Познавательно-исследовательская культурно-образовательная практика « ГДЕ ЖИВЁТ КАРЛСОН?»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дятлова Жанна Валентиновна

Цель: организация совместного досуга - путешествия по городу и приобщение детей к культурным ценностям (театру)

Задачи:

  1. Создать условия для эффективного вовлечения семьи в совместную с ребёнком познавательно-исследовательскую деятельность;
  2. Приобщить к кукольному театру как виду искусства;
  3. Познакомить детей с ролью зрителя (в театре) и ролью артиста (в ходе итогового этапа проекта в ГБДОУ)
  4. Познакомить с особенностями перемещения в городском пространстве (виды, способы, правила);
  5. Развить наблюдательность, умение видеть необычное в обычном;

Коррекционная направленность: обогащение словаря, развитие фонематических функций, мышления, внимания, памяти, оптико-пространственных функций, звукопроизношения, звуко - буквенного анализа и синтеза.

 

В ходе практики ребята, совершая путешествие – квест, находят ответ на    вопрос «Где живёт Карлсон?», знакомятся с театром, где являются зрителями, а в заключительной части практики становятся артистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnyy_vyhodnoy_dlya_redaktsii_detstvo_press.docx860.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад №120 Фрунзенского района СПб)

Методическая разработка

культурно-образовательной практики

«Нескучный выходной»

Дятлова Жанна Валентиновна – учитель-логопед

 ГБДОУ детского сада №120 Фрунзенского района СПб

электронная почта:  dyat-zhanna@yandex.ru

телефон: +7(911)768-28-42

Михайлова Светлана Анатольевна – воспитатель

 ГБДОУ детского сада №120 Фрунзенского района СПб

электронная почта: svetamihalova@gmail.com

телефон: +7(905)282-54-25

Познавательно-исследовательская культурно-образовательная практика

« ГДЕ ЖИВЁТ КАРЛСОН?»

Пояснительная записка

Цель: организация совместного досуга - путешествия по городу и приобщение детей к культурным ценностям (театру).

Задачи:

  1. Создать условия для эффективного вовлечения семьи в совместную с ребёнком познавательно-исследовательскую деятельность;
  2. Приобщить к кукольному театру как виду искусства;
  3. Познакомить детей с ролью зрителя (в театре) и ролью артиста (в ходе итогового этапа проекта в ГБДОУ);
  4. Познакомить с особенностями перемещения в городском пространстве (виды, способы, правила);
  5. Развить наблюдательность, умение видеть необычное в обычном.

Коррекционная направленность: обогащение словаря, развитие фонематических функций, мышления, внимания, памяти, оптико-пространственных функций, звукопроизношения, звуко - буквенного анализа и синтеза.

В ходе практики ребята, совершая путешествие – квест, находят ответ на    вопрос «Где живёт Карлсон?», знакомятся с театром, где являются зрителями, а в заключительной части практики становятся артистами.

Характеристика группы культурно-образовательная практика проходила в старшей логопедической группе ГБДОУ №120 Фрунзенского района. Возраст воспитанников 5-6 лет. Группа в количестве 16 человек. Особенности их развития заключаются в том, что дети, направленные в коррекционную группу ТПМПК (территориальной психолого – медико - педагогической комиссией) имеют заключения об общем недоразвитии речи. Это накладывает на педагогов и родителей обязательства по коррекции и совершенствованию речевой системы в целом: обогащение и расширение лексического запаса слов, их верное грамматическое оформление, совершенствование фонематического слуха, звукопроизношения, формирование связной речи, развития высших психических функций. Именно поэтому в инструкции для родителей сочетаются логопедический подход (родителям предлагается обогатить словарь детей предложенными словами, выражениями.) и нейропсихологический подход (ребёнку предлагают услышать, увидеть или почувствовать предлагаемую в ходе путешествия информацию, опираясь на разные каналы восприятия).

Продолжительность культурно-образовательной практики составила  1месяц.

Оборудование, используемое в ходе практики: книги А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», мультфильм «Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся!»,  Карта путешествия «Найди мой домик», задания для детей и родителей в ходе путешествия, памятки для родителей,  смартфон, компьютер, сценические костюмы, аудиозаписи к спектаклю, декорации.

Особенность организации партнёрских отношений с родителями: с целью эффективного взаимодействия с родителями в нашей группе была создана группа Vk  http://m.vk/com/club29685513  . Родителям группы была предложена идея путешествия – квеста поиска домика Карлсона и дальнейшего просмотра спектакля, как сюрпризного момента для тех ребят, кто вместе с родителями нашёл домик. Идею поддержали 10 родителей из 16 семей. Родители принимали участие в оформлении карты путешествия, записи видеообращения   Карлсона к детям, приобретали билеты на спектакль «Малыш и Карлсон» театра Карлсон-хаус. Затем, в ходе путешествия и выполнения различных заданий, родители фотографировали ребят или делали вместе с ними селфи, отправляли фото в группу, писали отзывы по путешествию. С каждым из родителей была проведена индивидуальная беседа о ходе путешествия. Родителям были разъяснена идея и задачи путешествия-квеста, розданы путевые инструкции (памятки). Памятки для родителей, о чём говорить с ребёнком и на что обращать внимание детей в ходе путешествия, были опубликованы в группе в Vk. В ходе предварительной работы с детьми, после видеообращения Карлсона к ребятам с предложением  отыскать домик на крыше и прийти в гости к Карлсону, ребятам были вручены КАРТЫ, которые они представили родителям и попросили родителей помочь в поисках домика Карлсона. Таким образом осуществлялась связь с родителями в ходе основного этапа путешествия. В заключительной части родители помогали ребятам изготовить костюмы к спектаклю «Малыш и Карлсон»,  явились первыми зрителями маленьких артистов.


Ход культурно-образовательной практики

Предварительный этап:

Занятие «Где живёт Карлсон?»

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников (что делали дети?)

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики (как, с помощью каких способов, методов, технологий педагог помогал дошкольникам в их самостоятельной, исследовательской, коммуникативной и творческой деятельности)

Родители

Чтение сказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Слушали сказку

Чтение сказки

Просмотр мультфильмов

Смотрели мульфильм

Совместный просмотр

Обсуждение сюжета, главных героев

Включались в обсуждение сюжета и героев сказки.

Отвечали на вопросы.

Обсуждение сказки по следующим вопросам:

-чем вам понравилась сказка?

-каких героев сказки  вы запомнили?

-какой герой понравился больше всего? Почему?

-расскажите, как Карлсон выглядит и какой у него характер?

- Какой вопрос вы зададите Карлсону, если его встретите?

- Интересно ли было вам узнать, где живёт Карлсон, где его домик?

Сюрпризный момент: видеообращение Карлсона и приглашение детей в гости в свой домик.

 Смотрели видеообращение Карлсона.

Организация сюрпризного момента: видеозвонка от Карлсона

Помогли изготовить видеообращение Карлсона для детей.

Изучали КАРТУ (маршрут) путешествия к домику Карлсона

Рассмативали карту, обсуждали путь движения к домику, отгадывали условные обозначения на карте, высказывали предположения, выясняли, могут ли они одни проделать этот путь или им нужна помощь взрослых. Определили, к какому взрослому они могут обратиться за помощью, чтобы отыскать домик Карлсона.

Помощь в рассматривании КАРТЫ путешествия.

Вопросы:

-Как по карте можно добраться до домика Карлсона?

- Откуда вы начнёте путь?

- На какой вид транспорта сначала сядете?

- С какой станции метро поедете в центр города?

- На какой станции выйдете?

- Можете ли вы поехать на поиски домика Карлсона одни?

- Кого из взрослых попросите помочь вам в поисках домика Карлсона?

Помогли изготовить КАРТУ путешествия

Основной этап:

26 января 2020 г. родители с детьми отправились в путешествие – квест «Найди домик Карлсона!» по КАРТЕ (приложение №1) исследуя городское пространство, пути перемещения в нём, выполняя по ходу движения различные задания коррекционного и развивающего вида (Задания от Карлсона для детей  (приложение №2), направляясь к театру Карлсон Хаус, где в качестве сюрприза детей ожидало кукольное  представление «Малыш  и Карлсон». По ходу движения к домику Карлсона родители фотографировали детей или делали вместе с ними селфи. Родителям заранее через соц.сеть Vk (педагоги) и на бумаге (дети) передали ПАМЯТКУ (Задания от Карлсона для родителей - приложение №3)

После того, как путешествие состоялось, родители в группе в Vk, а некоторые на бумаге,   опубликовали свои фотографии (приложение №4) по ходу путешествия, оставили свои впечатления – отзывы  от путешествия (приложение №5).

Итоговый этап:

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

(Что делали дети?)

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Связь с родителями

Обсуждение  путешествия -квеста «Найди домик Карлсона»

Отвечали на вопросы педагога

Организует обсуждение путешествия, задавая вопросы:

 - Все ли нашли домик Карлсона?

- Что было самым интересным во время путешествия?

-Какой сюрприз ждал вас?

- Что вы увидели в театре?

- Что вы услышали в театре?

-Что вы почувствовали?

Родители отправили фоторепортажи после путешествия, поделились своими впечатлениями от нескучного выходного, опросили детей после путешествия:

- какой сюрприз тебя ждал?

- Что ты увидел?

- Что услышал?

-Что почувствовал?

-Что больше всего запомнилось в путешествии?

Рисунки по оставленному впечатлению от путешествия,  раскраски по теме «Карлсон»

Дети рисуют

Организует выбор темы для рисования, помогает в выборе средств для изображения того, что задумали дети

Подготовка к спектаклю, создаваемого по мотиву «Малыш и Карлсон» силами детей. Обсуждение ролей

Дети выбирают роли, участвуют в изготовлении афиши (коллективный коллаж из рисунков), билетов, программки к спектаклю

Побуждает детей поиграть в театр, сообщает, что дети будут теперь не зрителями, а артистами и приготовят сюрприз для родителей – театральную сценку. Распределяет роли с учётом пожеланий детей. Читает сценку. Помогает разучить роли. Ставит представление.

Руководит изготовлением афиши для спектакля, билетов, программки.

Помогают в создании образов, изготавливают костюмы.

Выступление детей перед родителями и другими детьми ГБДОУ на конкурсе «Лучики творчества»

Показывают спектакль.

Сопровождает детей в ходе спектакля

Родители являются зрителями. Награждают детей аплодисментами, криками браво, цветами.

Заключение

В результате культурно-образовательной практики был разработан городской семейный досуг, основанный на использовании игровых технологий взаимодействия детей и родителей. Это доставило огромное удовольствие,   как педагогам, так и семьям наших воспитанников. Педагогам было интересно творить, придумывать задания для детей. Это была большая радость. Родителей удивил квест. Они выражали слова признательности за идею не просто переместиться из пункта А в пункт Б,  но и поиграть с детьми при этом, родители и дети с удивлением обнаружили разницу между своим  районом и центром города. Многие были удивлены, что скульптуры Клодта на Аничковом мосту различаются. Улыбку и интерес вызвало задание, связанное с поиском СЛОНА в вагоне метро. Дети с интересом обнаружили домик Карлсона на крыше театра, увидели приведений, вылетающих из трубы, посмотрели спектакль, угостились плюшками, поиграли в театр во время итогового мероприятия – спектакля.  Родители с детьми сумели с пользой и интересом провести друг с другом время, испытали много позитивных эмоций,  о чём говорят те рисунки, которые дети нарисовали после путешествия и те фотоотчёты и отзывы, которые разместили родители в Vk. Было решено множество поставленных задач, в том числе коррекционных, которые так необходимы детям с общим недоразвитием речи.  Игровым пространством стал  путь в городе, совершаемый родителями с детьми к театру Карлсон Хаус. Детей познакомили с таким видом искусства как театр, дали им возможность побыть и зрителями и артистами, поиграть в театр. Таким образом, дети смогли увидеть театр с разных точек зрения. В процессе практики  у детей появились сначала дополнительные вопросы, а потом и ответы на них, а именно:

-для чего нужен театр?

- кто такие актёры и кто такие зрители?

- от чего получает в театре удовольствие и радость зритель, а от чего артист?

- для чего  артисту аплодисменты?

- кем быть интересней, зрителем или артистом?

Приложение №1

Приложение №2

карлсон.jpg

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ КАРЛСОНА

  1. Выбери нужный знак автобусной остановки и обведи его.

C:\Users\User\Desktop\маме\424edc9e8f08b048cf687ce3bed8b1a4.jpg

C:\Users\User\Desktop\маме\64919.pvio70.1280.jpg

E:\Остановка троллейбуса.jpg

  1. Повтори стихотворение за взрослым, сосчитай слова со звуком Р, запиши их количество в квадратик.

МЕТРО

Нам проехать не хитро

Через город на метро.

Нет машин и пешеходов,

Перекрёстков, переходов.

Путь проложен под землёй

Самый быстрый и прямой.

  1.  На карте отмечай кружком станции  синей линии от «Купчино» до «Невского проспекта». Сосчитай их количество, запиши число в квадратик.

  1. Отгадай ребус и ты узнаешь название реки, от которой берёт начало Невский проспект. Запиши её название.

C:\Users\User\Desktop\маме\0006-010-.jpg

C:\Users\User\Desktop\маме\img7.jpg

Н

  1.   Найди «слона» в вагоне метро.

НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ

  1. Рассмотри скульптуры на мосту.

Кого ты видишь?  Что они делают?

Сколько их сосчитай, запиши.

Сравни их. Они одинаковые?

Найди тень скульптуры, обведи её.

E:\Тень коней клодта.jpg

E:\Тень.jpg

C:\Users\User\Desktop\маме\kisspng-bronze-horseman-monument-neva-river-travel-saint-petersburg-5b204c31667c82.9852596415288433134198.jpg

Узнай, кто автор этих скульптур.

т

о

л

К

д

5

3

2

1

4

8.Отгадай название реки, через которую перекинут Аничков мост.

C:\Users\User\Desktop\маме\Slayd19-e1394438964223.jpg

УРА! Скоро ты найдёшь мой домик!C:\Users\User\Desktop\маме\s1200.jpg


Приложение № 3

ЗАДАНИЯ ОТ КАРЛСОНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Памятка для родителей)

  1. Приобретите билет в театр Карлсон-Хаус на спектакль и не говорите об этом ребёнку!
  2. Рассмотрите вместе с ребёнком карту путешествия. Помогите малышу выполнить задания в процессе путешествия.

Цель – найти домик Карлсона, который живёт на крыше.

  1. Пока вы в пути вы можете обогатить словарь ребёнка:

Часть 1-я

Говорим:

Мы пешеходы

Идём по тротуару

Переходим перекрёсток

По пешеходному переходу

К автобусной остановке

Обращаем внимание:

Знак «автобусная остановка»

Зелёный сигнал светофора.

Часть 2-я

Говорим:

Станция метро «Купчино»

Мы пассажиры метро

Покупаем жетон

Опускаем в турникет

Идём на перрон

Едем до станции «Невский проспект»

Обращаем внимание:

Знак петербургского метро, жетон,

карта метрополитена

Часть 3-я

Говорим:

Центр города

Невский проспект

Аничков мост

Скульптуры Клодта

Набережная Фонтанки

Обращаем внимание:

Проспект, дома, мост, скульптуры, набережная

  1. Вы нашли домик Карлсона. Сделайте селфи. Отправьте фото в группу Vk «Дружные ребята». Рассмотрите дом и домик Карлсона. Обратите внимание на количество этажей, цвет стен, крыши, детали дома.
  2. Зайдите внутрь. Ура! Сюрприз для вашего малыша Спектакль! Посмотрите его вместе с ребёнком.  Не забудьте взять с собой и принести показать в детский сад билеты, программку, буклеты.
  3. Задайте дома вопросы и запишите (по возможности запишите ответы):

- Что было внутри дома, где был домик Карлсона?__________________

-Что ты увидел?_______________________________________________

- Что ты услышал?_____________________________________________

- Что ты почувствовал?__________________________________________

- Что тебе больше всего понравилось в нашем путешествии?________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурная образовательная практика «Волшебные крупинки»

Пояснительная записка Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кто живёт в реке и в озере"

Цель: формирование представлений об обитателях  пресных водоемов(рек, озер),  их образе жизни и значении.Задачи:1)Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности...

Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)

В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Кто живёт в лесу»

В гости к детям пришла Красная Шапочка, чтобы поговорить о лесе. Дети вместе с Красной Шапочкой вспомнили, что лесу есть деревья и растения. Живут много разных зверей, птиц, а так же насекомые. А...

Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"

Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образо...

Презентация познавательно-исследовательского проекта 2 младшей группы «Кто в домике живёт?»

Формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не пр...