Индивидуальный маршрут речевого развития
материал по логопедии (старшая группа)

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Что-то ему удается лучше, что-то получается хуже. Корекционная работа строится с опорой на индивидуальные возможности ребенка на данном этапе его развития. На основе развернутого обследования составляется индивидуальный маршрут развития. При постановке цели и задач индивидуального сопровождения учитывается уровень речевого развития ребенка. Например, при ОНР 1 уровня цель сопровождения:  активизация речи, создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся речевых нарушений, включение в образовательное пространство группы сверстников. Для Ребенка с 3 уровнем речевого развития цель может бовладение ребенком  самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.ыть поставлена так:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

на 2018-2019 учебный год

Ф. И. О. ребёнка____________________________________________________________________

Дата рождения:_ 5 лет_______________________________________________________________

Логопедическое  заключение: ОНР 1 уровня по типу моторная алалия

Образовательный маршрут: Воспитание и обучение в дошкольной образовательной организации в_ группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми____ нарушениями речи (ОНР 1___ уровня).______________________________________________________________________________

Возрастная группа: старшая группа_____________________________________________________

Логопедическое представление

Диагностика на начало учебного года показала:

1. Понимание речи. Сформировано на бытовом уровне. Некоторые задания выполняются после нескольких повторений.

2. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

 Строение ОАА без видимой патологии. Замедленное и напряженное выполнение проб. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения на другое,

3. Состояние дыхательной и голосовой функции. Дыхание поверхностное, выдох короткий. Голосовые модуляции выражены слабо, голос монотонный.

4. Звукопроизношение и слоговая структура слова. Произношение звуков нарушено. Речевая активность представлена в виде звукокомплексов, лепета.

5. Фонематическое восприятие. Грубо нарушено. Навыками звукового анализа и синтеза не владеет.

6. Состояние словаря. В речи пользуется отдельными словами .. Заменяет экспрессивную речь жестами. Пассивный словарь ниже возрастной нормы. Простые Фразы повторять не пытается.

7. Грамматический строй речи. Не сформирован.

8.Связная речь. Не сформирована

9.  Мелкая и общая моторика  сохранна.

Цель индивидуального сопровождения: активизация речи, создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся речевых нарушений, включение в образовательное пространство группы сверстников.

 Задачи индивидуального сопровождения:

  • формировать знания и представления об окружающей действительности;
  • развивать познавательную активность;
  • формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную;
  • активизировать элементарную связную речь,
  • увеличивать пассивный и развивать активный словарь
  • формировать правильное звукопроизношение:

- развитие  артикуляционного  праксиса,  фонационных возможностей;

- уточнение  артикуляции правильно произносимых звуков в различных

 звукослоговых  сочетаниях;

- вызывание  и  постановка  отсутствующих звуков или коррекция искаженных

               звуков;

            - первоначальный этап  автоматизации звуков в облегченных фонетических

              условиях.

  • развивать и совершенствовать сотрудничество с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичностью, доступностью и повторяемостью материала.

Обучение на занятиях - основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для полноценного формирования речевой функции.

Коррекционная логопедическая работа  осуществляется через подгрупповые и индивидуальные занятия. Количество и продолжительность подгрупповых занятий 20-25 минут 4 раза в неделю, индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 3 раза в неделю

Работа с родителями

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого- педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультации.

2. Беседы.

3. Лекции.

4.  Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Предполагаемые результаты речевого развития:

К концу учебного года ребенок должен:

  • проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
  • слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  • самостоятельно воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и слова из одного (трехбуквенные) и двух слогов (открытые слоги) и усеченные фразы;
  • выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении

Методическое обеспечение:        

1. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. –  СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017

3. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

4. НищеваН.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

5. Комарова Л.А. «Автоматизация  звуков в игровых упражнениях» Комплект альбомов. – М.: Гном, 2014г

6. Косинова Е.М  Грамматическая тетрадь 1,2,3, 4 – ТЦ Сфера, Москва, 2010

7. Косинова Е.М  Лексическая тетрадь 1,2,3– ТЦ Сфера, Москва, 2010

8. Колесникова Е.В.  «Учимся составлять слоговые схемы». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.- М, Ювента, 2014

9. Колесникова Е.В. « Веселая грамматика для детей 5-7 лет». Рабочая тетрадь.- М, Ювента, 2013

10. Колесникова Е.В. «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет» Методическое пособие- М, Ювента, 2012

11.Колесникова Е.В. « От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.- М, Ювента,2014

12. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет». Методическое пособие к тетради «От слова к звуку». - М, Ювента, 2013

13. Колесникова Е.В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет –  М, Ювента,2014

14. Нищева Н.В. «Играйка»  – СПб:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009-2010г

15. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В Домашние тетради №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  для закрепления произношения звуков — М: ГНОМ и Д, 2008.

Планирование  коррекционной работы по периодам

Направления коррекционной работы

Коррекционно-речевые задачи  по периодам

Рекомендованные игры и задания

I период

сентябрь, октябрь, ноябрь

Понимание речи

Формировать  умение вслушиваться в речь взрослого, желание подражать речи педагога

Общие речевые навыки

Совершенствование

функции

артикуляционного

аппарата

Развитие  орального праксиса. Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

«Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки».

«Качели», «Лошадки»

Совершенствование

темпо-ритмической

и интонационно-

мелодической

организации

речи

Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху (не надувая щек)

Работа над мягкой атакой голоса. Выработка  умения пользоваться громким и тихим голосом

«Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Игры «Далеко – близко», «Тихо – громко» (Пропевание песенок гласных с разной громкостью голоса)

Формирование навыков правильного звукопроизношения

Произношение изолированно гласных звуков [а], [у], [о]; [и], [ы], [э].

Произношение изолированно согласных  звуков  раннего онтогенеза  [п], [б], [в]; [ф], [к], [г], [т], [д], [м], [н].

 Слияние гласных и согласных звуков в прямые и обратные слоги по подражанию.

Песенки гласных звуков: ААА – спи, кукла, ООО – болит,

УУУ – ветер воет, ИИИ – кричит лошадка, ЫЫЫ – рычит медведь,   ВВВВ – ветер  воет,  ФФФ – кот фыркает и тп.

Упр. «Повторяшки». Повтори верно звук, слог

Работа над слоговой структурой слова

Вызывание односложных слов на, дай, вот, вон, кот, дом и т.п

Повтор за педагогом двусложных слов с открытыми слогами

Упр. «Повторяшки». Повтори верно слово.

Игры «Отхлопай и проговори слово», «Слоговой магазин»

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

Развитие слухового внимания, вербальной памяти.

Узнавание и называние заданного гласного звука в звуковом ряду.  Узнавание и выделение  первого гласного звука в слове.

Знакомство со звуками [А У И О Ы]

Игра «Где звенит?» (найти звучащую игрушку), «Кто голос  подает?» (имитация голосов животных, компьютерная игра «Развитие речи»)

Игра «Эхо» (повтор слогов или слов из 2 открытых слогов по теме)

Лексика

Обогащение словарного запаса

Расширение и уточнение пассивного словаря по темам:

Я, мой дом, моя семья.

Наш детский сад. Любимые игрушки.

Времена года. Осень золотая.

 Во саду ли в огороде. Овощи.

 Во саду ли в огороде. Фрукты. 

Фрукты и овощи.

Лесные подарки (ягоды и грибы).

Поздняя осень.

Одежда, головные уборы и обувь.

Домашние животные и их  детёныши.

Домашние птицы.

Произнесение слов по теме в доступной форме (отраженно и самостоятельно по предварительному образцу)  в облегченных фонетических  условиях.

«Покажи и назови». Дети называют предметы в групповом помещении.

«Повторяшки». Повтори верно слово, предложение.

«Раз словечко, два – словечко». Дети выбирают картинку и называют изображенный на ней предмет.

Лото «Подбери и назови», «Зеленый друг»

Игры «В огороде у козы Лизы», «Помоги клоуну Роме», «Веселый повар», «Найди малышу маму»

Игра «Отгадай, что это»— подбор предметов к действиям.

Грамматический строй речи.

Формирование навыков правильного грамматического оформления речи

Отраженное проговаривание  слова в разных грамматических позициях, словосочетаний  в облегченных фонетических  условиях

Формировать умение отвечать на вопрос «Кто (что) это?»

«Закончи предложение». (с опорой на картинку и без опоры)

«Повторяшки». Повтори верно слово, предложение.

Лото «Подбери и назови», «Слово за словом»

Игры «В огороде у козы Лизы», «Помоги клоуну Роме», «Веселый повар»

Связная речь.

Развитие связной речи

Отраженное проговаривание простых предложений из 2-3 слов  в облегченных фонетических  условиях.

«Раз словечко, два – словечко». Дети выбирают картинку и называют изображенный на ней предмет. Придумывают с помощью педагога короткое (2-3 слова) предложение о предмете.

Лото «Подбери и назови»,«Слово за словом»

Игры «В огороде у козы Лизы», «Помоги клоуну Роме», «Веселый повар»

Развитие  общей и мелкой моторики пальцев рук

Совершенствование статической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодоление  напряженности, скованности движений)

Пальчиковая гимнастика: « Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать», «Большие и маленькие», «Наши пальчики шагают»,  Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Капля раз», «Компот» «Пальчики-кулачки»,  Пальчиковая гимнастика «Осень» Н. Нищева

 «Продолжи узор».«Трафареты».«Сложи из палочек». «Геометрическая мозаика»

 «Продолжи узор».«Трафареты».«Сложи из палочек».

«Сложи фигуру»

Формирование ВПФ

Совершенствование пространственной ориентации.

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти, мышления.

Игры и упражнения на невербальной основе на развитие зрительного внимания и  памяти: «Что за чем?», «Что лишнее?», «Сложи картинку» (складывание целого из частей),  «Найди предмет похожий на круг».

«Что это?». Узнай по силуэту

Динамика речевых нарушений ребёнка:

В начале года_______________________________________________________________

В середине года (промежуточный срез)_________________________________________

В конце года_______________________________________________________________

                                                                                   

Заключение и рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...