопедического занятия обязательно включается пальчиковая гимнастика, которая тоже позволяет реализовать принцип осмысленной моторики.

  • Во время пальчиковой гимнастики реализуется и третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Это – игровое упражнение “Лепим умелую и уверенную руку”. Ребенку предлагаю побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. “Материалом” является рука самого ребенка. Другая рука выполняет “ваятельские” функции. “Скульптор” разминает глину, добиваясь пластичности “материала”. Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый “характер”. Большой палец должен быть сильным, добрым (это – “папа”). Указательный палец – строгий, следящий за порядком (это –“мама”). Средний палец – главный помощник родителей – “старший брат”. Безымянный палец – скромная, но очень трудолюбивая “сестричка”. Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать трудности. Ребёнок ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки.

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мыщц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, сопереживания, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации “семейного контекста”) и вместе с тем – активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного самомассажа.

Важную роль по оздоровлению в логопедической работе играет логоритмика.   Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

       Наконец, четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию находит свое воплощение в таких упражнениях, как:

  1. Взаимомассаж, когда дети по очереди массируют, похлопывают, пощипывают ладошки друг друга. Делая массаж друг другу, дети обмениваются “тактильными посланиями”. Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить “ответ” на свое обращение В него входят такие приемы, как поглаживание похлопывание пощипываниепокалывание растирание  и разминание.

Систематическое использование принципов развивающей педагогики оздоровления в логопедической работе  позволяет  достичь следующих результатов:

  • В медицинском аспекте прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей
  • Эта работа способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, улучшает эмоциональный фон общения в группе, учит детей сопереживанию, взаимопомощи.
  • Результаты собственно логопедической работы повышают состояние успешности у ребенка, позволяют ему стать увереннее, комфортнее ощущать себя в группе сверстников.

Я считаю, что реализация в логопедической работе принципов развивающей педагогики оздоровления способствует эффективности работы логопеда и оздоровлению детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в коррекционно-логопедической работе

   Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К сожалению, дошкольников с тяжелыми ...

Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....

Использование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями

ИСпользование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями...

«Моделирование оздоровительно-развивающей работы в ДОУ с учётом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова»

Материалы семинара «От педагогики повседневности - к развивающей педагогике оздоровления»...

Нетрадиционные методы оздоровления в логопедической работе

Поиск новых путей комплексного воздействия на личность  ребенка, привел наш педагогический коллектив к использованию в работе нетрадиционных методик оздоровления и развития детей....

Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей

Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей...